UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГП «Укржелдорснаб»: цитадель вседозволенности?

В начале июня «ЗН» уже затрагивало тему тендерных закупок продукции для нужд «Укрзалізниці» и тех...

Автор: Анна Асеева

В начале июня «ЗН» уже затрагивало тему тендерных закупок продукции для нужд «Укрзалізниці» и тех условий, в которых они проводятся, — когда украинскому производителю приходится бороться, чтобы должностные лица соблюдали украинские законы (№21 от 3 июня 2006 года). Редакция продолжала следить за развитием событий, и на сегодняшний день уже можно оценить адекватность реакции на статью, а также принятых мер со стороны соответствующих структур.

Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате удовлетворила обе жалобы ООО «Луганский электромашиностроительный завод» (ЛЭМЗ), отменив торги и обязав заказчика — ГП «Укржелдорснаб» — провести новые процедуры закупки. Главное управление МВД Украины письмо директора ООО «ЛЭМЗ» Юрия Гребенькова с изложенными фактами направило УБОП ГУ МВД Украины для принятия решения и реагирования в рамках уголовного дела №49-1522, возбужденного Генпрокуратурой по факту злоупотребления должностными лицами «Укрзалізниці» и железных дорог Украины своим служебным положением.

СБУ же в рамках своей компетенции инициировала проведение специалистами Госадминистрации железнодорожного транспорта Украины «проверки соблюдения условий законодательства и отраслевых нормативно-правовых актов во время проведения тендерной процедуры». Занятие довольно бесполезное, если учесть, что как только ГП «Укржелдорснаб» объявило победителей торгов, процедура может считаться завершенной, даже если это было сделано с нарушением действующего законодательства: инициированная СБУ проверка не может затронуть заключенные согласно этому решению договоры. В результате, по информации руководства ЛЭМЗ, противозаконные сделки никто не отменил и отгрузка и установка на подвижной состав «Укрзалізниці» запчастей, качество которых так и не было подтверждено, идет полным ходом…

Главная задача Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» — создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, недопущение проявлений коррупции и обеспечение прозрачности процедур закупок за средства бюджета. Но, судя по реакции управления по взаимодействию со СМИ «Укрзалізниці», изложенной в ответе на проводившиеся ранее журналистские расследования, «на всех предприятиях железных дорог Украины, которые осуществляют подобную закупку, были своевременно созданы комитеты из опытных специалистов, что делает невозможным принятие необъективного решения». В то же время можно ли считать решение объективным, если закон нарушен в части реагирования на жалобы участников тендера? В частности, несмотря на поданную ЛЭМЗ 3 апреля с.г. жалобу (с момента подачи которой все действия по тендеру должны быть приостановлены), уже 4 апреля тендерный комитет ГП «Укржелдорснаб» выдает акцепт на победителей торгов.

А вот другие жалобы — те, которые выбили ЛЭМЗ «из седла», вынудив отечественного производителя в скоростном режиме доказывать качество своей продукции, — тендерный комитет очень даже принял к сведению, несмотря на то, что сроки их подачи были нарушены. Ни ЛЭМЗ, ни его официальному представителю о документах, порочащих его репутацию, сообщено не было, хотя именно эти жалобы стали основным поводом для «выбраковки» украинского производителя — даже после того, как ЛЭМЗ доказал свою конкурентоспособность и качество своей продукции.

Ни по одному из проведенных тендеров ГП «Укржелдорснаб» не доказало объективность своего решения. По запросу комиссии Счетной палаты почему-то не были предоставлены материалы, необходимые для рассмотрения дела, что «может быть расценено как препятствование Заказчиком реализации основной цели Закона, а именно: созданию конкурентной среды в сфере государственных закупок, обеспечению прозрачности процедур закупок за госсредства и достижению оптимального и рационального их использования». И судя по мотивациям отказов тендерного комитета удовлетворить жалобы ЛЭМЗ, напрашивается вывод о некоем провале в памяти или в официальном документообороте его представителей. В качестве причины отклонения тендерных предложений по продукции ЛЭМЗ приводятся письма, после которых на предприятии комиссией в составе ведущих специалистов «Укрзалізниці» было проведено две проверки, результаты которых были проигнорированы и игнорируются по сей день, хотя все подозрения с продукции ЛЭМЗ сняты.

