UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто заказал «Сосновый Бор»?

Формируется общественное мнение о том, что все собственники земли под Киевом — бандиты и олигархи...

Автор: Владимир Коваленко

Формируется общественное мнение о том, что все собственники земли под Киевом — бандиты и олигархи. Следующим шагом будет «взять и поделить»?

Земля в последнее время оказалась в центре пристального внимания общественности, политиков и чиновников. Скандал с раздачей земли в Пуще-Водице вскрыл проблемы с выделением участков в Киеве. Новый губернатор Киевской области тоже пообещал массовую реприватизацию земли. «Большинство природных ресурсов Киевской области за взятки раздали сомнительным структурам… и нужно поступить с ними, как с «Криворожсталью», — заявил Евгений Жовтяк.

Земля под Киевом — золотая. И по своим качествам — вековой лес, чистые озера и реки, где можно не только замечательно отдыхать, но и проживать. И по цене — от одной до пятнадцати тысяч долларов за сотку, что делает ее чрезвычайно привлекательной в качестве товара и актива.

Любой, кто пытался оформить участок в собственность — не обязательно в «крутых» Козине и Пуще, а и в любом селе Киевской области, — знает, насколько сложен этот процесс. Многие вопросы выдачи земли долгие годы не были урегулированы законодательством, а переходные положения Земельного кодекса содержали разночтения. На этой юридической базе и происходило выделение земли сельсоветами. Поэтому можно смело обвинить в соучастии в коррупции многих, кто владеет земельным участком под Киевом. И провести поистине массовую реприватизацию. Большинство людей, у которых земли нет, начинание поддержат: лозунги «взять и поделить» и «дави буржуев» в нашем обществе обречены на популярность. Только вот достанется ли эта земля всем киевлянам?

И что делать тем, кто за эти непростые полтора десятилетия сумел «подняться», заработать своим умом немалые деньги и построить себе достойное жилье — дом под Киевом? Речь идет о том самом «среднем классе», который сегодня называют надеждой Украины. И который, наверное, сознательнее всех поддерживал новую власть во время революции. Ибо верил в обещания дать бизнесу свободу и ликвидировать атмосферу тотального вымогательства, царившую в стране последние несколько лет. Как новая власть будет выяснять, кто из них «средний класс», а кто — «сомнительная структура»? Ведь, напомним, нарушения в приобретении земли при желании можно найти у всех.

Вопрос о том, не превратится ли реприватизация киевской земли в ее массовый передел, не задаем в силу его риторичности…

Итак, заявить о необходимости передела легко, а вот решить все сопутствующие вопросы, в том числе поставленные выше — гораздо сложнее. Иллюстрацией того клубка проблем, который сложился вокруг киевской земли, может быть ситуация вокруг коттеджного городка «Сосновый Бор» близ Козина. Именно он, судя по последним событиям, рискует сегодня быть назначенным на роль «флагмана реприватизации» и самой «сомнительной структуры».

Руководители Товарищества индивидуальных застройщиков (ТИЗ) «Сосновый Бор» говорят, что создавали поселок для того, чтобы реализовать стремление людей жить в цивилизованных условиях, но близко к природе. По их словам, «Сосновый Бор» — не благотворительная коммуна, куда берут всех желающих, однако и не самый дорогой жилищный комплекс под Киевом: его создатели ориентировались не на олигархов, а на «средний класс». Но в октябре минувшего года прокурор Киевской области возбудил уголовное дело по статье 190 ч.4 УК Украины «Мошенничество в особо крупных размерах» по фактам выделения земли застройщикам «Соснового Бора». А в феврале, после смены руководителей областной милиции и прокуратуры, в СМИ начал появляться «компромат» на «Сосновый Бор».

Немного истории. ТИЗ «Сосновый Бор» было зарегистрировано в 2000 году, когда решением Козинского поселкового совета киевской строительной фирме АО «КПМК-2» под индивидуальную застройку Козинским райсоветом было выделено 84 гектара земли. Поселок выставил «КПМК-2» ряд дополнительных условий: подвести газ, электроэнергию, воду, проложить канализацию, связь, дороги в объемах, обеспечивающих в том числе и потребности Козина. Все условия были выполнены в полном объеме.

