UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как продавалось небо

Газовый кризис и грядущие выборы стали для наших чиновников поводом де-факто уйти в трехмесячный оплачиваемый отпуск...

Автор: Владимир Коваленко

Газовый кризис и грядущие выборы стали для наших чиновников поводом де-факто уйти в трехмесячный оплачиваемый отпуск. «Правительству не до этого. Вот решим с газом, тогда…» — приходится часто слышать в чиновничьих кабинетах тем, кто приходит туда со своими проблемами.

Правда, до выборов серьезных вопросов никто решать не станет, а после выборов будет новое правительство. Похоже, именно столько придется ждать реакции на многочисленные обращения к чиновникам Госавиаслужбы и лично премьер-министру Юрию Еханурову руководству Европейской организации по безопасности аэронавигации («Евроконтроля»), членом которой с 2004 года является Украина. И которой Украина, как договорная сторона, должна более 6 млн. евро неуплаченных членских взносов.

Тонкостей у этого конфликта много, разбираться в них некому и некогда, поэтому и ложатся на стол премьеру докладные отписки. Не хочется только, чтобы глава правительства подписывал их «не глядя», тем самым ставя под удар деловую репутацию страны.

Немного предыстории. Еще 26 ноября 2003 года Верховная Рада приняла пять законов, которые регламентировали присоединение Украины к ряду конвенций, касающихся авиационной безопасности: Международной конвенции 1960 года по сотрудничеству в области безопасности аэронавигации «Евроконтроль», Многостороннему соглашению об уплате маршрутных сборов и т.д. А 1 мая 2004-го Украина стала 33-м членом Европейской организации по безопасности аэронавигации «Евроконтроль».

Размер членских взносов стран—участниц «Евроконтроля» рассчитывается индивидуально, на основе объема ВВП и затрат предприятий по обслуживанию воздушного движения. Для нашей страны они составляют около 5 млн. евро в год.

Тем не менее эта сумма не должна была лечь бременем на государственный бюджет. Уплата Украиной ежегодных членских взносов в «Евроконтроль» должна была производиться за счет части сборов за предоставление аэронавигационных услуг пользователями воздушного пространства Украины. Сборы эти взимает с авиакомпаний от имени государства Украина непосредственно «Евроконтроль», который перечисляет полученные суммы на расчетный счет ГП ОВД «Украэрорух».

20 августа 2004 года «Евроконтроль» направил в «Украэрорух» счет-фактуру №Q4/204/034 на уплату взноса в бюджет этой организации за четвертый квартал 2004 года в сумме 2,732 млн. евро. И «Украэрорух» заплатил — правда, всего 995,5 тыс. евро. Затем с платежами возникли проблемы. Хотя приказом Госавиаслужбы №129 от 17 февраля 2005 года «Украэроруху» предписано оплатить членские взносы из собственных средств.

На сегодняшний день долг перед международной организацией составляет 6,24 млн. евро. Однако на свою кредиторскую задолженность эту сумму «Украэрорух», который не платит денег, не относит. Долг считается государственным.

Сначала «Украэрорух» мотивировал неуплату взносов «дефицитом средств». Хотя средств этого государственного предприятия хватило бы на авансовую оплату взносов на три года вперед. В 2003 году чистая прибыль предприятия составила 49,5 млн. грн., в 2004-м она выросла в 2,5 (!) раза и составила 121,2 млн. грн., а за девять месяцев 2005 года — 116 млн. грн. при общем доходе более миллиарда гривен и в прошлом, и в позапрошлом годах. Кстати, рентабельность более 10%, которую показывает «Украэрорух», беспрецедентна для его европейских коллег: традиционно в мире такие предприятия являются неприбыльными.

Затем у «Украэроруха» появилась возможность ссылаться на правительственное постановление №50 от 15 января 2005 года, регламентирующее перечисление средств в общий фонд госбюджета хозяйствующими субъектами. В нем, в частности, государственным предприятиям предписывается перечислить в бюджет 15% своей чистой прибыли за 2004 год и 30—50% чистой прибыли за каждый квартал 2005-го. После выхода этого постановления «Евроконтроль» обратился к премьер-министру Украины с опасениями, что оно сможет повлиять на финансовое состояние «Украэроруха» и на безопасность нашего воздушного пространства. Обеспокоенность «Евроконтроля» не совсем понятна, т.к. постановление касается всех госпредприятий, а не только «Украэроруха», и государство, как собственник, реализует таким образом свою дивидендную политику, как это делается во всем мире.

Таким образом, «Украэрорух» сэкономил шесть с лишним миллионов евро с выгодой для себя. Ведь предприятие сегодня активно обновляет автопарк: в декабре оно выставило на продажу на универсальной товарной бирже «Укрресурс» 36 иномарок общей стоимостью 1,6 млн. грн. и закупает новых автомобилей на 7 млн. грн. Предприятие строит новый офис — только стоимость проекта составила 5 млн. грн. Закупает «Украэрорух» аэростаты и самолеты бизнес-класса. Значительные средства — более 25 млн. грн. — тратятся на ремонт оборудования, износ которого составляет 100%.

