UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛуАЗ «наехал» на налоговую

Сталинский лозунг «об усилении классовой борьбы по мере приближения к коммунизму» творчески переосмыслен и взят на вооружение госаппаратом для борьбы с политической оппозицией...

Автор: Павел Бушев

Сталинский лозунг «об усилении классовой борьбы по мере приближения к коммунизму» творчески переосмыслен и взят на вооружение госаппаратом для борьбы с политической оппозицией. Борьба с инакомыслящими ведется на всех фронтах. Одно из главных направлений удара — бизнес, близкий оппозиционным политикам. С одной стороны, это одна из важных составляющих их независимости от властей. С другой — подобный метод выяснения отношений позволяет властям обвинять оппозиционеров в наличии крупной собственности (что само по себе не является криминалом, но дает возможность рассуждать: «В окружении имярек собрались такие же олигархи, как и вокруг ныне действующего президента») и в том, что, дескать, оппозиция работает с нарушением действующего законодательства.

Обозначенная проблема для Украины отнюдь не нова. Свежести ей добавляет нынешняя предвыборная ситуация. Увлекшись борьбой с оппозиционным бизнесом, АП явно перешла границу разумного. Во-первых, подобное давление лишь добавляет оппозиции «спортивной злости», ибо ответ на вопрос: «если нынешняя власть сегодня позволяет себе демонстративно игнорировать любые законы, то что будет, если она выиграет выборы?», по сути, не оставляет ей поля для маневра.

Во-вторых, наезды налоговой и прочих контролирующих органов на предприятия из «черного списка» ведут к дестабилизации социально-экономической ситуации в целых регионах страны. А это уже идет вразрез с интересами кандидата от власти. Ведь именно заклинание «стабильность любой ценой», скорее всего, украсит его предвыборный штандарт.

Ярким примером подобной дестабилизации является ситуация, складывавшаяся до последнего времени вокруг Луцкого автомобильного завода, где трудится более 1300 человек (средняя зарплата — 800 гривен в месяц) и который является одним из крупнейших налогоплательщиков как в Луцке (на долю ЛуАЗа приходится треть городского бюджета), так и в Волынской области.

Напомним, что осенью прошлого года Кабмин утвердил инвестиционную программу этого предприятия. Через две недели, в канун Дня автомобилестроителя, трудовому коллективу ЛуАЗа преподнесли «подарок», подготовленный в недрах АП, — указ Президента об отмене инвестпрограммы. В принципе, этот документ предполагал отмену в будущем аналогичных программ и для остальных автопроизводителей — Запорожского и Львовского заводов. Однако на деле данная оговорка вылилась в то, что был принят Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины», который не только ударил по кошельку покупателей иномарок, но и фактически увеличил объем льгот для предприятий, чьи инвестпрограммы в итоге остались в неприкосновенности. Цепь этих событий привела к тому, что ЛуАЗ совместно со своим техническим партнером — японской корпорацией Isuzu Motors — был вынужден приостановить реализацию инвестиционной программы.

Беда не приходит одна. Практически одновременно с отменой инвестпрограммы на предприятии буквально поселились мытари. «Десант» налоговиков из нескольких регионов, «усиленный» специалистами центрального аппарата ГНАУ, гостил на ЛуАЗе несколько месяцев. Результатом проверки стали: изъятие 39 томов финансово-хозяйственной документации (которые впоследствии с большим трудом удалось вернуть на предприятие); невнятные обвинения предприятия в непрофильном экспорте (мытари так и не смогли объяснить, что здесь криминального); брифинги налоговой, на которых руководители ГНАУ почем зря полоскали честное имя завода и угрожали его руководству.

Тем не менее ЛуАЗу удалось выстоять. Реальный перелом в конфликте произошел в течение последнего месяца. Ситуацию вокруг ЛуАЗа рассмотрела временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам расследования фактов давления на народных депутатов Украины. Однако настоящим «Днем восстановления справедливости» стало для Луцкого автозавода 6 июля, когда Хозяйственный суд Волынской области отменил решение ГНАУ о доначислении налогов в соответствии с актами проверки предприятия и признал незаконными доказательства, которые легли в основу обвинений в адрес ЛуАЗа со стороны налоговой.

В свою очередь, Апелляционный суд Волынской области удовлетворил жалобу генерального директора ОАО «Луцкий автомобильный завод» Владимира Гунчика о неправомерности открытия региональной налоговой инспекцией уголовного дела против руководителей ЛуАЗа по обвинению в уклонении от уплаты налогов.

Фактически три вышеупомянутых решения независимых друг от друга органов законодательной и судебной власти говорят об одном: налоговики не имели никаких оснований обвинять завод в каких-либо нарушениях законодательства. И если они это ничтоже сумняшеся делали, то, значит, ими двигала одна, но пламенная страсть, подогреваемая из некоторых кабинетов на Банковой. Хотя, возможно, отчасти ситуацию вокруг ЛуАЗа объясняет заявление, сделанное на этой неделе новым главой ГНАУ Федором Ярошенко, о необходимости повышения интеллектуального уровня своих подопечных. Почти по Жванецкому: «Тщательней надо ребята, тщательнее».

Не исключено, что мытари не остановятся в своих потугах еще раз «наехать» на ЛуАЗ. Тем не менее решения судов и временной следственной комиссии парламента имеют очень важное значение как для трудового коллектива предприятия, так и для его партнеров. Эти решения демонстрируют, что завод способен противостоять государственной машине и, более того, побеждать. Не случайно именно в июле ЛуАЗ выиграл в острой конкурентной борьбе за право собирать в Украине «Нивы» ВАЗ 21213.

С Луцким автозаводом продолжают активно сотрудничать партнеры из дальнего зарубежья и, в первую очередь, Isuzu Motors. Руководство ЛуАЗа не исключает, что в ближайшем месяце будет сделан очередной шаг в направлении отстаивания интересов предприятия. Завод либо его инвесторы собираются подать иск о признании решения об отмене инвестпрограммы незаконным. И, возможно, пусть и с задержкой на год, амбициозный проект Луцкого автозавода (который, по замыслу его разработчиков, способен изменить экономический ландшафт как Волыни, так и всего отечественного автопрома) наконец начнет свое движение вперед.