UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Киевгорнефтепродукт» — забытый брэнд

Ежедневно на киевские дороги выезжают около 600 тыс. автомобилей. Всем им нужно горючее: город является самым крупным его потребителем в Украине...

Автор: Георгий Малинский

Ежедневно на киевские дороги выезжают около 600 тыс. автомобилей. Всем им нужно горючее: город является самым крупным его потребителем в Украине.

Свидетельство тому — растущие, как грибы, автозаправки вдоль трасс, которые пестрят вывесками «ЛУКойл», ТНК, WOG и проч. Их количество будет расти и в дальнейшем: до полного насыщения еще достаточно далеко. И на этом празднике жизни совершенно затерялась компания, которая потенциально была едва ли не главным фаворитом. Речь идет о ОАО «Киевгорнефтепродукт» (КГНП).

У компании были и остаются десятки автозаправок, нефтебаза, неплохие площадки. Т.е. многое из того, что другие годами вырывали зубами. Однако теперь ОАО оказалось на обочине процесса. Точнее, ему помогли, а в последнее время не дают подняться.

Все началось в 2000 году, когда компанию окончательно влили в состав АХК «Укрнефтепродукт». Теоретически, это было сделано для усиления контроля государства, проведения скоординированной политики. Но на практике этот шаг стал элементом подготовки к одной из самых смелых схем смены собственности в нефтянке.

30 мая 2000 года «Укрнефтепродукт» обнародовал информацию об эмиссии своих акций для приобретения 50% уставного фонда ОАО «Киевгорнефтепродукт». А уже через полгода киевская компания сменила владельцев. Причем вполне законно, что и подтвердили последовавшие суды.

Летом 1999-го АХК «Укрнефтепродукт» купила топливо под госпрограммы у греческой фирмы. Однако за поставленные нефтепродукты, как обычно, не рассчиталась. Греки приостановили поставки, требуя погашения долга в сумме 3,1 млн. долл. США.

И тут на свет Божий появляется удивительный документ… «Укрнефтепродукт» заключает договор с кипрской фирмой Bevalo Investments, согласно которому холдинг получил «кредит» в нужном размере аж на… месяц. Точнее, на период с 29 сентября по 27 октября 2000 года. В обеспечение обязательств по этому договору холдинг передал в залог кипрской компании в том числе и контрольный пакет «Киевгорнефтепродукта» (10 млн. акций).

Примечательно, что новую сделку без звука проглотили как правление АХК, так и ее наблюдательный совет. Кстати, незадолго до этого в его составе появился молодой, но влиятельный и быстро растущий политик, народный депутат Андрей Деркач. Его позиция потом сыграет в судьбе как холдинга, так и КГНП не последнюю роль.

Кредит так и не вернули. И акции «Киевгорнефтепродукта» конфисковали в его погашение. А затем моментально перепродали другой инофирме. И все бы было ничего (украинская приватизация знает немало весьма стремных случаев появления не самых худших собственников), однако новый менеджмент киевскую «заправку» развивать явно не собирался. Между тем станции горнефтепродукта все более проигрывали быстро растущим новым сетям заправок.

Более того, лучшие из них стали по договорам аренды передаваться конкурентам, а оставшиеся в основном демонстрировали убытки... Планы развития компании так планами и остались.

Конечно, такая ситуация не слишком радовала акционеров. Потенциально компания была высокорентабельной. Появились желающие исправить положение. Едва живой, но весьма интересный, «Киевгорнефтепродукт» не остался без внимания. Акции компании стали приобретать, благо, часть из них поступила на вторичный рынок.

К 2005 году удалось выработать консолидированную позицию большинства акционеров (ее разделяли владельцы 75,48% акций компании). Теоретически это открывало возможности для модернизации. Новые акционеры провели анализ эффективности, получалось вполне рентабельно, окупаемость — менее десяти лет.

Однако на практике воплощение этой идеи привело к всплеску корпоративной войны. Одно за другим начали срываться собрания акционеров.

Официально Андрей Деркач отношения к компании не имел и ее акционером не являлся. Но, очевидно, глубоко проникся интересами ее прежнего руководства. Во всяком случае, новоизбранное правление «Киевгорнефтепродукта» с этим столкнулось. По словам председателя правления Алексея Гончарова, в прошлом году г-н Деркач лично препятствовал ему в доступе на предприятие, а затем вывел представителей правления с предприятия под предлогом посещения прокуратуры для разбирательства. После этого вход в административное здание для новоизбранного правления был закрыт: там стояла новая охрана…

Зато начались многочисленные суды. Один из них запретил проводить общее собрание акционеров ОАО «Киевгорнефтепродукт» в любое время и в любом месте Украины. Другой потребовал признать незаконным состоявшееся ранее собрание ОАО «Киевгорнефтепродукт», третий запретил бывшим членам правления передавать кому-либо печати и штампы ОАО. Надо думать, они и без того не рвались их сдавать.

Имея абсолютное большинство акций, акционеры обжаловали подобные решения. Обращались к президенту Украины, руководству МВД, в Генпрокуратуру, Верховный и Высший хозяйственный суды. Все-таки проводили собрания, однако по существу прошло уже более года, сменилось три правительства, а воз и ныне там.

Генеральная прокуратура Украины по запросу представителя президента в Верховной Раде даже возбуждала дела по фактам злоупотреблений и намеревалась проверить наличие признаков коррупции в действиях пяти судей.

В общем, юристы без работы не оставались.

Тем временем предприятие теряло даже ту небольшую рыночную долю, которая у него осталась. Годовой оборот компании составляет 70,1 млн. грн. при убытках в 2 млн. грн.

Вдобавок уже появились опасения, что оставшиеся активы могут либо вывести за долги, либо влить как взнос в какое-то новое предприятие. С учетом событий прошлых лет за юридическим обеспечением дело не станет.

Появились слухи об интересе к оставшимся заправкам со стороны группы НК «Альянс-Украина» Мусы Бажаева. Ей уже продавали «Крымнефтепродукт», тоже когда-то входивший в «Укрнефтепродукт». Так что опыт есть.

Главных акционеров перспектива остаться собственниками предприятия без активов не вдохновляет, но пока влиять на ситуацию они не могут. Между тем речь идет о почти четырех десятках участков земли вдоль автотрасс в Киеве и столичной области.

До чего можно довести предприятие, показывает судьба бывшего владельца «Киевгорнефтепродукта» — АХК «Укрнефтепродукт». Его настолько «почистили», что остатки просто никому не нужны. С июня с.г. Фонд госимущества (его председатель сейчас с Андреем Леонидовичем даже в одной партии) пытается продать 50%+1 его акцию.

На днях заканчивается повторный конкурс по продаже (на первый не поступило заявок). Теперь за предприятие, когда-то имевшее сотни автозаправок и десятки нефтебаз, просят аж 37 млн. грн.

Бывший монстр стратегического назначения потерял почти все активы, а часть входящих в него компаний признаны банкротами. Интересно, что сейчас вторым по величине собственником АХК (44,2% акций) является концерн «Нефтепродукт Украины», который уже пару лет относят к группе НК «Альянс-Украина».

Повторение судьбы «Укрнефтепродукта» большинство собственников КГНП не вдохновляет. С другой стороны, никакой реальной информацией о происходящем они не располагают. Хотя и сдаваться не собираются. Рано или поздно свои права они восстановят, вот только останется ли что от перспектив предприятия, или даже от него самого, никто не скажет.

Сегодня можно утверждать одно: брэнд КГНП в этом году на трассах не появится. Акционеров и его работников это волнует, государственным органам, похоже, уже давно все равно.