UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭМИТЕНТОМ БЫТЬ — ДЕРЖАВЕ ВРЕДИТЬ?

Об акциях новой эмиссии Ингулецкого ГОКа высказались, кажется, уже все. Волна оценок по поводу увеличения на треть уставного фонда крупнейшего в Украине горно-обогатительного комбината быстро докатилась до Киева...

Автор: Василий Днепров

Об акциях новой эмиссии Ингулецкого ГОКа высказались, кажется, уже все. Волна оценок по поводу увеличения на треть уставного фонда крупнейшего в Украине горно-обогатительного комбината быстро докатилась до Киева.

Собрание акционеров Ингулецкого ГОКа состоялось 10 апреля, а уже через несколько дней премьер Виктор Янукович заявил о ее недопустимости, обещая «в ближайшие дни рассмотреть вопрос», причем «с привлечением всех компетентных органов». Немногим позже из Киева последовала детализация: по словам другого высокопоставленного чиновника, «будут подключены… все силовые структуры и правоохранительные органы, СБУ и Генеральная прокуратура, Госкомиссия по ценным бумагам и ФГИ. Мы блокируем это решение, так как оно документально и юридически некорректно». Апофеозом стало заявление о том, что Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку все-таки заблокирует проведение этой эмиссии.

Несомненно, арсенал вразумления предложен впечатляющий и действенный, однако столь быстрая и нервная реакция на допэмиссию пусть и самого крупнейшего ГОКа выглядела странно. Планы провести на комбинате собрание акционеров секретом не являлись. Сообщение о его созыве напечатали именно в бюллетене Госкомиссии по ценным бумагам. О том, что будут выпущены акции, акционеров известили опять же посредством прессы.

Что касается крупнейшего из них — государственного холдинга «Укррудпром», то о планах по привлечению дополнительных средств его известили на следующий день после принятия такого решения, еще в феврале. Причем это не вызывало с его стороны каких-либо возражений.

Собственно говоря, в курсе дополнительной эмиссии были все: и городские власти Кривого Рога, и губернатор, и Фонд госимущества вкупе с Министерством промышленной политики. Причем все они дали свои положительные заключения по этому поводу. В самом «Укррудпроме» было проведено как минимум два заседания наблюдательного совета, где обсуждался этот вопрос. И снова необходимость привлечения средств не вызывала никаких возражений.

Наконец, на собрании акционеров (при явке — более 98,5%) 99,9% акционеров из числа присутствовавших высказались «за». В том числе и действовавший по поручению ФГИ представитель Днепропетровской обладминистрации.

Стоит сказать, что 45 млн. грн., привлеченных Ингулецким ГОКом в ходе подписки на акции новой эмиссии, не удовлетворят всех его инвестиционных аппетитов. Это лишь тот максимум, который имела право привлечь его дирекция по уставу предприятия.

Полученные средства предполагается направить на реконструкцию обогатительной фабрики, чтобы увеличить содержание железа в концентрате до 69—70%. Во втором полугодии 2003 года планируется запуск первой очереди комплекса производительностью 3 млн. тонн железорудного концентрата в год. Деньги нужны также на модернизацию схемы транспортировки добытой руды и прочее. Среди этого «прочего» — строительство нового хранилища для отходов добычи (шламов). Старое наполнят через пару лет, и если к этому времени не обеспечить ему замену, комбинат просто остановится. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для отечественной металлургии.

Подписка на акции новой эмиссии продолжалась более двух недель и проходила в два этапа. Основной пакет действительно купили крупные акционеры, но в эмиссии приняли участие и вполне рядовые владельцы акций. Всего же было заключено более 60 договоров купли-продажи.

Тем не менее уже на следующий день после проведения собрания акционеров начали метаться громы и молнии, а заодно посыпались обвинения в «партизанских» действиях. ГОК утешает разве что имеющийся у него обширный комплект документов с ранее имевшим место единодушным «одобрямс».

По словам генерального директора ОАО «ИнГОК» Владимира Пивня, обвинения, будто решение об увеличении уставного фонда было принято обманным путем, необоснованны. Возможно, оно идет во вред отдельным структурам, но никак не государству:

— У нас нет умысла обманывать государство. Мы работаем честно, не создавая долгов, наращиваем темпы производства и тем самым увеличиваем поступления в бюджеты всех уровней, развиваем и укрепляем социальную инфраструктуру комбината. Собственно, об этом свидетельствуют наши технические и социальные программы. В нынешнем году мы рассчитываем впервые выйти на уровень реализации товарной продукции в 1 млрд. грн. А часть внедряемых на комбинате инвестиционных проектов вообще не имеет аналогов в странах СНГ.

