UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ БОЛЬШИХ СВЯЗЕЙ

Такие люди не тяготеют к публичности, а потому редко попадают в поле зрения СМИ. Они не занимаются крупным нефтяным бизнесом, не рвутся в парламент (хотя районным депутатством иногда не брезгуют)...

Автор: Владимир Коваленко

Такие люди не тяготеют к публичности, а потому редко попадают в поле зрения СМИ. Они не занимаются крупным нефтяным бизнесом, не рвутся в парламент (хотя районным депутатством иногда не брезгуют). Как правило, они возглавляют небольшие дочерние, но вполне самостоятельные структуры под крылышком сильных мира сего. Не лезут в их дела, за что получают той же монетой: и в их дела никто не лезет. Вот почему эти небольшие структуры превращаются в такие себе оазисы, анклавы, где царит один закон — воля шефа. Недовольных, конечно, в цепи не заковывают. Но даже уволившись из подобной конторы, они редко могут восстановить справедливость. Ведь связываться с таким царьком никто не хочет: масштаб невелик, а шуму много. А чаще всего настоящим власть имущим, в том числе и непосредственным отраслевым руководителям, просто не до таких мелочей… Сегодня мы расскажем об одном из таких анклавов — ОАО «Украинский институт по проектированию средств и сооружений связи «Гипросвязь» и его руководителе Викторе Горицком.

Раньше это был обычный отраслевой проектный институт. Его корпоратизация и акционирование начались в 2000 году. Казалось бы, согласно утвержденному еще в 1993 году Кабмином «Положении о наблюдательном совете», председателя правления института должен был утверждать наблюдательный совет. А в уставе ОАО «Гипросвязь» написано, что «первым председателем правления является директор Государственного института по проектированию…», а «кандидатура следующего председателя правления утверждается учредителем (Госкомсвязи. — Ред.) по представлению наблюдательного совета». Однако Виктор Горицкий наблюдательным советом не утверждался и не подавался! Хотя и является вторым председателем правления «Гипросвязи». На свой пост он был назначен третьего августа 2001 года именно учредителем. В то время пост председателя Госкомсвязи занимал Станислав Довгий, а его первым заместителем был Николай Гончар — бывший сослуживец Горицкого по Киевскому дважды краснознаменному высшему военному инженерному училищу связи имени М.Калинина.

Напомним, в бытность Гончара начальником училища, а позже военного института управления и связи, Горицкий возглавлял в нем факультет спецсвязи. А до того Горицкий и Гончар работали на спецкафедре вышеупомянутого факультета, где обучали будущих офицеров тонкостям работы советской спецаппаратуры (комплексов шифрования)... Назначение Николая Гончара на пост одного из руководителей отрасли связи привело в нее множество «военспецов» (см. статью «Почту, телеграф, «Телеком»…», «ЗН», № 397, 15 июня 2002 года), и Горицкий обязан назначению на эту должность исключительно ему. Кстати, подобная тенденция получила свое развитие и в самой «Гипросвязи». Сегодня начальственные посты в институте занимают почти полтора десятка бывших «военспецов» — это 20% всех руководящих должностей. Кстати, в настоящее время в «Гипросвязи» — 14 директоров на 400 сотрудников. Тогда как в советское время на 1000 сотрудников приходились лишь директор, его заместитель и главный инженер…

Зато когда в апреле 2003 года Николай Гончар был вынужден покинуть Госкомсвязи, у Виктора Горицкого возникли определенные проблемы: новый руководитель отрасли на продолжение его контракта согласился не сразу. Пришлось прибегнуть к военной хитрости: годичный контракт на занимаемую должность Горицкого, который завершался в июле 2003 года, был продлен… на пять лет! Подпись под соответствующим дополнением к контракту поставил Гончар. Еще в апреле. Произошло ли это в последний момент работы последнего в Госкомсвязи или делалось «задним числом» — установить трудно. Никто из сотрудников «Гипросвязи» этого документа никогда не видел: он находится в кадровом управлении Госкомсвязи.

