UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОМУ МЕШАЕТ «НИБУЛОН»?

10 млн. долларов (54,5 млн. гривен) на сегодняшний день получил от сельхозпредприятия «Нибулон» Черноморский судостроительный завод, оставаясь даже при этом одним из крупнейших в области должником по заработной плате...

Автор: Дмитрий Ремественский

10 млн. долларов (54,5 млн. гривен) на сегодняшний день получил от сельхозпредприятия «Нибулон» Черноморский судостроительный завод, оставаясь даже при этом одним из крупнейших в области должником по заработной плате. Заметим, что только первый платеж (6 млн. грн.) полностью покрывал бы эту задолженность.

За огромные деньги (около 80 млн. гривен) на законных, подчеркнем, основаниях «Нибулон» приобрел на заводе объект незавершенного строительства, а точнее, намытый участок, где когда-то собирались достраивать суда. Территория представляла собой пустынную местность, заросшую сорняком, и была полностью заброшена после «сдачи врагу» небезызвестного «Варяга». Тем не менее, дождавшись последнего перед перерывом до августа текущего года платежа, государственный холдинг объявил войну «Нибулону», законному владельцу семи гектаров и субъекту специальной экономической зоны «Николаев».

За полтора года, согласно инвестиционному проекту, «Нибулон» вложил в свой участок 140 (!) млн. гривен, намереваясь построить самый современный в Восточной Европе зерновой терминал. Строительство обеспечивает более 2,5 тыс. рабочих мест, а инвестиция составляет почти половину общегородской цифры капиталовложений и более трети областной. Предприятие входит в десятку самых мощных производителей и экспортеров, являясь в этой десятке экспортеров единственным вообще и единственным национальным в частности товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Его доля на мировом рынке тоже котируется в первой десятке.

Совершенная 5 февраля 2002 года сделка абсолютно законна. Это подтверждает судебное решение Высшего хозяйственного суда Украины от 12. 11. 2002 г. по иску заместителя прокурора Николаевской области. Заметим только, что на упомянутое судебное заседание истец не явился. Самой же сделке предшествовало разрешение наблюдательного совета ГАХК «ЧСЗ», а ранее законность подтвердил Фонд госимущества Украины в лице тогдашнего зама, а ныне председателя Михаила Чечетова. Более того, 4 марта 2003 года после обращения народного депутата Николая Круглова по поводу блокирования со стороны ЧСЗ работ на принадлежащем «Нибулону» участке, премьер-министр Виктор Янукович в своем поручении на имя ряда высоких чиновников, в том числе главы Николаевской облгосадминистрации, пишет: «Прошу разобраться. Почему после принятия решения правительства блокируется реализация инвестиционного проекта? Обеспечить урегулирование и доложить».

В ответ из Николаева в столицу направляется депеша от 13.03.03 за подписью главы облгосадминистрации Алексея Гаркуши. Алексей Николаевич информирует премьера о том, что 10 марта «председатель облгосадминистрации провел совещание с участием руководителей обоих предприятий… По результатам совещания были даны поручения относительно решения всех спорных вопросов, а также обеспечения утверждения инвестиционного проекта ООО СП «Нибулон» в сроки до 19 марта 2003 года…»

Итак, проект утвердили. Но теплым солнечным утром 10 мая 2003 года вневедомственная охрана ЧСЗ, ссылаясь на устное распоряжение начальства, не пустила сотрудников «Нибулона» и транспорт фирмы на территорию. Работа остановилась, предприятие начало нести убытки (примерно 20 тысяч долларов в сутки). Связаться с директором ЧСЗ Полтавцевым, который находился в это время на заводе, не удавалось…

Любопытно, что в свое время «Нибулон» обратился к г-ну Полтавцеву с просьбой поднять находящийся на дне у причальной стенки затонувший заводской буксир с гордым именем «Смелый», переполненный сточными водами. Кроме того что к причалу не подойдешь, от этого «Смелого» на акватории возникают гигантские радужные разводы. В письме также излагалась просьба выделить для судоходства в акватории завода «минимально необходимую площадь» — за деньги, разумеется. Руководитель ЧСЗ 16 апреля 2002 года ответил весьма занятной резолюцией. Насчет судна ответ был прост: мол, вам мешает, вы и поднимайте. А вот отповедь по поводу акватории достойна дословного цитирования: «Это по принципу: отдай жену дяде!»

