UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГАЗОМ, НЕФТЬЮ И ТРУБАМИ...

Со времен «старины глубокой» известно, что любые взаимоотношения — и дружеские, и братские — проходят испытание «огнем, водой и медными трубами»...

Автор: Олег Гавриш

Со времен «старины глубокой» известно, что любые взаимоотношения — и дружеские, и братские — проходят испытание «огнем, водой и медными трубами». Российско-украинская дружба не первый год проходит испытание «газом, нефтью и черными трубами». Если с газом и нефтью пока складывается все по-дружески, то в «трубном деле» взаимоотношения двух соседей более походят на братские. Это подтверждает передел российского рынка труб — старшему брату ломоть побольше, младшему, как и прежде, что останется.

Экспорт труб — не основная строка в украинском внешнеторговом балансе. Да и трубные заводы в большинстве своем уже не являются государственными. Почему же вопрос поставок труб в Россию вынесен на межправительственный уровень? По простой причине. Во-первых, налоговые сборы от экспорта этой продукции уже заложены в бюджет; а во-вторых, украинских трубников «выдавливают» из традиционного российского рынка весьма нетрадиционными методами.

Ежегодно до 2001 года украинские трубные заводы поставляли в Россию порядка 740—780 тыс. тонн продукции. С мая месяца прошлого года Россия, по требованию собственных производителей труб, ввела ограничение на поставку украинской продукции, выделив квоту в размере 620 тыс. тонн труб, в том числе 135 тыс. тонн «газпромовского» большого диаметра.

Среди украинских предприятий-экспортеров эта квота была распределена «согласно статусу», хотя не все производители были доставшимися объемами удовлетворены. И все же в прошедшем году «зеленый свет» в России получали 33,6262 тыс. тонн труб производства ОАО «Днепровский трубный завод», 148,732 тыс. тонн — ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод», 12,933 тыс. тонн — ОАО «Никопольский южнотрубный завод», 57,229 тыс. тонн — ЗАО «Никопольский завод бесшовных труб», 10,347 тыс. тонн — ЗАО «Никопольский завод стальных труб «ЮТСТ», 2,91 тыс. тонн — ЗАО «Никопольский завод нержавеющих труб», 41,386 тыс. тонн — ОАО «Новомосковский трубный завод» и 16,167 тыс. тонн — ОАО «Харцызский трубный завод».

Как отмечают в Минпромполитики Украины, квотирование серьезным образом не сказалось на отечественных производителях. В частности, объем их производства в 2001 году, по сравнению с предыдущим годом, сократился незначительно — на 170 тыс. тонн и составил, по данным «Укртрубопрома», 1595 тыс. тонн труб (из них 1548,5 тыс. тонн в рамках предприятий «Укртрубопрома»). Не значительно изменился и объем экспорта. Потому что за первые четыре месяца украинские трубники увеличили объем производства и экспорта труб, а с введением квот в России вышли на новые рынки.

В частности, из 1,5 млн. тонн труб 630 тыс. было экспортировано в Россию, в том числе около 220 тыс. до и 413 тыс. тонн после введения квоты. Внутреннее потребление составило около 400—450 тыс. тонн при незначительном импорте в 30—35 тыс. тонн. Таким образом, экспорт в другие страны в прошлом году составил не меньше 520 тыс. тонн. Основной объем экспорта пришелся на Ближний Восток (Ирак, Турция), Индию, Китай, страны Юго-Восточной Азии. В Европу экспорт был квотирован 30 тыс. тонн и большей частью направлялся в Германию.

В то же время украинское правительство и производители тешили себя надеждой, что поставку металлопродукции в Россию в 2002 году можно будет увеличить, для чего российской стороне и было предложено увеличить квоту до 740 тыс. тонн труб в год. Россияне посчитали нужным поддержать торг и в свою очередь предложили Украине снизить объем поставок на 20% — до 500 тыс. тонн. Более того, они намекнули на возможность существования и другого варианта — «старого, хорошо забытого»: увеличить квоту, но ввести заградительную пошлину в размере 40% (собственно это грозит украинской продукции в случае превышения установленных квот). В результате, со слов Игоря Кареева, торгового представителя Российской Федерации в Украине, «между Кабинетом министров Украины и правительством РФ подписан протокол к прошлогоднему соглашению, продлевающий действие квот на поставки украинских труб в Россию в прежнем объеме — 620 тыс. тонн».

Казалось бы, обе стороны должны быть счастливы, но это счастье какое-то братское. Скорее есть повод радоваться за российских трубников, чем за украинских. «В принципе, защита собственно рынка — это нормальная практика, которую применяют даже внутри ВТО, а США еще более жестко ведут себя по отношению к Украине в вопросе с видеопиратством», — по-братски успокаивает И.Кареев, намекая на острые углы в нарождающихся братских отношениях Украины и США. Но украинских «братьев-трубачей» такое объяснение не устраивает. «Введение квот — не рыночная практика», — считает Леонид Ксаверчук, генеральный директор объединения «Укртрубопром».

«Экспортная пулька» среди украинских трубных заводов пока не расписывалась, и, очевидно, она также вызовет немало споров. Но, как сообщил «ЗН» Л.Ксаверчук, «если объем квоты на следующий год останется в прежнем объеме, то дальнейшее распределение квоты среди трубных заводов Украины будет производиться на условиях пролонгации существующего порядка». Очевидно, этим перетягиванием «квотного одеяла» производителям труб придется и ограничиться, так как «надеяться на ликвидацию квот можно только с введением соглашения о свободной торговле между Украиной и Россией или после вступления двух стран в ВТО», считает глава «Укртрубопрома».