Однако апофеозом отношений «Украэроруха» и «Евроконтроля» стала сделка по закупке итальянских радиолокаторов, ставящая платежи между Украиной и европейской организацией с ног на голову.

Итак, 29 декабря 2004 года (чего только ни происходило в стране в эти дни революционного безвластья!) «Украэрорух» заключил контракт с итальянской компанией Alenia Marconi Systems S.p.A. (AMS, позже была переименована в Selex Sistemi Integrati S.p.A.) на покупку и монтаж пяти аэродромных обзорных радиолокаторов на сумму 22,1 млн. евро.

Дело не в том, что на тот момент действовало отдельное поручение премьер-министра №32213.0.1-04 от 19 июля 2004 года, пункт 19 которого предписывал Минтрансу и Минпромполитики и запорожскому научно-производственному комплексу «Искра» разработать график оснащения аэропортов Украины радиолокационными комплексами отечественного производства. И даже не в том, что эти 22 млн. евро (как минимум, потому что за обслуживание импортной техники придется платить той же AMS) могли бы работать на украинскую экономику, а теперь государство попадает в полную зависимость от иностранных производителей.

Условия контракта предусматривали, что 20% суммы (3,72 млн. евро) «Украэрорух» платит сразу, а 80% (14,88 млн.) — шестнадцатью равными частями поквартально, плюс 4,55% годовых от текущего остатка. И платить их будет не «Украэрорух», а… «Евроконтроль». За счет доходов от поступления платы за услуги по аэронавигационному обслуживанию, которые «Евроконтроль» собирает от имени государства.

Эти средства «Евроконтроль» должен перечислять для «Украэроруха» на специальный счет условного депонирования, открытый в зарубежном банке, который выбирает AMS. Для реализации такого механизма «Украэрорух» выдал «Евроконтролю» специальную безотзывную инструкцию на перевод средств и закладную на свои имущественные права (а именно, на суммы сборов в размере суммы контракта и процентов).

3,7 млн. евро по контракту были заплачены «Украэрорухом» 27 апреля 2005 года. Однако контракт вступил в силу только в декабре 2005-го, после предоставления «Евроконтролю» безотзывной инструкции. Получается, что средства «Украэрорух» перечислял по недействительному контракту, т.е. без достаточных оснований! Да и может ли контракт считаться действительным, если он сам, безотзывная инструкция и закладная регулируются законодательством Англии.

Но «Евроконтроль» — международная организация, и ее отношения с Украиной как договорной стороной, включая аэронавигационные сборы, строятся на основе Международной конвенции, а не на коммерческом законодательстве третьих стран.

Мало того, «Украэрорух» отдельным пунктом отказывается от прав иммунитета своей собственности, которая является государственной и относится к элементам военно-гражданской системы управления воздушным движением. Теперь любое частное или юридическое лицо может выкупить данную закладную и получить, таким образом, право на такую законную часть государственных финансовых интересов, как сборы за пользование нашим воздушным пространством. А теоретически — и на аэронавигационную систему как имущество «Украэроруха». Не говоря уж о том, что контракт заключен без согласия Кабинета министров, которое госпредприятие, как естественный монополист, стратегическое предприятие группы «Г», должно было получить на отчуждение своих имущественных прав. Все это, однако, не помешало председателю Госавиаслужбы Н.Марченко прийти к выводу, что контракт отвечает действующему украинскому законодательству, исходя из такого «существенного» признака, что аванс-то все равно заплачен.

В попытках разобраться с непонятными европейцам проблемами «Евроконтроль» обращался к трем (!) премьер-министрам: В.Януковичу, Ю.Тимошенко и Ю.Еханурову. Однако их службы направляли обращения «евроконтролеров» в Госавиаслужбу, а та поручала готовить ответы на них специалистам «Украэроруха». Ну а «Украэрорух» пишет о «дефиците средств», «дискриминационной практике изъятия государством части чистой прибыли» и т.д. Круг замыкается. В результате такой «страусиной» позиции правительство постепенно теряет контроль над обеспечением государственной политики в сфере использования воздушного пространства. Контроль этот переходит к бесконтрольным чиновникам «Украэроруха».

Возможно, государственным органам, отвечающим за национальную безопасность, стоит все же изучить весь этот клубок проблем, пересмотреть полномочия всех элементов цепочки управления авиабезопасностью — от Кабмина до «Украэроруха» — и, главное, принять по этому поводу эффективные решения? Ведь еще пять лет назад, при прежнем руководстве «Украэрорух» действительно был синонимом государственных интересов в процессе сложного становления национальной аэронавигационной системы.