UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУРИНЫЕ КОТЛЕТЫ БУДУТ. УЛАДИТЬ БЫ СНАЧАЛА КУРИНЫЙ СКАНДАЛ В ГАВРИЛОВКЕ

Любители куриной печенки, бульона и цыплят-табака должны подождать. Скандал, разыгравшийся между ...

Автор: Ольга Щедрина

Любители куриной печенки, бульона и цыплят-табака должны подождать. Скандал, разыгравшийся между американской фирмой «Авиан Фармз» и ее украинским партнером - Государственным племенным птицеводческим заводом «Полесский» - лишает нас возможности лакомиться курятинкой.

КАЗАЛОСЬ, ОНИ СОЗДАНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА

Когда в 1992 году «Авиан Фармз» и ГППЗ «Полесский» решили создать совместное предприятие, предполагалось, что плодом этого союза станет куриное изобилие в Киеве и области. Новое СП имело все возможности, чтобы в короткий срок обеспечить столицу и ее соседей превосходным мясом бройлеров породы авиан. Те, кто пробовал это мясо, возводят очи горе и причмокивают: очень вкусно и совсем не похоже на ту курятину, что мы едали в 1990 году, когда ее производство в Украине достигло пика.

Соглашения, заключенные между американцами и их украинскими коллегами, готовились долго, тщательно. Гости из-за океана, объездив тогда еще не развалившийся Советский Союз, ничего лучше, чем завод «Полесский», не нашли - это был идеальный партнер. По крайней мере, так казалось тогда. В самом деле, завод, построенный венграми в 1983 году, и сегодня отвечает весьма высоким стандартам. На территории СНГ нечто подобное есть в Ессентуках, но тот завод разделился на три части и захирел.

В Москве, которой подчинялся «Полесский», американцев отговаривали заводиться с украинским партнером, предлагали других, но «Авиан Фармз» уперлась: или «Полесский», или никто. Спорить с фирмой трудно - в пятерке крупнейших птицеводческих компаний она стоит на втором месте и ведет дела в 60 странах мира. Заключили соглашение, по которому «Полесский» передавал новому СП в аренду три свои площадки и инкубаторий. Американцы сажали на первую площадку однодневных цыплят. Пока они подрастали, «Полесский» освобождал, дезинфицировал, готовил вторую площадку, затем третью. Завод брал на себя обязательство обеспечивать СП электричеством, газом, транспортом, горючим, специалистами. Фирма - вакцинами, кормовыми добавками, технологией, оборудованием, а также, разумеется, цыплятами. Их попытались было доставлять из Голландии автомашинами, но при пересечении трех границ нежный груз не выдерживал таможенных формальностей, когда приходилось ждать часами, и цыплята гибли. По одним данным падеж составил 18 процентов, по другим - 40. Решили возить птицу самолетами.

Речь шла о так называемых прародительских формах. Иначе говоря, о курах, которым суждено было стать прабабушками. Каждая такая несушка стоит 33 доллара. Она производит на свет 58 цыплят. Каждый цыпленок, когда подрастет, произведет уже 145 себе подобных. За пару месяцев последнее поколение превращается в двухкилограммовых бройлеров.

Умножим 58 на 145 и на 2 и получим 16,8 тонны вкуснейшего и экологически чистого продукта - только от одной-единственной курочки.

Таких планировалось завозить в село Гавриловку Выштородского района Киевской области, где расположен ГППЗ «Полесский», десятками тысяч. Их потомство должно было победным маршем двинуться на столицу Украины и за рубеж, откуда к нам потекла бы валюта.

Таковы были планы. В действительности же все получилось иначе.

ЧТО ДЕЛАТЬ. И КТО ВИНОВАТ?

Подписание и оформление документов, необходимых для начала работы СП, затянулось на месяцы. Американцы утверждают, что не по их вине. «Полесский» тоже не считает себя виноватым.

Пока тянулась «волынка», завод освободил площадку от птицы, продезинфицировал помещения, подготавливаемые для американских цыплят, подготовил все, что нужно для их расселения, и стал ждать.

Американцы, не имея акта о передаче помещений в аренду совместному предприятию, тоже ждали. Производственные площади простаивали, завод нес убытки. Ничего хорошего такое начало не предвещало.

Наконец все документы были подписаны, утверждены, цыплята прилетели, и СП заработало. Чем дольше оно работало, тем больше недоразумений и конфликтов возникало между основателями - заводом «Полесский» и фирмой «Авиан Фармз».

Мы беседуем с вице-президентом фирмы Сэмом Липманом, прилетевшим в Киев улаживать рассыпающееся дело. Положение крайне сложное. Куриное изобилие пока откладывается. Из трех площадок, которые ГППЗ должен был передать совместному предприятию, переданы две. Но без третьей нарушается производственный цикл. А без транспорта, горючего, газа и электроэнергии, которыми распоряжается отец неудавшегося дитяти, то есть завод «Полесский», СП вообще жить не может.

Но 5 августа 1994 года завод заявил о своем выходе из совместного предприятия и расторжении соглашения с фирмой «Авиан Фармз». Вот уже кончается осень, когда пора считать цыплят, но считать нечего. Что же случилось?

