Вынося в заголовок статьи, опубликованной в «Зеркале недели» за 4 августа 2001 года, вопрос «Кто правит бал: монополия или суд?», автор, очевидно, надеялся, что в правовом государстве, каковым себя считает Украина, верховенство суда все-таки будет установлено. К сожалению, последовавшие события подтвердили, что господствует на нашем балу, как это ни прискорбно, монополия. И наше предприятие на собственном печальном опыте убедилось в истинности этого утверждения.
ОАО «Запорожский абразивный комбинат» — единственный в Украине и крупнейший в Европе производитель абразивных материалов: электрокорунда нормального и карбида кремния, тугоплавких соединений. Более трех четвертей всего объема произведенной продукции экспортируется. Предприятие уникальное, видимо, поэтому ситуация с энергоснабжением у нас еще более уникальная.
Уже пять месяцев комбинат на треть ограничен в энергопотреблении. И это при том, что никаких юридических оснований для ограничения не существует. Просто именно в мае руководству ОАО «Запорожьеоблэнерго» пришла в голову идея, что абразивный комбинат задолжал ему 4,7 млн. грн. за потребленную в феврале электроэнергию. Ограничили нас 15 мая, а иск в хозяйственный суд подали лишь спустя полтора месяца.
В свою очередь абразивный комбинат подал иск к облэнерго по факту недопоставки электроэнергии в рамках действия фьючерсного договора, заключенного в феврале текущего года между комбинатом и облэнерго. По этому договору комбинат еще в начале марта проплатил около 23 млн. грн. Таким образом, на дату отключения у облэнерго был пятикратный (!) залог по отношению к заявленному виртуальному долгу абразивного. Такое ведение бизнеса представляется не просто некорректным, а цинично наглым.
За нарушение закона Украины «Об электроэнергетике» суд принимает решение взыскать с облэнерго 38 млн. грн. в пользу абразивного комбината.
Еще раньше, сразу же после отключения, акционеры комбината обратились в Ленинский районный суд г. Запорожья с жалобой на неправомочные действия должностных лиц облэнерго и требованием защитить их конституционное право на труд, ведь 500 человек остались без работы. И эта жалоба была также удовлетворена, суд обязал облэнерго немедленно возобновить энергоснабжение комбината.
Решение суд вынес еще 27 июня, но оно не выполнено до сих пор. Исполнительная служба дважды штрафовала руководителя облэнерго, в конце концов, 6 сентября суд принимает решение привлечь к уголовной ответственности председателя правления ОАО «Запорожьеоблэнерго» за преднамеренное невыполнение решений суда. Возбуждено уголовное дело.
Параллельно областная прокуратура возбуждает уголовное дело по факту невыполнения решений суда должностными лицами облэнерго. Если бы решение суда было незаконным, стала бы прокуратура вмешиваться?
Между тем, руководство облэнерго решения судов считает незаконными, очевидно, потому, что они в пользу абразивного, и обвиняет комбинат в давлении на суды. Представляете, каким могущественным должно быть наше предприятие, каков ресурс влияния, чтобы иметь возможность давить на суды различной юрисдикции!
Закономерный вопрос — раз облэнерго считает, что комбинат задолжал какую-то сумму и эти претензии обоснованы, то почему в суд обращались только один раз? Да потому, что даже составить исковые заявления по тем мифическим долгам, в которых облэнерго обвиняет абразивный, не представляется возможным. Поэтому и было подано одно исковое заявление с требованием взыскать с комбината 4,7 млн. грн. за якобы потребленную в феврале электроэнергию. Судебная коллегия, изучив представленные сторонами документы, приходит к выводу, что комбинат не имеет задолженности перед облэнерго, и отказывает в этом иске. А по тем «среднепотолочным» то ли семи, то ли 40 миллионам долга, в которых руководство обэнерго периодически обвиняет «Запорожабразив», иски не подавались и, судя по всему, подаваться не будут. Нельзя же, в самом деле, доказать то, чего не существует. Даже в облэнерго это, кажется, понимают.
25 сентября нашумевший энергоконфликт наконец-то привлек внимание наблюдательного совета ОАО «Запорожьеоблэнерго». Члены совета (кстати, большинство из них — работники Минтопэнерго) прекрасно понимают, чем чревато взыскание с облэнерго 38 млн. грн., и обязывают правление немедленно возобновить энергоснабжение комбината. При этом наблюдательный совет приходит к выводу, что председатель правления В.Гринько умышленно не выполняет решения суда и заслуживает отзыва с занимаемой должности. Но В.Гринько... в срочном порядке заболевает, в который раз за год. А правление вместо того, чтобы выполнить распоряжение своего вышестоящего органа, не соглашается с ним и пишет письма премьер-министру, в которых обвиняет в предвзятости уже не только суды, абразивный комбинат, но и наблюдательный совет.
