Презентация украинского нефтемаршрута Одесса–Броды в Казахстане |
Пожалуй, ОАО «Укртранснафта» является едва ли не единственным крупным предприятием в топливно-энергетическом комплексе государства, да еще и входящим в НАК «Нефтегаз Украины», которое не подвержено таким откровенным нападкам кланов и кланчиков, как многие другие.
В ОАО «Укрнефть», например, как уже известно нашим читателям из предыдущих выпусков «ЗН», так и не состоялась уже вторая попытка проведения собрания акционеров 15 ноября. Третья назначена на февраль будущего года. Между прочим, в этом ОАО председателем наблюдательного совета является глава НАКа Вадим Копылов. Он же 21 ноября был избран и главой наблюдательного совета ОАО «Укртранснафта» без таких, как в «Укрнефти», перипетий. Будем надеяться, что и впредь нефтетранспортная компания — ОАО «Укртранснафта» — днем рождения которой собственно теперь и считается 21 ноября 2001 года, станет работать стабильно.
Состоявшееся 21 ноября первое собрание акционеров ОАО «Укртранснафта» также сформировало правление в количестве 12 человек, утвердив его председателем Александра Тодийчука.
Кроме того, акционеры утвердили новую редакцию устава компании, передаточные балансы ГАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и «Приднепровские магистральные нефтепроводы» (ПМНП), ставшие теперь подразделениями «Укртранснафты». Таким образом организационный процесс компании полностью завершен.
ОАО «Укртранснафта» зарегистрировано 15 августа 2001 года. Уставный фонд ОАО будет сформирован в размере 460 млн. 226 тыс. 970 грн. с номиналом акции 10 грн.
НАК «Нефтегаз Украины» принадлежит 100% акций «Укртранснафты».
ГАО «МНП «Дружба» осуществляет поставки российской нефти в основном в страны Центральной Европы. ГАО «ПМНП» обеспечивает поставки российской нефти на восточные заводы Украины, прокачку ее на экспорт через нефтяную гавань в Одессе, а также до Тихорецка—Новороссийска с загрузкой в танкеры.
В своем недавнем интервью «ЗН» господин Тодийчук подчеркивал, что стратегической задачей «Укртранснафты» является загрузка нефтепровода Одесса—Броды и привлечение к этому маршруту всех заинтересованных компаний. «ЗН» уже рассказывало о том, что презентация этого нового украинского нефтетранспортного маршрута компания «Укртранснафта» проводит во многих государствах. В частности 14 ноября такая презентация была проведена представителями НАКа и «Укртранснафты» в Алмааты (Казахстан). И это не случайный выбор, ибо, как отметил А.Тодийчук, экспортный нефтепотенциал Казахстана уже сегодня составляет около 30 млн. тонн. И Казахстан не прочь участвовать в заполнении украинского маршрута нефтью.
Стоит отметить, что во время презентации украинского маршрута в рамках Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора им заинтересовались не только казахские нефтекомпании, в частности крупнейшая из них — «Казахойл», а также другие нефтепроизводители, работающие в регионе Каспийского моря, включая «Шеврон», «Эксон Мобил», «Эджип Каспиан Си». Украинцы же призвали иностранных нефтедобытчиков войти в создаваемый консорциум по операционному обслуживанию нефтепровода Одесса—Броды.
В этой связи стоит вспомнить, проводя ретроспективу перипетий трубных страстей, что весьма дальновидным был бывший председатель СНБОУ В.Горбулин, когда предлагал еще в 1998 году рассматривать идею Евро-Азиатского коридора и в его рамках создание нефтепрода Одесса—Броды, как коммерческий проект, который должен воплощаться путем международной кооперации и в соответствии с общепринятыми в мире стандартами.
К слову сказать, за несколько дней до поездки украинских нефтетранспортников в Казахстан, в своем интервью на ТВ посол США в Украине Карлос Паскуаль в связи с новым украинским нефтемаршрутом отметил: «Теперь для Украины очень важно с учетом того факта, что нефтью владеют не страны, а конкретные компании, доказать именно этим компаниям, что маршрут эффективный и, по крайней мере, не дороже всех существующих. То есть Украине следует провести технико-экономическое зондирование, анализ рынка, чтобы показать, что эта нефть может попасть на нефтеперерабатывающие мощности Центральной Европы по маршруту Одесса—Броды не менее эффективным способом, нежели нефть из Новороссийска будет перегружаться в танкеры, везтись через Босфорский пролив в Триест, а затем по нефтепроводу к тем же нефтеперерабатывающим мощностям в Центральной Европе».