Концепция коттеджного поселка «Сосновый Бор» предусматривала создание на его территории инфраструктуры, не уступающей городской, для того чтобы его жители могли наслаждаться городским комфортом, живя при этом в чистом сосновом лесу. Кроме газопровода, была построена электроподстанция, к которой подведена высоковольтная ЛЭП. За 35 километров, из Киева, в Козин был проложен телефонный кабель на 2800 соединительных линий (с городскими номерами и Интернетом). Были пробурены артезианские скважины для водоснабжения и сооружен шестикилометровый канализационный коллектор к очистным сооружениям Козина. На территории поселка было проложено более 20 километров различных распределительных сетей. Выполнявшая работы строительная компания «КПМК-2» (она же строит сам поселок по договорам с застройщиками) потратила на это около 60 млн. грн. Все это позволило строить коттеджи со всеми городскими удобствами. Значительной частью этих мощностей пользуется и Козин.

Подобная инфраструктура уникальна для поселков такого типа, которых в Киевской области появилось несколько. Но чаще всего в них ограничиваются компактным строительством особняков, общим забором и охраной. Электро- и водоснабжение часто не рассчитано на такое количество домов. Газ подведен лишь в некоторые из поселков, а проблемы канализации застройщики решают сами, с помощью септиков. Из-за этого в некоторых местах компактного коттеджного строительства возникают проблемы с загрязнением грунтовых вод канализационными стоками. Связь чаще всего только мобильная.

Еще один элемент концепции «Соснового Бора» — максимальное сохранение леса, на территории которого он находится. Собственно, деревья вырубались только на месте дорожек и фундаментов домов. В поселке есть много построек, вплотную к стенам которых растут сосны. Высота домов также была ограничена двумя этажами, чтобы они не нарушали «лесную гармонию». На все порубки деревьев были оформлены соответствующие документы и уплачены необходимые сборы.

В общем, красивый получился поселок. Только вот пока он строился, земля, на которой он находится, подорожала во много раз. И участки с коттеджами, пять лет назад оценивавшиеся в 3—4 тыс. долл., теперь стоят в десятки раз дороже. И будут дорожать еще. А потому неизбежно должны были появиться желающие «порулить».

Еще в 2002 году у «Соснового Бора» появились соседи — фирма «Світ Шляхів», получившая землю рядом, забор в забор. Фирма эта связана с народным депутатом Виктором Пинчуком. Собственно, на этой земле он построил дом, в котором и живет вместе с семьей.

— Сначала «Світ Шляхів» потребовал у «Соснового Бора» поделиться 8 га территории, принадлежащей членам ТИЗ, — говорит директор АО «КПМК-2» Валерий Омельяненко. — И товарищество, испытывая давление, вынуждено было согласиться. Правда, оформлять документы на участок не спешили. А в начале 2004 года помощник депутата Олег Кузнецов предложил подключить строения «Шляхів» к коммуникациям коттеджного городка и пользоваться газом и электроэнергией. В ответ на вопрос об оплате «Бору» порекомендовали обратиться к губернатору… Летом минувшего года обладминистрация потребовала документы о наличии и возможностях коммуникаций «Соснового Бора», а также договоры с застройщиками. Позже было озвучено требование передать под контроль фирмам, принадлежащим супругам Засухам, часть земли и мощностей «Соснового Бора». С этим согласиться было уже невозможно.

Реакция властей оказалась вполне предсказуемой. В начале сентября начались проверки Управления по борьбе с экономической преступностью Киевского облУВД. Милиционеры потребовали от «Соснового Бора» многочисленные документы. При этом продолжали настаивать на оформлении согласия на передачу тех самых 8 га земли «Свiту Шляхiв».