Запорожская областная государственная администрация попыталась вмешаться в конфликт. Был проведен ряд совещаний, на которых правлению облэнерго предписывалось немедленно выполнить решения суда и наблюдательного совета. Губернатор Евгений Карташов пообещал лично обсудить эту проблему с Президентом Леонидом Кучмой и публично заявил о своей позиции: «Облэнерго поступает неверно»... Но пока «группа поддержки» облэнерго сильнее областной госадминистрации.
Тем временем парад абсурда продолжается: комбинат и дальше отключен, продукция не выпускается и не отправляется заказчикам. Между прочим, практически все потребители карбида кремния — за рубежом. Можете себе только представить, насколько «положительно» влияет сложившаяся ситуация на имидж не только нашего предприятия, но и государства в целом. Нашим зарубежным партнерам тяжело понять, как это конфликт между двумя субъектами не разрешается столь длительное время. Ну а то, что решения судов могут не выполняться, для них просто факт, не поддающийся пониманию. Тем более что в прошлом году мы уже не выполняли перед ними свои обязательства по такой же причине. Из-за противозаконных действий энергетиков основное производство нашего предприятия простояло три месяца, но никто не возместил убытки, хотя и многочисленные суды, и НКРЭ, и Антимонопольный комитет признали, что облэнерго нарушило законодательство и отключения произвело незаконно. К слову, из-за незаконных действий «Запорожьеоблэнерго» пострадал «Энергоатом», с которого Киевский хозяйственный суд взыскал в пользу абразивного комбината 30 млн. грн. за невыполнение договорных обязательств. И ничто не мешает руководству «Энергоатома» в порядке регресса взыскать вышеозначенную сумму с облэнерго.
Как видим, решений разного рода инстанций в пользу абразивного комбината принято уже несметное количество, не хватает разве что резолюции Организации Объединенных Наций по этому вопросу!
Становится совершенно очевидным, что разрешение конфликта «Запорожабразив» — «Запорожьеоблэнерго» невозможно без вмешательства Кабинета министров, лично премьер-министра Анатолия Кинаха, который, зная ситуацию, не принял реальных мер к ее урегулированию. Руководству Кабмина и Министерства топлива и энергетики все-таки придется сделать выводы. Поскольку если об уровне профессиональной непригодности и морального здоровья нынешнего руководства облэнерго еще можно спорить, то его физическая немощность (в текущем году руководитель компании почти половину рабочего времени проводит в лечебных учреждениях) бросает тень на эти уважаемые органы вообще и их руководство в частности. На наш взгляд, пришло время принять решение об отстранении нынешних руководителей компании и назначении других — не заангажированных бизнес-структурами, которые владеют частью уставного фонда облэнерго.
Следует отметить, что в Минтопэнерго наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья имеющих отношение к конфликту личностей. Скажем, заместителя министра Юрия Саквы, который одновременно является и председателем наблюдательного совета «Запорожьеоблэнерго».
Забота о государственных интересах, которую руководство облэнерго демонстрирует в письме к премьер-министру, на самом деле сплошное лицемерие, за которым кроется боязнь прихода нового руководства: могут быть вскрыты истинные масштабы злоупотреблений в хозяйственной деятельности компании. Кстати, такие материалы были собраны во время проверок, проведенных областным контрольно-ревизионным управлением и управлением по борьбе с организованной преступностью, однако логического завершения в виде открытых уголовных дел они почему-то не получили. И этим вопросом могла бы заинтересоваться прокуратура.
Надеемся, что определенную роль в решении конфликта могла бы сыграть и созданная недавно «Ассоциация пользователей услугами монополий» — Антимонопольный союз, которая, в частности, призвана помочь защитить интересы потребителей в сфере электроэнергетики. Это крайне необходимо для того, чтобы переход к рыночной экономике завершился. То, что у властных структур не доходят руки до наведения порядка, может подтолкнуть к неутешительным выводам: многим это просто невыгодно. Но ведь тех, кому порядок в энергетике выгоден, значительно больше — начиная от населения и заканчивая крупными промышленными предприятиями. Антимонопольный союз должен способствовать подготовке и принятию нормативно-правовых документов, которые смогут защитить нас, потребителей, от недобросовестной конкуренции, влиять на тарифную политику, добиваться прозрачности принятия решений во властных структурах. Необходимо взаимодействовать с правоохранительными структурами, которым изучение хозяйственной деятельности предприятий-монополистов может преподнести неожиданные сюрпризы. При этом следует формировать общественное мнение, сотрудничая со СМИ.
Пожалуй, с созданием ассоциации мы опоздали года на два, дорогой ценой теперь приходится расплачиваться за монопольные услуги. Речь не столько о слишком высоких тарифах, сколько об экономическом, социальном и, наконец, политическом ущербе, который несут практически все потребители, а в конечном итоге — государство. Но и этот ущерб может оказаться мизером, если определенные группы, контролирующие нынче облэнерго де-факто, оформят право собственности де-юре. А вседозволенность, с которой предприятия-монополисты, все еще находясь в государственной собственности, ведут себя на рынке электроэнергетики, покажется детским баловством, когда они полностью перейдут в частные руки. Боюсь, тогда уже никто не совладает с рукой, лежащей на рубильнике.