Кому принадлежат порты в Украине? «Государству», — скажут чиновники. «Чиновникам», — скажут инвесторы. Причем разобраться в этой карусели «стрелкопереводов» сложно даже высокопрофессиональным экспертам. Государство в лице премьера говорит: НАШИ порты должны развиваться, привлекать иностранных инвесторов и, как результат, приносить больше денег. Логично. Но тут на сцену выходят (впрочем, они с нее и не уходили) те, кому иностранный капитал с «чужеземными» правилами ведения дел не нужен — начальники портов и их партнеры.
К огромному сожалению, партнеры таких горе-директоров сидят при власти и их покровительство позволяет совершать непосредственное давление на существующих инвесторов. А такие действия автоматически отпугивают новых.
Те компании, которые только хотят заходить в нашу страну, видят эту суматоху, прекрасно понимают, откуда ноги растут, и отказываются инвестировать в экономику сотни миллионов долларов. А зачем? Ведь потом иностранного бизнесмена начинают обвинять в попытке присвоения государственного имущества, незаконной деятельности и прочих возможных грехах. А если не помогает — тогда есть возможность включить вездесущий админресурс и вообще выгнать непокорного из страны.
Знаете, что самое неприятное? То, что лидеры политического движения Украины не сразу, да и не всегда, разбираются в ситуации. То есть сначала они резко высказываются, потом могут рубануть с плеча, а потом разобраться и сказать «да, зря мы так». Сейчас именно такая кутерьма происходит вокруг порта Южный. Столкнулись лбами некто господин Крук — начальник порта, и компания «Трансинвестсервис» — инвестор, который на данный момент инвестировал астрономические для Украины — свыше 350 млн. долл. — средства в развитие инфраструктуры Южного.
Итак, по официальной версии портовских чиновников, компания ТИС пытается рейдерски захватить порт и лишить государство огромных поступлений в бюджет. Бьет тревогу руководство порта, которое говорит, что компания самостоятельно, без каких-либо документов построила несколько причалов, совершила углубление дна. Кроме «морских» нарушений закона, в заявлениях чиновников звучат еще и данные о захвате земель, правда, уже порту не принадлежащих.
Дальше больше. Мало того что этот инвестор незаконно провел все вышеперечисленные работы, так он теперь хочет еще и компенсаций, что может привести к тому, что у порта просто не окажется денег на выплату зарплат. В общем, отрасль, экономика и государство в целом в опасности. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Заявлением о том, что чиновники на местах коррумпированы, никого не удивишь. Это уже вызывает ироничную ухмылку, вроде: «Ну сколько можно?». И правильно. Они люди «сезонные» — сменится министр, и их сменят, а потому времени у них не так уж и много, чтобы успеть немного подправить свое финансовое положение.
Схема работы порта Южный была отлажена еще при министре Винском. Тогда в некоторых кругах и СМИ просачивалась информация, что прочно затягивающаяся связка Крук—Винский—Урбанский—Крук может надолго «захватить» Южный. Сказать, что они успели завершить задуманное, нельзя. Но вот то, что, даже несмотря на принадлежность к БЮТ народного депутата Крука-старшего, он не усмирит своего сына (начальника порта Южный), говорит о том, что связка не просто держится, а крайне уверена в своих силах. Она готова подставить репутацию премьера ради личных интересов. А вот это уже пугает. Причем не «предательством высоких политических идеалов», а тем, что теперь для них есть только один контролирующий орган — они сами. Это может привести к непредсказуемым последствиям.
Есть еще один плюс для данной связки — имидж Винского резко растет в глазах общественности, поскольку при нем таких проблем с портом Южный не возникало. Это очень может сыграть на руку в предвыборной гонке кандидатов и авторитетов личностей.
Но, пытаясь разобрать, откуда растут политические ноги у портового скандала, мы совсем забыли об инвесторе. А ведь он — одно из главных действующих лиц. По документам, которые удалось получить у пресс-службы ТИС, оказывается, что «отсутствующие» документы у компании имеются. То есть через регистрацию в государственной машине прошли все действия «Трансинвестсервиса». Кроме того, произведенные дноуглубления, постройки причалов уже сейчас приносят порту десятки миллионов долларов ежегодно чистой прибыли. И инвестор справедливо считает, что заслужил некоторые скидки за подобные подарки.
Но пока государственные мужи, чиновники, суды будут разбираться в том, кто прав, а кто виноват, что же получает Украина? Во-первых, нестабильность в отрасли. Резонанс, исходящий от скандала вокруг порта Южный, отпугивает иностранных инвесторов. Какой здравомыслящий бизнесмен вложит свои деньги туда, где его завтра могут назвать вором и отобрать собственность?
Во-вторых, имидж действующей власти падает, как говорится, ниже плинтуса. Ведь пока у руля были теперешние оппоненты, все было тихо и мирно. Связки типа Минтранссвязи—начальник порта прекрасно себя чувствовали. А если кто-то пытался сместить одно из ключевых звеньев цепи, эти действия срочно называли рейдерским захватом, выводили трудовые коллективы на демонстрации, блокировали работу и т.д. В итоге нужный человек оставался у руля, и финансовая схема восстанавливалась.
Итак, складывается странное впечатление, что все действия чиновников, которые сидят на «хлебных» местах, направлены на то, чтобы не дать провести государству ни одной реформы. Почему? Наверное, чтобы не потерять возможности направлять такие суммы государственных денег в собственные кошельки. А они огромны. По данным все той же компании ТИС, она тратила на строительство одного причала в среднем по двести пятьдесят тысяч гривен за один погонный метр. Так вот порт тратит на 9-й причал по пятьсот шестьдесят тысяч. И это при том, что у государственного предприятия есть возможность все делать дешевле, чем у частников.
Разобраться в клубке «южных» сплетен и интриг довольно сложно. Жаль только, что прикрывающиеся БЮТом люди пытаются всеми способами дискредитировать имидж государства, да и власти в глазах общественности. И еще жаль, что премьер никак не возьмет эту ситуацию под свой контроль. Тогда бы стало ясно, кто инициатор: власть или отдельные личности, пытающиеся ее представлять. Чем не прецедент для выборов?