— Особый интерес проявляли к хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, — говорит адвокат Лариса Пупынина. — Однако были предоставлены лишь те документы, которые не содержат коммерческой тайны. Тем не менее 26 октября было возбуждено вышеупомянутое уголовное дело. Только недавно мы узнали, что 5 октября 2004 года «Свiт Шляхiв» получил акт собственности на землю, куда вошла и часть земли, принадлежащей членам ТИЗ. Акт этот, кстати, был подписан лично Анатолием Засухой, хотя по закону он не имел права распоряжаться землями Козинского поселкового совета. Кстати, еще 14 июля 2004 года прокуратура области возбудила уголовное дело против председателя Козинского поселкового совета Валентины Горобец, которая к «Сосновому Бору» не имеет никакого отношения, поскольку была избрана только в 2003 году. Похоже, дело «Соснового Бора» было возбуждено «по фактам», которые следователи «накопали» в результате обысков в Козине. Были проведены также обыски у нотариусов, заверявших договоры по земельным участкам в поселке. Кому-то очень хотелось убить двух зайцев…

В конце осени грянула революция, и следствие проходило в вялотекущем режиме. Некоторый всплеск активности (последний обыск — 14 января) наблюдался в период межвластия, когда новый Президент уже был избран, но еще не принял присягу. 19 января был уволен киевский областной губернатор Анатолий Засуха, 4 февраля председателем Киевобладминистрации был назначен нардеп Евгений Жовтяк.

Новый губернатор почти сразу заявил о том, что будет бороться с нарушениями при выдаче земли в Киевской области (о его противостоянии с «кланом Засух» известно давно). А 11 февраля начальник ГУВД в Киевской области Анатолий Волощук, по команде которого в «КПМК-2» приходили милиционеры, дал пресс-конференцию, на которой, как бы в числе прочих дел, назвал и «Сосновый Бор».

Генерал поделился с журналистами информацией досудебного следствия (по закону, ее разглашение запрещено, и следователи часто ссылаются на это при общении с прессой) о том, что большинство участков в 2000—2001 годах были оформлены на «студентов одного из столичных университетов, проживавших в общежитии на Троещине». Которые за предоставление своих документов получали денежное вознаграждение. Упомянул генерал и о том, что на следствие оказывалось «неимоверное давление» со стороны «новоиспеченных хозяев элитных дач». В общем, попытался ввести в заблуждение нового руководителя области, давая понять, что если тот желает на практике бороться с нарушениями при выдаче земли, то начать нужно именно с «Соснового Бора». Тем не менее 17 февраля Анатолий Волощук был уволен.

— С нашей точки зрения, правдой в выступлении генерала было только то, что мы построили красивый коттеджный городок, — говорит председатель правления ТИЗ «Сосновый Бор» Константин Юмаев. — Да, с начала нашего существования состав членов ТИЗ поменялся. Ушли люди, «не потянувшие» финансирование строительства. Однако ни один из бывших членов товарищества ни разу не предъявлял каких-либо претензий. Большинство из первых его участников до сих пор работают в «КПМК-2».

23 февраля новым руководителям области вновь напомнили о «Сосновом Боре». На этот раз в газете «Факты». Со ссылкой на пресс-конференцию двухнедельной давности, которую дал генерал Волощук, уволенный за неделю до публикации. Кроме уже упомянутых фактов из уголовного дела, в статье есть репортаж о поездке журналистов в «Сосновый Бор», организованной пресс-службой областной милиции. Неожиданно явившихся журналистов охрана на территорию поселка не пустила. Статья содержит красочное описание препятствующих свободе прессы охранников, глухого забора, выглядывающих из-за него крыш крутых особняков и вывод корреспондента: «Нам так не жить…»

А теперь представьте себе реакцию среднестатистического читателя на такую картину. Вот есть «простые смертные», у которых украли землю, а есть живущие в коттеджном поселке «сливки общества» (высказывания из статьи). Можно сказать, что предпосылки для поддержки широким общественным мнением «национализации» «Соснового Бора» созданы. А Евгений Жовтяк на своей первой пресс-конференции в качестве губернатора еще говорил, что «общественное мнение не купишь»… Неужели он никогда не общался с грамотными пиарщиками?

