Еще осенью 2004 года в борьбе за участие в СП «Крымский титан» россияне проиграли британцам. Сегодня, пользуясь лояльностью новой власти, они хотят переиграть конкурс в свою пользу. Парадоксально, но делается это путем отбора у государства двух ГОКов.
Не секрет, что на украинском промышленном рынке сложилась тревожная ситуация. Почти два месяца назад было объявлено, что существует некий список предприятий, которые были приватизированы с нарушениями. В разное время речь шла о компаниях числом от 30 до 3000, и окончательного варианта списка, похоже, не будет.
Но даже если он появится, это ничего не изменит. В стране уже запущен маховик массовой реприватизации, а попросту — передела собственности. И лишь в судебном производстве по «Криворожстали» чувствуется участие правительства.
Остальные из начатых в последнее время процессов — по заводу «Океан», Черноморскому судостроительному заводу, «Николаевской малотоннажной нефти» и СП «Крымский титан» — проходят без участия Кабмина.
Сегодня уже есть все основания говорить, что все эти компании стали объектами интереса со стороны конкурентов. Интересно, что среди наиболее потенциальных «агрессоров» самые вероятные — российские компании. Пресса в соседней стране активно муссирует тезис о том, что именно они поддерживали на выборах нынешнего Президента Виктора Ющенко. Но трудно поверить, что украинская власть действительно обязана российским олигархам.
Тем не менее интересы российских бизнес-групп просматриваются. А заинтересованность в «Криворожстали» или Никопольском ферросплавном заводе в общем-то даже не скрывается.
Отдельного разговора требует начавшаяся кампания вокруг СП «Крымский титан».
В июле 2004 года структуры, связываемые с российским олигархом Виктором Вексельбергом, пропустили создание совместного предприятия с государственным акционерным обществом «Титан», хотя, как показали дальнейшие события, не прочь были бы в нем поучаствовать.
Инвестором, который получил чуть меньше 50% акций (контрольный пакет остался за государством), стала немецкая компания с британским учредителем — RSJ Erste Beteilingungs GmbH (RSJ). Два месяца спустя новому СП были переданы в аренду два горно-обогатительных комбината — Вольногорский и Иршанский.
Процесс создания СП был вполне прозрачным, и ни у одной из партий или политических сил тогда не возникло к нему претензий. Тем более что и ГАК «Титан», и ГОКи остались в госсобственности, а RSJ всего лишь стал финансовым донором. Он заплатил за неконтрольный пакет 368 млн. грн. и уже в первый год работы согласился вложить 70 млн. долл. в обновление основных фондов.
Хотя с точки зрения того же Вексельберга в создании СП «Крымский титан» несомненно было два недостатка. Первый — доля в нем принадлежит не российскому капиталу, а британскому. И второй — совместное предприятие получило в аренду на пять лет два ГОКа, которые и были главным объектом интереса олигархов из-за рубежа.
В середине марта Виктор Вексельберг посетил нашу страну и провел серию встреч с госсекретарем Александром Зинченко. В эксклюзивном интервью «Зеркалу недели» российский миллиардер заявил: «Мы заинтересованы в проектах добычи титановых руд в Украине».
А чуть раньше СП получило сразу два удара. Сначала прокуратура Житомирской области возбудила уголовное дело о незаконном отчуждении Иршанского ГОКа и передаче его в собственность «Крымского титана». Незаконную «приватизацию», по мнению прокуратуры, совершили работники ФГИ. Сотрудники СП были несколько озадачены — в чем смысл подобных заявлений?
Во-первых, ГОК остался в госсобственности. Во-вторых, он был передан не в собственность СП, а в аренду на пять лет. В-третьих, передача была оформлена сначала указом Президента, а потом — постановлением Кабмина. Т.е. о приватизации, тем более незаконной, речь вообще не шла. В итоге СП направило в Генпрокуратуру письмо с требованием опровергнуть ложную информацию и заявило о намерении обратиться в суд «с целью защиты деловой репутации».
И тут произошла вторая атака, после которой стало яснее, зачем была нужна первая.
Учитывая выводы житомирской прокуратуры, специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации обратилась к Президенту Виктору Ющенко с предложением отменить прошлогодний указ его предшественника Леонида Кучмы о создании на базе ГАК «Титан» совместного предприятия.
«Там много законодательно неучтенных вопросов», — прокомментировал обращение представитель комиссии, отказавшийся, однако, объяснить, в чем заключается коллизия.
Прорисовывается несложная стратегия отбора у нынешних инвесторов двух ГОКов. Именно на них ведется охота, потому что ГАК «Титан» был и остается государственным, а ГОКи связаны с СП только договором аренды. Расчет делается на волю Президента Виктора Ющенко.