Неожиданная озабоченность тендерного комитета ГП «Укржелдорснаб» необходимостью при принятии решения относительно качества руководствоваться приказом «Укрзалізниці» от 23 мая 1999 года и распоряжением от 30 декабря 1996 года не может не вызвать вопрос: как три года до этого продукция ЛЭМЗ соответствовала требованиям данных документов и не угрожала безопасности движения? Или раньше безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте при определении поставщиков запчастей для «Укрзалізниці» уделялось не первоочередное внимание?..

Пролил свет председатель тендерного комитета ГП «Укржелдорснаб» Александр Лозинский и на то, какие условия определяет сегодня Закон «О закупке товаров, работ и услуг…» для создания конкурентной среды. Оказывается, специалисты предприятия-заказчика не только проводят тендерную процедуру и параллельно распоряжаются государственными средствами, но и совершенно вольны в определении того, какие документы нужны для соответствия требованиям закона. И если причину того, почему тендерный комитет отдал предпочтение фирме, представившейся дилером Ярославского электровозоремонтного завода, в то время как ЯЭРЗ данный факт опроверг, А.Лозинский так и не объяснил, то относительно спорной ситуации вокруг документального подтверждения связи другого победителя с производителем АО «Рижский электромашиностроительный завод» председатель тендерного комитета сослался на отсутствие в законе жесткой нормы, определяющей, какими именно документами должен быть подтвержден статус официального представителя в Украине. То есть документы, которые юристам ООО «ЛЭМЗ» показались недостаточными для подтверждения связи между акцептованным победителем тендера и производителем, тендерный комитет вполне устроили. Но предоставлять их кому бы то ни было (в том числе и в Счетную палату) для подтверждения объективности своего решения и прозрачности процесса тендерный комитет, по-видимому, не собирается…

Удивляет и предвзятость в выборе товаров, поставляемых на железные дороги в результате проведенных тендеров. Если от отечественного производителя, уже имеющего сертификаты на выпускаемую продукцию, которые подтверждают ее соответствие требованиям безопасности на железнодорожном транспорте, требовалось проведение все новых и новых проверок, а также предоставление дополнительных пакетов документации, то от производителей товаров, представленных предприятиями-победителями, а именно — Ярославским электровозоремонтным, Рижским электромашиностроительным, Новочеркасским электровозостроительным заводами и челябинским заводом «Электромашина», подобных действий не потребовали. Хотя все перечисленные предприятия никогда не проходили аналогичных проверок и выпускают продукцию без необходимой, согласно требованиям «Укрзалізниці», документации. В результате решения тендерного комитета ГП «Укржелдорснаб» из украинского бюджета будет дополнительно переплачено около 4,2 млн. грн. за продукцию зарубежных производителей, а украинское предприятие останется без заказов.

Но главным открытием для ЛЭМЗ стало участие в процессе дискредитации украинского производителя… Службы безопасности Украины. В своем ответе на жалобу дилера ЛЭМЗ А.Лозинский сообщил, что, кроме всего прочего, «была учтена позиция СБУ, которая своим письмом от 07.04.2006 г. №8/3/1-17320 сообщила о недопустимости закупки запасных частей к электровозам серии ЭР производства ООО «Луганский электромашиностроительный завод», как не прошедших согласования в органе государственного надзора ГП «Укрзалізстандарт». (Из объяснения руководства ООО «ЛЭМЗ», согласование указанного органа обязательно только для подведомственных предприятий «Укрзалізниці», от ЛЭМЗ заказчик никогда не требовал пройти подобное согласование, и по результатам апрельских проверок на ЛЭМЗ имеющиеся сертификаты посчитали достаточными для соответствия продукции безопасности движения…) Осознав, что в их судьбе — как следует из ответа А.Лозинского — роковую роль сыграла Служба безопасности, ЛЭМЗ собирается выяснить природу и суть письма (если таковое существует), в результате которого место отечественного производителя на рынке заняли зарубежные предприятия.