ДИАЛОГ ОСТРО СЛЫШАЩИХ

Пора предоставить слово директору ГППЗ «Полесский» В.П.Бородаю. В сделанном им заявлении о выходе из СП и разводе с американской фирмой есть четыре пункта, обосновывающие этот шаг.

Пункт первый: неоднократные и грубые нарушения американцами своих обязательств. Так, в 1992 году они посадили на первую площадку своих цыплят, но не в августе, а в ноябре. Об этом читатель уже знает. В августе следующего года, продолжает Виталий Петрович, в Гавриловку прибыло не 39,5 тысячи цыплят, а только 17,8 тысячи. Из-за этого «Полесский» понес убытки.

(На это мистер Липман отвечает, что случившееся произошло не по вине американской стороны, в подтверждение чего приводит доказательства, которые мы опускаем, ибо все эти доказательства он завершает словами: «Тем не менее, мы закрыли на это глаза и возместили «Полесскому» все его убытки».)

Далее в заявлении ГППЗ говорится, что американцы, в нарушение всех договоренностей, повысили зарплату работникам СП в больших размерах, нежели это предусматривалось ранее заключенными договорами.

(Мистер Липман поясняет, что на заводе и в самом деле платят меньше, чем в СП, но зато завод подбрасывает своим людям то курочку, то премию. «И дает возможность кое-что положить себе в сумку», - брякает присутствующий при разговоре наш земляк. Американец просит перевести и решительно протестует: ничего дурного о мистере Бородае он не скажет, они по-прежнему компаньоны.)

В третьем пункте мистер Бородай говорит, что американский участник использовал неопытность украинского партнера на стадии составления и подписания документов. «Осознание и понимание изложенных выше фактов наступило у украинского учредителя только сейчас», - сказано в заявлении о разводе.

(Вице-президент «Авиан Фармз» не понимает. Если мистер Бородай огорчен тем, что доля американской стороны в СП составляет 55 процентов, а украинской - только 45, то об этом можно было рассуждать и в 1993-м, и даже в нынешнем году, но ведь на сегодняшний день американцы выполнили свои обязательства по отношению к СП на 95 процентов, а украинцы - лишь на 66.)

И последний, четвертый пункт. Убытки понес не только учредитель «Полесский», но и его дитя - СП. Потери совместного предприятия в 1993-м финансовом году составили 263 процента от размера уставного фонда СП.

(Генеральный директор СП Г.Н.Колесникова возражает: расчеты производились в долларах, но не по рыночному курсу, а по курсу Национального банка Украины. Если пересчитать по реальному курсу, то убыток, вполне естественный для начального периода деятельности предприятия, составляет не более 30 процентов. Затем пошла прибыль.)

Этим разногласия не исчерпываются. Директор «Полесского» не хочет брать цыплят в своем СП - 2,3 доллара слишком дорого. Лучше покупать их в России за 0,60 доллара.

АМЕРИКАНЦЫ ИЗУМЛЕНЫ

- Цыплята авиан и цыплята «Смена» - это то же, что кадиллак и «Жигули», - говорит мистер Сэм Липман. - К тому же «Полесский» платит не долларами, а услугами!

- А где это видано, - вступает в разговор представитель фирмы, - чтобы соучредитель сознательно подводил партнера?..

Однажды, рассказывает представитель фирмы, в Борисполь прилетел самолет с американскими цыплятами для СП. Его тотчас окружили таможенники: к ним поступили сведения, что птица больна. Показали документы американской стороны - они были в порядке. Нашли ветврача. Он признал птицу совершенно здоровой и вообще пришел от нее в восторг. Начали искать начальство. Начальство уехало домой, рабочий день закончился. Американцы заплатили деньги за то, чтобы двигатели самолета продолжали работать, иначе отключилась бы вентиляция и цыплятам пришел бы конец. Таможенники вошли в положение гостей и на свою ответственность пропустили цыплят после нескольких часов задержки.

Документы, на основании которых все это случилось, исходили... из ГППЗ «Полесский».

В Гавриловке утверждают, что все было не так. Американцы говорят, что у них есть видеозапись.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ, СОБСТВЕННО, ДЕЛО?

Из-за чего сыр-бор разгорелся? На этот вопрос мы получаем крайне противоречивые ответы. Мистер Липман настойчиво повторяет, что не имеет ничего против мистера Бородая лично. Но в Гавриловке работники ГППЗ и СП утверждают, что все дело именно в личных амбициях В.П.Бородая: он де хотел иметь американцев за дойную корову, а не получилось...

- Вовсе нет! - возражает директор завода. - Американская фирма хочет стать монополистом на нашем рынке.

Конфликт разбирали в Министерстве сельского хозяйства. Был составлен протокол, в котором сторонам предлагалось помириться.

Однако... Все идет к тому, что конфликт будет рассматриваться в Стокгольмском арбитражном суде.

А тем временем в селе Гавриловка на двух площадках осиротевшего СП кудахчет американская птица, способная накормить курятиной столицу.

Неужели столице это не нужно?