При этом если ФГИ оценил стоимость контрольного пакета в ОАО в 68 млн. грн., то наши акционеры готовы выкупить остающиеся у государства акции (37,6%.— В.Д.) минимум за 100 млн. грн, то есть в полтора раза дороже.

Говоря об акционерах, директор имел в виду прежде всего компанию «Смарт-групп», управляющую ГОКом с начала 2000 года. За это время только ее инвестиции в предприятие составили более 90 млн. грн. Общая же сумма вложений в поддержание основных действующих и создание новых производственных фондов превысила 900 млн. грн.

Отечественные бизнес-структуры не очень любят «светиться», поэтому едва ли не основной источник информации о них — это сведения конкурентов. Согласно их данным, учредителями основанной в Днепропетровске компании стали компании: «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад» —65%; «ТС-Украина» (Запорожье) —17% и «Турстрой-Украина» (Харьков) —18%. При этом, как следовало из названия компании «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад», корни крупнейшего учредителя лежат в России, хотя напрямую с российской нефтяной компанией он и не связан. Более того, сейчас компания даже переименована в «Лукатл-Северо-Запад».

Впрочем, российская, а точнее говоря, питерская ее прописка сохранилась. И все было бы хорошо, но российское происхождение основного учредителя, среди прочего, означает, что группа не имеет ни одного «своего» меткомбината и поставляет полученный концентрат на заводы, контролируемые «чужими» бизнес-группами. Вполне возможно, что нынешние трудности отчасти вызваны именно этим.

Впрочем, получив три года назад от «Укррудпрома» в управление акции Ингулецкого ГОКа, «Смарт-групп» наверняка понимала, что на легкую жизнь ей рассчитывать не приходится. Состояние комбината перед ее приходом характеризовалось как близкое к катастрофическому. Задолженность перед бюджетом превышала 30 млн. долл., долги по зарплате зашкалили за полгода, более трети продукции реализовывалось по бартеру, долг за электроэнергию перед «Днепроблэнерго» достигал 83 млн. грн, дефицит собственных оборотных средств составлял 163,6 млн. грн.

Зайдя на ИнГОК в качестве управляющей структуры, «Смарт-групп» сразу определила основные направления развития комбината на ближайшую перспективу. Предусматривалось укрепить положение комбината на рынке железорудного сырья, нормализовать взаимоотношения с бюджетом и, естественно, рассчитаться по зарплате. Причем расходы на капитальные вложения, необходимые для первого этапа программы, намечались в объеме 32,7 млн. долл., и здесь финансовую поддержку ГОКу оказала «Смарт-групп». Благодаря эффективному решению этих задач техническая, финансовая и социальная политика развития комбината изменилась на сегодняшний день коренным образом. В результате он добывает руды больше своих проектных возможностей. Исчезли и долги по зарплате, которая теперь стала самой высокой среди украинских ГОКов.

Конечно, в жизни абсолютно все гладко не бывает, но за проделанную работу команде управленцев Ингулецкого ГОКа и «Смарт-групп» не стыдно. Только за прошлый год производство железорудного концентрата на комбинате выросло почти на 20%. И единодушная поддержка местными властями той же допэмиссии говорит о накопленном новой командой менеджеров кредите доверия.

Однако вполне возможно, что далеко не всех в Украине устраивает ситуация, когда горно-обогатительный комбинат может нормально поставлять сырье одновременно и на мариупольские металлургические комбинаты имени Ильича (Владимир Бойко), и на «Азовсталь» (Ринат Ахметов), и на «Запорожсталь» (Эдуард Шифрин). Времена нынче суровые, и от людей все чаще требуют определенности. Тем более что затянувшееся приватизационное шоу с «Укррудпромом» требует жертв. Все понимают, что продавать его единым куском нельзя — ни одну из нынешних металлургических групп не вдохновит перспектива попадания пакета к конкурентам. Однако сказать об этом вслух пока никто из них не решается. В итоге на горнодобывающих предприятиях страны царит неопределенность, а значит, с реализацией крупных проектов на этих объектах, как минимум, не спешат.

За всей этой отраслевой чехардой на Ингулецком ГОКе следят с обеспокоенностью. С одной стороны, предприятию нужно реализовывать инвестиционную программу — чего стоит только упомянутая выше проблема ввода в строй нового шламохранилища. С другой — «Смарт-групп» как управляющая структура должна выполнять обязательства, взятые ею перед «Укррудпромом». Поэтому единственное, в чем нуждается сегодня комбинат, — это в деньгах на развитие, которых от главного мажоритарного акционера в лице «Укррудпрома», представляющего интересы государства, предприятие не получило ни копейки. Для того, чтобы развиваться, ИнГОКу и необходимо зарегистрировать допэмиссию.

Трудовой коллектив комбината уже написал письмо Президенту с просьбой разобраться в этом вопросе. Действительно, а вдруг поможет?