Не менее интересно руководству завода узнать и то, с каких это пор СБУ дает заключения о том, чья продукция и кем сертифицирована, разбирается в порядках сертификации, и на каком основании руководители СБУ дают рекомендации не принимать товары украинского производителя? Осведомленность СБУ в таких вопросах, как безопасность изделий для железнодорожного транспорта, и конкретные подозрения относительно продукции ООО «ЛЭМЗ» были бы понятны, если бы данная структура в рамках своей компетенции проводила проверку на производстве «заклейменного» ею предприятия, вела расследование — с привлечением специалистов соответствующих органов, обладающих правом давать подобные заключения. Но представители СБУ даже не принимали участия в работе комиссий «Укрзалізниці», дабы лично убедиться, что использование продукции ЛЭМЗ не создает условий для нарушения правил безопасности и эксплуатации на железнодорожном транспорте…

Впечатление руководства ЛЭМЗ о том, что представители СБУ (авторы письма) сознательно закрепили линию тендерного комитета, в результате которой предпочтение было отдано предприятиям-перекупщикам российских товаров, продукция которых обойдется на 4,2 млн. грн. дороже, достаточно красноречиво дополняет полная аморфность в отношении несоблюдения закона должностными лицами «Укрзалізниці». Не СБУ ли в рамках обеспечения безопасности на транспорте и предупреждения поставок некачественной продукции должна принимать не последнее участие в функционировании системы контроля за качеством продукции, которая предлагается для нужд отечественного железнодорожного транспорта — системы, подразумевающей и личную ответственность за нарушения причастных к этому должностных лиц? Но беспомощность правоохранительных структур в данном случае, по-видимому, из той же области, что и ситуативная «амнезия» в ГП «Укржелдорснаб»…

В ответ на явное беззаконие руководство ЛЭМЗ подало жалобы в Антимонопольный комитет и Генпрокуратуру. В суд направлены исковые заявления на признание договоров, заключенных в результате тендеров ГП «Укржелдорснаб», недействительными (которые по закону должны были быть недействительными уже с момента вынесения решения Счетной палаты). Но пока ЛЭМЗ будет добиваться справедливости, незаконная сделка, обременительная для бюджета и сомнительная по части качества, необходимого для безопасности движения, может быть реализована.

В ГП «Укржелдорснаб» с решением Счетной палаты не согласны, считают, что «оно не соответствует реальным обстоятельствам дела и принято с нарушениями требований законодательства», и будут обжаловать его в суде. И такое упорство со стороны «Укржелдорснаба» в реализации сделки — в нарушение закона, невзирая на огласку, прикрывая свои решения и действия документами структуры, несущей ответственность за безопасность в стране, — может объясняться, кроме их собственных, уже известных и малоубедительных, еще и следующими причинами.

С 17 марта 2006 года вступили в силу изменения к Закону Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». Согласно этим изменениям, ГП «Укржелдорснаб» не имеет больше права закупать продукцию для железных дорог Украины: все рычаги по проведению соответствующих тендеров и принятию решений отданы шести украинским железным дорогам. Т.е. вышеописанные тендеры — это последние операции, в которых ГП «Укржелдорснаб» выступает в роли «банкующего». И неудивительно, что на вопросы руководства железных дорог, знающего о том, что результаты незаконных тендеров были отменены и должны быть назначены новые тендеры — уже по новым правилам, ГП «Укржелдорснаб» отвечает, что закупки проведены, договоры на поставку запчастей заключены и в ближайшее время будет произведена поставка продукции. И если Служба безопасности страны берет на себя функции эксперта в области железнодорожной безопасности, а правоохранительные органы считают адекватным и эффективным приобщение фактов сегодняшнего дня к уголовному делу времен Кирпы, то уже не кажется странным, что структурные подразделения «Укрзалізниці» могут проигнорировать законы Украины и решения контролирующих инстанций, дабы для нужд железнодорожного транспорта была приобретена дорогая и сомнительного качества продукция.

Ситуация развивается в атмосфере полного молчания со стороны президента Украины, несмотря на открытое письмо трудового коллектива ООО «ЛЭМЗ», опубликованное в официальном издании Верховной Рады Украины «Голос Украины» 27 мая 2006 года.