UA / RU
Поддержать ZN.ua

Харьковское ЖКХ: вместо коммунальной системы — концессия?

Политические взаимные претензии в очередной раз отодвинули на второй план реформу ЖКХ. О ней стол...

Автор: Иван Гонта

Политические взаимные претензии в очередной раз отодвинули на второй план реформу ЖКХ. О ней столько сказано, в частности мэром Харькова, за последние недели, что самое время послушать и других жителей города, которые высказываются «за» и «против» харьковской реформы. А в общем-то, большинство из них — люди как люди: страдают, как и остальные. И отчаянно ждут перемен.

Еще до создания Министерства по вопросам ЖКХ харьковчане пошли своим путем. Не то чтобы очень уж оригинальным, но, как считают многие, безусловно одиозным.

Подчеркнем, что «ЗН», говоря о ЖКХ, по-прежнему, насколько это возможно, пытается избежать чрезмерной политизации реформирования этой отрасли.

А пока на общегосударственном уровне больше заняты формированием Министерства по вопросам ЖКХ, местные власти каждый на свой лад пытаются реформировать эту отрасль. О перипетиях в Киеве читатели «ЗН» уже достаточно наслышаны. Не отстает в этом смысле и Харьков. Там, что называется, росчерком одного пера вместо всех ЖЭКов создали предприятие «Жилкомсервис». Ему-то и передано в управление все коммунальное хозяйство вместе со счетами граждан за жилищно-коммунальные услуги. Да только старые беды жилищно-коммунального хозяйства почему-то оставили в ведении все тех же коммунальных предприятий. Получилась односложная концессия: деньги собирают одни, а услуги вынуждены оказывать прежние структуры.

Кому нужна такая реформа ЖКХ?

Поиски путей вывода отечественного жилищно-коммунального хозяйства из кризисного состояния длятся не первый год. Но если в начале 90-х этот вопрос еще не стоял столь остро, поскольку от бывшего Союза нам это хозяйство досталось в более-менее дееспособном виде, то по мере продвижения к началу третьего тысячелетия проблем накопилось немало. Решать их, как правило, было некому. Да особо и не надо было. Поскольку основная составляющая ЖКХ — энергетический сектор не столкнулся тогда еще с проблемой энергоносителей.

По мнению многих экспертов, все предыдущие годы советская система ЖЭКов работала по инерции, ожидая кризисного момента. И он в конце концов наступил. Во-первых, значительно подорожало основное топливо — природный газ. Во-вторых, начали давать серьезные сбои системы коммуникаций. Зима 2005—2006 годов показала, что вскоре может произойти в масштабах всей страны. В принципе, техногенную катастрофу в Алчевске еще можно понять. Как-никак даже не областной центр. Но серия разрывов теплотрасс в центре Киева насторожила всех. Так или иначе, чаша терпения была переполнена и необходимость реформирования была осознана. Люди практически во всех регионах были готовы к тому, чтобы начались серьезные перемены в ЖКХ.

Не воспользоваться таким моментом бизнес, естественно, не мог. При том, что весь сектор страны ежегодно «прокручивает» около 15 млрд. грн. Единственное, что сдерживало капитал, это низкая или, как правило, отрицательная рентабельность коммунальных предприятий. В связке с местной властью, начиная с зимы 2006/2007 года бизнес проложил путь к частному владению объектами жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы были подняты, в ряде регионов в несколько раз, что вызвало волну недовольства. Местные власти под напором правительства несколько уменьшили расценки. Правда, по словам некоторых чиновников, такая ситуация прогнозировалась, поэтому повышали по максимуму. Так сказать, проси больше и получишь сколько надо. Так оно и вышло. Единственным, кто отказался снижать тарифы, был Харьков.

062, или До основанья, а затем...

Здесь надо акцентировать внимание на том, что система ЖКХ города в самом начале реформы фактически была уничтожена, как говорится, под корень. И после этого на руинах появилось новое предприятие, которое имеет неоднозначную «славу». Речь идет о новосозданном предприятии-посреднике «Жилкомсервис». Его задача — собирать квартплату на свои счета, а также заявки населения на выполнение жилкомуслуг. Эти услуги «Жилкомсервис» заказывает у профильных коммунальных предприятий и потом оплачивает их согласно акту выполненных работ. Интересно то, что акты должны подписать специалисты, которые вроде бы независимо проверяют качество, а также сами заказчики. То есть всегда есть возможность найти зацепку и не платить. В принципе, все зависит от того, какие отношения складываются между «Жилкомсервисом» и подрядчиком. В любом случае, у первого — положение диктатора.

Еще одна серьезная проблема: штат новосозданного предприятия будет формироваться еще как минимум полгода. Об этом говорят его же представители. А это означает, что еще достаточно длительное время возможности посредника будут серьезно отставать от требований населения. Сформированная на скорую руку служба 062, состоящая из нескольких операторов, также не в состоянии принять все заявки харьковчан. По словам самих коммунальщиков, на сегодняшний день обрабатывается не более трети вызовов. Большинство же просто не может стать на очередь. Многие вообще не знают, куда обращаться, а приходя в ЖЭК, узнают, что он больше не отвечает за состояние жилкомфонда.

Функции ЖЭКов розданы профильным предприятиям. Теперь они отвечают за исправность коммуникаций, в частности внутридомовых сетей. Это стимулирует их заниматься ремонтом, чтобы не иметь лишних потерь. Но жильцы столкнулись с серьезной проблемой: теперь для решения любого вопроса приходится обращаться в несколько служб сразу.

