UA / RU
Поддержать ZN.ua

Химия по-борщаговски

С момента создания СП на Борщаговском химфармзаводе прошла чертова дюжина лет. Но дела там до сих пор никудышные...

Автор: Василий Днепров

С момента создания СП на Борщаговском химфармзаводе прошла чертова дюжина лет. Но дела там до сих пор никудышные.

На Борщаговском химико-фармацевтическом заводе хорошо умеют делать две вещи — производить медикаменты и бороться с инвесторами. Причем оба умения приобретены благодаря многолетней практике.

Кажется, в Украине нет других предприятий, имеющих столь скромные размеры и столь многолетнюю международную скандальную историю. Судьба завода прямо влияла на инвестиционный рейтинг Украины. О небольшом столичном предприятии писали сенаторы США, его историю изучали президенты Украины и вице-президенты заокеанской сверхдержавы, о нем говорили премьеры и вице-премьеры, им занимался СНБОУ...

В общем, в чем-чем, а в популярности заводу не откажешь. А начиналось все просто и обыденно...

Когда-то предприятие было обычным цехом фармацевтической фирмы «Дарница», но в разгар экономического кризиса в стране отделилось от материнской фирмы. 16 мая 1994 года на собрании уполномоченных представителей трудовых коллективов было принято решение удовлетворить просьбу рабочих Борщаговского химфармзавода и предоставить предприятию статус юридического лица.

А уже в июне 1994-го госадминистрация Ленинградского района Киева зарегистрировала совместное украинско-американское предприятие в форме акционерного общества закрытого типа «Борщаговский химико-фармацевтический завод». Его учредителями выступили работники БХФЗ и американская компания R&J Trading International, Inc.

Сопоставив эти даты, нетрудно предположить, что руководитель БХФЗ Людмила Безпалько «отделялась», уже имея конкретные предложения от инвесторов.

Дело обещало быть полезным для обеих сторон. Предприятие, оказавшееся без оборотных средств, искало ресурсы и технологии. Не говоря уж о том, что привлечение иностранной инвестиции, согласно действовавшему законодательству, обещало существенные налоговые льготы.

Инвестор здраво рассуждал, что фармацевтическое предприятие в столице страны — дело выгодное и перспективное.

В итоге ударили по рукам. Американская фирма привлекла ресурсы на закупку сырья и технологического оборудования. Взносом украинской стороны стал имущественный комплекс. Доли разделили пополам и начали работу.

Около года стороны были в общем-то довольны друг другом. Бизнес вполне пошел.

Проблемы начались позже. Руководству БХФЗ явно не хотелось делиться прибылью. Справедливо рассудив, что если избавиться от инвестора, то себе останется больше, оно настойчиво занялось его изгнанием.

Схема была простой, но надежной. Три должностных лица СП «БХФЗ» (председатель правления Л.Безпалько, главный бухгалтер Т.Артеменко и начальник юридического отдела Т.Кальченко) учреждают предприятие с похожим названием — ООО «Научно-производственный центр «Борщаговский химфарм­завод». Мотивация — «для лучшей управляемости».

В том же 1995 году, без ведома американцев, г-жа Безпалько организует эмиссию акций СП АОЗТ БХФЗ. В результате пакет акций СП, принадлежащий R&J Trading International, Inc, резко уменьшается в процентном отношении.

При этом большая часть выпущенных акций продается ООО НПЦ БХФЗ, которым владеет Л.Безпалько и ее соратники. Интересно, что средства, за которые ООО купило акции дополнительной эмиссии СП, представляли собой не что иное, как начисленные и выплаченные дивиденды на сумму порядка миллиона долларов.

При этом начисление дивидендов не было согласовано с представителями американского инвестора. Согласно уставу совместного предприятия, инвестор владел половиной акций СП АОЗТ БХФЗ и как минимум должен был быть информирован о происходящем. Но, как видим, обошлись без этого.

Более того, 15 сентября 1995 года, без ведома американских учредителей СП, в тогдашнем Ленинградском райсовете были внесены изменения в устав СП АОЗТ БХФЗ. Чем мотивировали чиновники — вопрос, несомненно, интересный.