Формально, если он согласится отменить указ своего предшественника, это ничего не изменит. Ведь передача казенного имущества в СП осуществлялась по постановлению Кабмина — распорядителя государственной собственности.
Однако и судам, и чиновникам в правительстве, и российскому капиталу, который претендует на ГОКи, будет дан четкий сигнал — «можно».
Если удастся склонить Президента в свою пользу, дальше все произойдет вполне предсказуемо. Примерная схема процесса уже известна. Вексельберг в упомянутом интервью рассказал, что «наиболее эффективно будет выстроить вертикально интегрированную компанию, объединяющую в себе как добычу, так и производство и маркетинг произведенной продукции».
«Некоторые наши идеи пытались использовать другие, но, думаю, мы сами сможем реализовать их эффективнее», — подметил олигарх. После этих слов схема приобретает логическую полноту. ГОКи будут выделены из состава СП и затем, очевидно на «законных основаниях», переданы «более эффективному» Вексельбергу.
Фактически, единственный человек, от которого зависит судьба СП, — Виктор Ющенко. Традиционно он был всегда лоялен к любому эффективному иностранному инвестору. Ему предстоит решить совсем не легкий вопрос.
Срабатывание схемы Вексельберга чревато сразу несколькими негативными для Украины последствиями. Прежде всего будет выброшен столь редко встречающийся в наших широтах реальный английский инвестор. Это, естественно, вызовет и международный резонанс. Насколько стране выгодно участвовать в банальном бизнес-переделе, портить свою репутацию в отношениях с двумя странами Евросоюза — вопрос довольно риторический. С точки зрения здравого смысла, особой выгоды не просматривается. В любом случае, решение должно быть взвешенным. Ведь речь идет о крупном проекте…
Британско-немецкая компания вкладывает в СП 70 млн. долл., и только в этом году она намерена потратить 40,3 млн. долл. на наращивание выпуска двуокиси титана. Уже утверждена программа увеличения выпуска с 77,9 до 120 тыс. тонн к 2007 году. Это приличные средства. И если власти позволят «вытолкнуть» инвестора из Украины, отобрав у него объекты вложения, тот прежде всего обратится в международный суд с требованием признать обвинения голословными, а «развал» СП — незаконным.
Еще хуже, что другие иностранные компании в Великобритании и Германии получат четкий «маяк»: в Украине слишком высоки инвестиционные риски, даже если следовать всем правилам. Возможно, Президента убеждают, что ничего подобного не произойдет — ведь нормально же реагировали европейцы на случай с «Криворожсталью»…
Второе негативное последствие «развала» СП в том, что в данном случае наиболее пострадавшим окажется именно государство. Сейчас СП — структура, которая контролируется Минпромполитики. RSJ не имеет контрольного пакета, она просто дает деньги и получает часть прибыли, пропорционально своей доле в совместном с государством предприятии. Что в общем и называется «портфельная инвестиция». Фактически уже создана та самая вертикально интегрированная структура, о которой говорит Вексельберг. Она объединяет добычу, переработку и сбыт двуокиси титана, аммофоса и некоторых других видов продукции, которые используются для производства лаков и красок, пластмассы, бумаги, резины.
Схема работы максимально прозрачна: государственные ГОКи добывают сырье, государственный ГАК «Титан» его перерабатывает, иностранный инвестор вкладывает деньги в развитие производства.
«Без этих инвестиций значительный физический и моральный износ основных средств привел бы в ближайшие два-три года к остановке производства», — говорится в заявлении депутатов совета города Армянска, в котором находится СП «Крымский титан». Годовые платежи государству за аренду ГОКов превышают 21 млн. грн. Структура уже работает эффективно, приносит доход государству, и в любой момент оперативно вмешаться в управление может даже Минпромполитики, не говоря уж о Кабмине и ФГИ.
Вряд ли у кого-то есть сомнения, что ГОКи не задержатся надолго в госсобственности, если создание СП будет пересмотрено.
Уже в скором времени после этого проведут «прозрачный» конкурс — теперь уже по приватизации предприятий. Или, на крайний случай, по их долгосрочной аренде. Ресурсы-то все равно нужны.
Правда, после международного скандала вряд ли найдется много желающих в этом конкурсе поучаствовать. Впрочем, если версия работы под конкретную структуру справедлива, это не всех огорчит. Более того, в условиях низкого спроса покупатель просто получит возможность диктовать условия. И далеко не факт, что у государства останется тот же контрольный пакет, т.е. существует реальный риск потери активов...
Сценарий, к сожалению, не так уж неправдоподобен — до сих пор события развивались именно в этом русле. Так как стороны апеллируют к Виктору Ющенко, решающее слово в конфликте вокруг СП остается за главой государства.