Концессия по-харьковски, или Почему Харьков спешит избавиться от коммунальных предприятий?

Важный момент в реформе коммунальной сферы любого города — передача профильных предприятий в концессию. Харьков не исключение. Отличие лишь в том, что в этом городе пытаются передать в концессию сразу пять коммунальных предприятий. При этом о механизме передачи местная власть говорить не хочет. На вопрос, кто придет в концессии, — до сих пор ответа нет. Хотя сам процесс обещают завершить уже в ближайшие месяцы.

Концессионные риски в наших условиях огромны. В первую очередь, потому что существующее на сегодняшний день законодательство не позволяет контролировать концессионера. Следовательно, если это будет частная структура, если она вложит в коммуналку какие-то инвестиции, то ее первой задачей будет вернуть затраты. Каким образом — можно догадаться. То есть, очевидно, опять вырастут тарифы, считают многие специалисты. По словам харьковских коммунальщиков, повышенные местной властью в 2,6 раза тарифы вывели жилищно-коммунальное хозяйство города на нулевой уровень. Если же частный капитал проникнет в коммуналку, он заложит в тарифы еще и свою прибыль. Предварительно прогнозируют повторный рост тарифов как минимум в 1,5—1,8 раза. И остановить этот процесс будет практически невозможно. Так как местная власть останется не у дел. А центрального регулятора в Украине просто нет. Заверения чиновников в том, что такие функции может выполнять новосозданное Министерство по вопросам ЖКХ, не выдерживают критики, считают эксперты. Поскольку это зависимый орган. Часть чиновников также считает, что тарифный вопрос должен контролировать вневедомственный орган по типу НКРЭ.

В частности, глава подкомитета по вопросам ЖКХ комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Алексей КУЧЕРЕНКО уже давно отстаивает идею о том, что для регулирования взаимоотношений в ЖКХ, в первую очередь тарифных вопросов, в Украине должен быть создан специальный госорган.

«Не существует государственного органа, который бы имел полномочия ответить — это правильные тарифы, объективные или нет. Ни в коем случае ни комиссия по ценам или же Генпрокуратура не имеют таких полномочий. Если они и нашли нарушение на 3—5 тысяч гривен, то я считаю, что это популизм. Именно поэтому мы говорим о том, что нужен такой арбитр, который четко, обоснованно, на базе единой методики сможет подтвердить — да, эти тарифы объективны. Если сегодня кто-то говорит, что таким арбитром может быть министерство, я с этим категорически не согласен. Потому что это заангажированный, политический орган. Именно поэтому мы будем настаивать на как можно более скором создании политически независимого органа. Поскольку задача сегодня такова: за два-три месяца разобрать все (коммунальные объекты. — И.Г.). Чтобы туда пришли собственники. Я уверен, что все уже давно поделено где-то в каких-то кабинетах. И как противостоять этому, я, откровенно говоря, не понимаю», — сообщил А.Кучеренко.

Со своим коллегой согласен и заместитель председателя парламентского комитета по вопросам экологической политики Александр КОВТУНЕНКО. По его словам, нужны максимально прозрачные механизмы. «Если мы не дадим правильных установок, то на местах каждый будет работать в меру своего воспитания и морали. Поэтому нужно все сделать централизованно», — пояснил он.

А кто, интересно, сможет проконтролировать, какие инвестиции вкладывает концессионер в коммунальное хозяйство города? Похоже, ответа не существует и на этот вопрос. Опыт некоторых инвесторов показывает, что желающих «погреть руки» на этом бизнесе уже хватает. Кстати, некоторые из них навострили лыжи в Харьков. По крайней мере, уже шла речь об участии в концессионных конкурсах «Дусман Групп» и «Росводоканала».

В этом контексте весьма поучительно высказывание недавно назначенного министра экономики Украины Анатолия КИНАХА: «Этот вопрос касается каждого из миллионов украинцев. Поэтому когда идут попытки без соответствующей законодательной базы, без обоснования и контроля со стороны государства передавать объекты ЖКХ в концессию, это недопустимо. Поскольку это может создать очень много проблем. Не только злоупотреблений. Государство потеряет контроль над жизнедеятельностью граждан в регионах. Исходя из этого, я категорически против массового, хаотичного метода передачи коммунальных предприятий в концессию без принятия соответствующих законодательных актов. А также без утверждения конкретных центральных и местных программ развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины. И этот вопрос будет безусловно под контролем не только Министерства экономики, но и в целом правительства во взаимодействии с органами местного самоуправления».

Тем не менее существует опасность того, что частный капитал, придя на коммунальное предприятие, прежде всего Харькова, вообще не будет вкладывать туда средства и попытается выжать их из него по максимуму. «Отбив свои деньги» и подзаработав еще, он в результате или сам покинет город, или же его оттуда попросят. Но в любом случае после себя он оставит руины.

КОНЦЕССИЯ (от лат. concessio — разрешение, уступка) 1) договор о передаче в эксплуатацию физическим и юридическим лицам на определенный срок принадлежащих государству или муниципалитетам природных богатств, компаний, предприятий и других хозяйственных объектов. Концессией называют также само предприятие, организованное на основе такого договора. Концессия, предоставляемая государством иностранной фирме (или частному лицу), регулируется законодательством данного государства. В соответствии с международным правом государство может досрочно прекратить действие концессии;
2) метод приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или установленный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству основные активы. Оставшаяся часть дохода от концессии находится в распоряжении частного инвестора; 3) вознаграждение банков за продажу новых ценных бумаг.