Дальше начался традиционный «слив» имущества с баланса совместного с американским инвестором предприятия на баланс ООО, контролируемого уже руководством Борщаговского химфармзавода. Денежные средства, находившиеся на расчетных счетах СП, были переведены на счета ООО. Заодно были отчуждены цеха предприятия, основные производственные средства, машины и оборудование (наш привет иностранному акционеру!).

Интересно, что мотивировалось все это ссылкой на договор о передаче имущества на баланс СП АОЗТ БХФЗ, подписанный 24 июня 1994 года. Внезапно оказалось, что составлен он таким образом, что образовалась задолженность совместного предприятия перед ООО. Интересно, что никто даже не задумался о такой мелочи — в 1994-м эта ОООшка банально не существовала. И такого пункта в договоре не могло быть по определению…

Затем был продлен срок полномочий украинских представителей в правлении СП. При этом, по утверждению американской стороны, никакого собрания акционеров не проводилось, а подпись представителей R&J Trading была подделана.

Впрочем, к тому времени менеджмент твердо взял курс на ликвидацию СП. Из него вывели все, что смогли, а потом, в начале 1997-го, внезапно появляется обращение в прокуратуру тогда еще Ленинградского района г. Киева с иском против СП АОЗТ БХФЗ, Ленинградской райадминистрации г. Киева и… инвестора — R&J Trading International, Inc — о признании устава СП недействительным.

1 октября 1998 года появляется решение, признающее недействительными учредительные документы совместного предприятия. Похоже, по замыслу организаторов, это и была финальная точка в операции.

Собственно, схема размыва активов для украинских условий — отнюдь не редкость. Такие случаи были и до «Борщаговки», и после нее. И все бы было хорошо, но инвестор, что называется, «уперся рогом». Предприятие действительно было привлекательным, и американцы совершенно не понимали, почему они должны уходить из этого бизнеса. Хотя, например, руководство «Борщаговки» считает, что акционеры из США внесли совсем немного инвестиций, а получили до двух миллионов долларов дивидендов. Однако существует и совсем иная оценка взаиморасчетов, согласно которой, в итоге, миллиона долларов недосчитались именно американцы.

В любом случае, «кидание» инвестора, мягко говоря, не соответствует законодательству — ни американскому, ни украинскому.

Точнее, относительно последнего — как сказать. Американцы обратились с исками в Высший арбитражный суд Украины, который признал недействительными внесенные менеджментом изменения в устав СП и договор покупки-продажи акций, в результате которого ООО завладело акциями совместного предприятия.

Инвесторов тогда поддержала и администрация США. С президентом Леонидом Кучмой данную проблему обсуждал лично посол США в Украине.

Кстати, это имело любопытные последствия. Рассмотреть вопрос поручили тогдашнему главе СНБОУ Евгению Марчуку.

Он его действительно рассмотрел. Но очень своеобразно. В результате Кучме доложили, что все в порядке. После чего на парламентских выборах г-жа Безпалько пополнила возглавляемый Е.Марчуком блок «Евгений Марчук — Едність», заняв четвертое место в предвыборном списке.

Помимо работы с главой СНБОУ, руководство «Борщаговки» сделало еще один вполне дальновидный шаг, уступив блокирующий пакет ООО НПЦ БХФЗ общине города Киева. Т.е. теперь оно получило поддержку и городских властей. Тем более что, в отличие от американцев, чиновники не требовали серьезных дивидендов (по крайней мере официальных) и не интересовались управлением.

В общем, потихоньку американцев отогнали на задний план. Они по-прежнему судятся и протестуют, но до недавних пор особой угрозы для теперешнего менеджмента не представляли. То, что г-жа Безпалько единолично распоряжается имуществом, половина которого принадлежит R&J Trading, мало кого волновало...

Однако за последние годы ситуация изменилась. Сменился президент, и тезис прежних времен о том, что «есть что-то выше, чем закон», уже не столь популярен.

Сейчас появилась информация о том, что пакет акций ООО НПЦ БХФЗ планируется перепродать некоему инвестору. Понятно желание менеджмента заработать на этом. Но вот покупать акции с такой историей как минимум рискованно. Суды ведь существуют не только киевские, но и международные.

А для начала потенциальному покупателю не мешало бы ознакомиться с участью американской компании R&J Trading International, Inc. Да и ее права на «борщаговские» активы изучить…