UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАРИУПОЛЬСКИЙ ПОРТ: ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ. ТЕПЕРЬ ИХ УВОЛЬНЯЮТ?

2 сентября Мариупольскому государственному морскому порту исполнилось 114 лет. Но с праздником явн...

Автор: Василий Днепров

2 сентября Мариупольскому государственному морскому порту исполнилось 114 лет. Но с праздником явно не сложилось, хотя даже гости из Киева были — в порту находились генеральный директор «Укрморпорта» Андрей Манучаров и начальник отдела труда, кадровой и социальной политики Министерства транспорта Украины Сергей Климов.

Однако, похоже, приехали они не совсем для поздравлений коллектива и руководства. По порту прокатилась новость, что начальник Мариупольского порта Михаил Дергаусов снят с работы, но еще неделю будет исполнять обязанности. Пока данная информация не подтвердилась, но она очень симптоматична.

В принципе, это уже была не первая попытка. Еще в августе с.г. Дергаусову посвятили фактически целую проверку, которая проводилась в Мариупольском порту согласно приказу Министерства транспорта Украины. Два дня проверяющие собирали материалы, делая особый упор… на состояние здоровья заболевшего начальника порта.

Были изъяты путевые листы его служебного автомобиля, изучены больничные, приказы по порту и опрошен личный водитель. Цель предельно простая — доказать, что Дергаусов в период болезни находился на работе, и признать его больничный лист недействительным.

При этом в ходе проверки оказывалось давление на лечащих врачей М.Дергаусова (их приглашали на беседу к начальнику медицинской службы в г.Донецк и в г.Киев), предъявлялись требования о закрытии больничного листа, несмотря на состояние здоровья пациента. Поднимался вопрос о правомерности лечения М.Дергаусова в узловой больнице на ст. Мариуполь, хотя у порта есть согласие Главного управления медицинских учреждений «Укрзалізниці» на обслуживание работников порта в данной больнице и заключен соответствующий договор.

В общем, давление шло по всему полю. Очевидно, что таким образом министерство решило отметить итоги работы предприятия, поставившего в прошлом году абсолютный рекорд по переработке грузов за всю историю своего существования.

В 2002 году мариупольцы вышли на второе место среди портов Украины по объему грузопереработки, их результат составил 13,7 млн. тонн. Уровень рентабельности предприятия за этот период составил 40%. Однако в июле с.г. в Министерстве транспорта такие результаты охарактеризовали просто и незатейливо: «За період 2002 рік — перший квартал 2003 року начальник порту Дергаусов М.М. не забезпечив високоприбуткову діяльність підприємства, ефективне використання закріпленого за підприємством державного майна».

Вот и все, чем запомнился Киеву прошлый год, небывалая по сложности минувшая зима. Тогда Азовское море замерзло практически полностью, и единственный на море ледокол (которому под 50 лет) не мог обеспечить проводку всего и вся.

Тяжелые условия зимней навигации 2003 года не могли не сказаться на результатах работы порта, и это тут же было использовано Министерством транспорта Украины, чтобы отметить факт снижения объемов первого квартала в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года. Однако по окончании ледовой обстановки Мариупольский порт наращивает объемы и уже в июле 2003 года добивается рекордного за историю порта объема перевалки груза в месяц.

Итоги августа, по предварительным данным, остаются на том же рекордном уровне. Но все это, очевидно, для Киева не аргумент. Как и то, что из 207 млн. гривен, поступивших в бюджет от 20 портов Украины в 2003 году, 26,4%, или 54,9 млн. грн., приходятся именно на Мариупольский порт. И это при том, что его доля в перевалке грузов составляет 18,2%.

Однако руководство Минтранса ищет все новые претензии к мариупольцам. Портовому начальству уже предъявили обвинения в передаче квартир, приобретенных портом, в коммунальную собственность без разрешения Минтранса. Хотя необходимое разрешение на эту передачу порт получил в Госдепартаменте морского и речного транспорта Украины и ГО «Укрморпорт», а как раз в самом Минтрансе решение вопроса затягивается.

Далее следуют предоставления скидок судовлательцам, осуществляющим линейное судоходство согласно свидетельствам о регистрации линий (разрешений), выданных ГДМРТУ.

А один из пунктов вообще изумляет. Минтранс озаботился наличием у предприятия 3,6 млн. грн. дебиторской задолженности. При этом тот факт, что порт обращался по этому вопросу в хозяйственный суд и уже получил судебное решение в свою пользу, что произведена передача документов в государственную исполнительную службу, имеется обращение на банкротство, проведена работа с председателем ликвидационной комиссии, руководителей отрасли как бы не интересует. Работу по возвращению долгов они именуют «бездеятельностью, непринятием никаких мер по взысканию задолженности, неэффективным использованием имущества и более того разбазариванием имущества».

То, что за восемь проверок порта так мало накопали, свидетельствует о том, что в финансах предприятия наведен полный порядок. Очевидно, поэтому и множатся среди частных коммерческих структур желающие порулить его финансовыми потоками.

Одна из попыток реализовать подобные планы наблюдалась в декабре 2002 года со стороны общества «Стивидорная компания «Мариупольский портовый сервис», которое обратилось с заявлением к региональному отделению Фонда государственного имущества Украины в Донецкой области о заключении договора аренды целостного имущественного комплекса «Мариупольский государственный морской торговый порт». Общество, которое стало инициатором аренды порта, имело уставный фонд в 16,5 тыс. грн. и было создано за месяц до обращения в ФГИ.

Кому выгоден нынешний передел? Вообще-то Мариупольский торговый порт не только развивает собственную материально-техническую базу, но и вносит значительный вклад в развитие города, области, оказывает финансовую помощь больницам, школам, детским домам, воинским частям, спорту Украины, правоохранительным органам. (Что послужило поводом для критики со стороны Министерства транспорта Украины). Помогает и Министерству транспорта Украины.

А у самого министерства есть масса других вопросов, требующих безотлагательного вмешательства.

Только один частный эпизод. С января 2002 года Мариупольский государственный морской торговый порт пытается продать теплоход «Енакиево», дальнейшая эксплуатация которого для порта нерентабельна. По этому поводу было уже много обращений в Департамент морского и речного транспорта Украины и непосредственно в Министерство транспорта с просьбой разрешить продажу либо передачу. Ответ до настоящего момента не получен. В результате того, что судьба судна полтора года не решается, порт понес убытков на сумму около 700 тыс. грн. Примеры можно продолжать…

Сегодня Мариупольский порт является лицом Украины и Донбасса. Не хотелось бы, чтобы это осталось в прошлом.