А чтобы наблюдательный совет не мешал своей наблюдательностью, оттуда «ушли» (естественно, по собственному желанию) двух представителей трудового коллектива: Я.Михновского и А.Повшедного. В результате функционирование наблюдательного совета было парализовано…

Подобные должности тем и хороши: творить на них можно все что угодно, а масштаб творений не тот, чтобы эти «вольности» помешали кому-то из «сильных мира сего». Например, можно самого себя премировать (премия, как известно, заметная надбавка к жалованию госчиновника). С одной стороны, согласно «Положению о премировании председателя правления ОАО «Гипросвязь», утвержденному председателем Госкомсвязи в 2001 году, премии ему выплачиваются лишь по разрешению наблюдательного совета. Однако наблюдательный совет ОАО «Гипросвязь», как мы уже отмечали, не функционирует! Кстати, выплаты членам совета, которые должны проводиться согласно п.14 «Положения о наблюдательном совете», утвержденного Кабмином, тоже не проводятся. Зато самому Горицкому премии выплачиваются регулярно! И ежеквартальные, и ежегодные, и прочие. Только за 2003 год ему было начислено около 40 тысяч гривен премиальных.

Обычно подобные заведения превращаются в пристанища для друзей их руководителей, а также руководителей более высокого ранга. Не говоря уж об их подросших отпрысках. Есть подобные примеры и в «Гипросвязи». Например, однокурсник дочери Горицкого по историческому факультету Ю.Гончаров был принят в институт на должность инженера-программиста. И это несмотря на отсутствие не только специального, но и просто высшего образования. А другой подобный совместитель — студент Е.Ячменев — является сыном одного из высокопоставленных чиновников Госкомсвязи.

Интересны и некоторые нюансы оплаты труда в ОАО «Гипросвязь». Например, военный пенсионер Л.Урывский, заместитель Горицкого по учебной части в КВВИУС, вместе со своей помощницей С.Шевчук за период с января по октябрь минувшего года получили 22,6 тыс. гривен (при средней зарплате по институту — 900 гривен в месяц). О характере работы последних говорит их программа на 2004 год: согласно этому документу, они должны, например, «разработать текст распоряжения» или «разработать приказ»… Согласитесь: поручить это сотруднику юридического отдела института было бы гораздо дешевле. Неужели правду говорят злые языки о том, что через подобные «заказы» военным пенсионерам обналичиваются деньги? А чего стоят, например, 9 тысяч гривен, выплаченные О.Матову фактически за лекцию по и так хорошо известному специалистам стандарту качества ISO 9000? Или тема «Шлюз» — разработка технической документации на небольшую приставку, позволяющую соединять мобильный телефон с проводной телефонной сетью. За 2003 год конструкторскому отделу «Гипросвязи» в составе семи человек было перечислено 146,3 тыс. грн., пяти сотрудникам, задействованным по трудовым соглашениям, — еще 14,7 тыс. грн. 49,9 тыс. грн. ушло ООО «Сайфер», с которым у «Гипросвязи» были заключены соответствующие договора. Странно, что такое количество работников и средств брошено на «изобретение велосипеда»…

Тема «Шлюз» заслуживает внимания контролирующих органов не только из-за явного несоответствия затрат реальному объему работ. Дело в том, что вышеупомянутое ООО «Сайфер» возглавляют близкие родственники Горицкого. Однако в «Сайфере» эти средства не задерживаются и перечисляются в ООО «Гриф-Бин», директором и единственным сотрудником которой является… тот же человек, что и руководитель «Сайфера». Договор №1 между этими фирмами подписан им уже со стороны «Гриф-Бина»! Вот куда нужно было вести инспекторов FATF, недавно работавших в Украине! Спасло Горицкого только то, что размер суммы пока не дотягивает до мониторингового порога этой уважаемой организации. Воистину спасительный принцип всех подобных руководителей — не переборщить…

Виктор Михайлович старательно следует этому принципу. В Госкомсвязи он не на плохом счету — в изложении Горицкого радужные перспективы Нью-Васюков на месте старой «Гипросвязи» заворожили очередное руководство отрасли. Во многом благодаря заступничеству коллег по военному училищу, продолжающих занимать другие руководящие должности в отрасли. Например, руководителя Центра «Укрчастотнадзор» Владимира Олейника (в прошлом — руководителя НИЦ КВВИУС). Охраняет «самодеятельность» Горицкого и строжайшая инструкция о неразглашении конфиденциальной информации, которая, например, запрещает передавать внутренние документы института «представителям судебных, ревизионных и следственных органов, народным депутатам и представителям СМИ». Однако, если ревизионные, следственные и другие органы все же заинтересуются происходящим в Гипросвязи, они откроют для себя много нового. Правда, в этом случае тень неминуемо падет и на руководителей Госкомсвязи. Поэтому последним имеет смысл навести в своем подведомственном институте порядок.