Но дело даже не в грамматике. Акватория-то заводу не принадлежала, и не знать это мог только крайне не компетентный в собственном «огороде» хозяин. «Нибулон», напротив, мог и не знать. А узнав, законным путем оплатил все работы по проекту отвода акватории и получил ее в пользование решением сессии горсовета.

Заместитель генерального директора «Нибулона» Аркадий Козубенко эту историю описывает так: «В 1997 году около 40% всего украинского экспорта масличных культур приходилось именно на нашу фирму. Мы – самый крупный экспортер среди товаропроизводителей, и в 2001 году у нас возникла идея организовать предприятие по принципу частного порта, чтобы расширить возможности выхода на мировой рынок. По предложению ГАХК ЧСЗ и облгосадминистрации мы купили на территории завода восточную набережную. В 2002 году заключили с заводом соглашение. В договоре мы оговорили схему транспортных развязок: завод выделяет нам автодорогу, предоставляет возможность организовать свой КПП и дает право пользоваться железной дорогой. Не был оговорен только вопрос акватории: мы полагали, что она принадлежит заводу и обращались к Вячеславу Полтавцеву с просьбой отвести акваторию. Нам ответили резолюцией про «жену» и «дядю». Мы разобрались, вышли с просьбой на горсовет, и решением сессии нам акваторию выделили».

Тем не менее, директор Полтавцев своим свежим письмом от 16.05.03 настаивает «на скорейшем решении вопроса по землям водного фонда, возврате ГАХК ЧСЗ водной акватории, на которой расположены основные фонды холдинга». Под основными фондами подразумевается, видимо, тот самый затонувший буксир, поскольку акватория, отведенная «Нибулону», никогда не была в собственности завода. К тому же, продавая территорию, заводчане в свое время скрыли факт наличия злополучного суденышка, и в договоре купли-продажи «Смелый» не числится. Таким интересным образом В.Полтавцев якобы стремится устранить разногласия в законодательном поле.

Есть еще масса не менее интересных деталей. Например, Вячеслав Полтавцев выразил желание, чтобы КПП, который построил «Нибулон», был безвозмездно передан на баланс ЧСЗ. При этом охранять нибулоновские объекты и решать, кого пускать, а кого нет, должна ВОХР завода и делать это за счет «Нибулона». Кроме того было выдвинуто требование: по дороге на объект (которую капитально отремонтировал «Нибулон») должно проезжать грузов не более тысячи тонн в день и не более 30 тыс. в месяц. Платить же требуют вне зависимости, есть груз или нет.

Но и это еще не все. «Нибулон» за свой счет отремонтировал железнодорожные пути на свой терминал. Точнее, формально «ремонтировал» завод, но за деньги (более полумиллиона гривен) «Нибулона». Эти 200 метров надо видеть. Автор видел. Видела также и компетентная комиссия Одесской железной дороги. И признала полотно непригодным. В некоторых местах костыли можно вынимать голыми руками (автор пробовал), а кривизна рельсов напоминает ствол ружья для стрельбы из-за угла, так что кое-где состав едет не по рельсам, а по земле, что отчетливо видно невооруженным глазом, а вооруженным — и подавно. Те же пути, которые «Нибулон» восстанавливал и строил сам, признаны государственной комиссией высшего качества. Провести ремонт остального пути своими силами «Нибулону» не дают, зато требуют купить два тепловоза и один капитально отремонтировать. Дальнейшее использование тепловозов предполагает тариф, в два раза превышающий обычный для железной дороги. Вот и возникает вопрос, кого кому отдавать и куда после этого идти?

Создается впечатление, что репутация холдинга, много лет стоящего накануне приватизации, а также имидж Николаевской области, где происходит все вышеперечисленное, никого особо не волнует. Или кому-то просто очень выгоден скандал, поскольку он «разгонит» слабонервных инвесторов-покупателей ЧСЗ и тем самым снизит его стоимость? А «Нибулон» со своими многомиллионными инвестициями на жалких семи гектарах, как кость в горле, — он может помешать «толкнуть» крупнейшую верфь Европы по цене свечного заводика. При таком раскладе моральные и финансовые потери «Нибулона», кажется, никому не интересны.