«По нашим данным, только за 2004 год на различных физических и юридических лиц, связанных с руководством Киевской области, было оформлено более 1000 гектаров земли, — говорит член ТИЗ «Сосновый Бор» Олег Малич. — И участки были быстро проданы по коммерческим ценам. Разбирательство по этому вопросу уже идет. Однако такое ощущение, что кто-то упорно хочет подбросить новому руководству области «Сосновый Бор» в качестве козла отпущения. Чтобы дать правоохранителям возможность отрапортовать об успехах в деле возврата земли и этой шумихой отвлечь их внимание от по-настоящему масштабных ее хищений.

Почему именно «Сосновый Бор»? Может быть, это месть за конфликт с Пинчуком. Известно, в том числе и из публикаций в «ЗН», что семьи Пинчуков и Засух дружны между собой. Предложение Татьяны Засухи войти в долю в «Сосновом Бору» поступило от Сергея Тучи, представившегося ее юристом. Статья в газете, контролируемой Виктором Михайловичем, появилась сразу после того, как «Світ Шляхів» был вынужден таки оплатить счет 2,04 млн. грн. за подключение к сетям «Соснового Бора». Мы видим, как в СМИ создается общественное мнение о том, что в коттеджных поселках могут жить только «буржуи» и «бандиты» и что их землю нужно «взять и поделить». Хочется надеяться, что милиция и прокуратура будут выяснять истину, а не выполнять чей-то заказ.

За последние два года размах торговли землей и цены на нее увеличились в несколько раз. Сегодня под понятие «сомнительная приватизация» может попасть любой, кто получал землю в 2000—2003 годах. Думаю, что содействие правоохранительным органам необходимо, если их деятельность направлена на установление истины, а не носит заказной характер».

— Мы верим новому правосудию. А к людям и изданиям, распространяющим информацию, порочащую ТИЗ «Сосновый Бор» и «КПМК-2», готовятся судебные иски. Хотя мы не исключаем и новых подобных публикаций в СМИ, контролируемых Пинчуком, — сообщила Лариса Пупынина.

Ситуация с «Сосновым Бором» поднимает проблему отношений собственников с властью в новых условиях. Олигархи и бандиты действительно построили себе под Киевом много особняков. Однако еще больше построили их обычные бизнесмены — люди не бедные, но зарабатывающие свои деньги честно. О том, что законодательство у нас такое, что любого бизнесмена можно привлечь к уголовной ответственности, писалось немало. При желании, у всех, чей дом выделяется на общем фоне либо оформлен на родственников, можно отобрать и землю, и жилье. Или заставить доплатить, сколько потребуют.

Кстати, в разговорах о реприватизации — как земли, так и промышленных объектов — вопрос о методике их переоценки, как правило, не поднимается. Речь обычно идет только о нарушениях. Да и сама постановка вопроса о доплате требует пояснений: по каким ценам доплачивать? По нынешним? И так каждый раз, как только они увеличатся? За что? Создание межведомственной комиссии, которая, по указанию нового губернатора, должна изучить вопросы выделения земли в области за последние два года, выглядит разумным решением. И есть надежда, что она ответит на все эти вопросы.

Евгений Жовтяк говорил только о землях, «полученных с грубым нарушением законодательства». Хочется верить, что при конкретизации термина «грубые нарушения» всем, кто богат, не придется гадать, будут ли обстоятельства получения ими земли сочтены «грубыми»… Подавляющее большинство киевских бизнесменов всех масштабов поддерживало революцию. «Мы своими руками привели эту власть, почему мы должны теперь ее бояться?» — спрашивают они.

В общем, земельный вопрос в Украине станет сегодня для новой власти трудным экзаменом на мудрость. И если его решение будет необдуманным, основанным только на популизме, это вызовет разочарование.