В конце прошлого тысячелетия в столице уже исчезнувшей империи произошел банальный случай. Киевский райсуд г. Москвы оcудил бывшего работника Союзгосцирка Михаила Толстошею. Последний приторговывал чеками Внешпосылторга. По молодости и в прошлом несудимости дали бедолаге немного. По популярной тогда среди фарцовщиков 147-й статье (мошенничество) получил он три года условно с отсрочкой приговора на год. В общем, суд проявил гуманность и подсудимый отделался легким испугом.
Однако осадок остался. Во всяком случае Миша Толстошея решил более не рисковать, а срочно сменить место жительства. Благо, что подвернулся и случай — удачная женитьба на перспективной иностранке и отъезд за кордон. После женитьбы была изменена и фамилия. После перерегистрации на фамилию жены вместо уроженца Вологды Миши Толстошеи возник благообразный Майкл Вотфорд.
В принципе все это не имело бы особого значения, если бы в конце 90-х годов эта фамилия не стала мелькать на российских, а позже и украинских просторах. Точнее говоря, речь шла о британской компании Watford Group.
Империи больше не было, жизнь стала веселее, и участник «Веселой арены Мосцирка» играл уже в другие игры. И ставки были повыше…
3 ноября с. г. британская группа напомнила о себе: в средства массовой информации был произведен сброс пресс-релиза, направленного против одного из наиболее влиятельных и авторитетных банков Украины — Приватбанка.
Обвиняли его в чем угодно. К делу собирались привлечь Группу по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Отдел по международным делам госдепартамента США, британский Скотленд-Ярд и Интерпол. Хорошо, что организаторы не вспомнили про ООН и миротворческие силы в Ираке.
Правда, уже в первом пункте пресс-релиза, утверждая, что обвинения британцев направлены против отмывания денег через компанию Watford Petroleum Ukraine Holding Limited (WPUHL), созданную совместно Watford Group и Приватбанком (по 50% акций у каждого акционера), авторы данного заявления сразу искажают ситуацию.
Насколько нам известно, подобного украинско-иноземного СП не существует в природе. Речь может идти только об одноименной компании, созданной Watford Group совместно со швейцарской фирмой Interoil Trading SA для коммерческой деятельности на территории Украины. WPUHL является лишь одним из клиентов кипрского филиала Приватбанка. Этим ответственность банка за деятельность международной компании ограничивается.
Кстати говоря, у Watford Group ситуация сложнее. 7 февраля 2003 года английская Палата регистрации компаний потребовала от директоров предоставить для проверки всю бухгалтерскую отчетность, начиная с 1999 года. Тут они и заявили о проблемах с получением информации от украинских партнеров по WPUH Ltd.
Дальше — больше. Как сообщает Интернет-сайт obkom.net.ua, «через счет предприятия WPUH Ltd были совершены транзакции на сумму более 1,5 миллиарда долларов США (!). При этом дебет и кредит были примерно равными — по 750 миллионов. Но к своему ужасу наивные английские бизнесмены увидели, что реальная деятельность их компании может подтвердить только 100 миллионов долларов транзакций (!). Какие деньги в сумме 700 миллионов и кому были проплачены через их счет, они понятия не имели».
Итак, кто кому перечислил 1,5 миллиарда «зеленых» и где они потерялись?
Представьте, взялись вы финансировать какой-нибудь коммерческий проект. Для этого перечисляете фирме N определенную сумму денег. Скажем, 690 миллионов — на покупку нефти. Добавляете еще 10 миллионов на ее переработку. Изготовленный нефтепродукт продаете с прибылью 100 миллионов. Цель финансирования — возвратить вложенные средства и кое-что получить сверху. Что же фиксируется документально? Перечисление 700 миллионов (690+10) в качестве аванса на счет фирмы N. Возврат этих же денег обратно. Плюс прибыль 100 миллионов. Сложите — получается 1,5 миллиарда. На бумаге. Фактически же одни и те же 700 миллионов «трудились» на получении прибыли и были в конце операции возвращены.
Контролирующая роль банка в данном случае сводится к отслеживанию, чтобы в течение 90 дней в страну поступил купленный товар или возвратилась валюта. Что и было неукоснительно сделано.
Схема, конечно, упрощена. Это, если хотите, принципиальная схема, азбука бизнеса. Тому, кто ее не понимает, нечего делать в коммерции. Вот если бы цифры не совпали — да, тогда криминал.
Видно, до сих пор авторам пресс-релиза хочется видеть Украину «шароварной», коль они попытались навешать столь очевидную «лапшу» в адрес Генпрокуратуры, Нацбанка, других официальных органов. Как-нибудь разобрались. Не маленькие.
Из справки НБУ от 24.07.2003 г., составленной по итогам внеплановой проверки ЗАО КБ Приватбанк «относительно соответствия требованиям действующего законодательства перечислений средств в адрес Watford Petroleum Ukraine Holding Limited от контрагентов — резидентов Украины, порядка и правомерности открытия счетов контрагентов Watford, полномочий должностных лиц Watford: «Оплата по контрактам (клиентами Приватбанка. — В.К.) осуществлялась как по факту поставки продукции (что подтверждается грузовыми таможенными декларациями), так и в форме предоплаты. В случаях непоставки продукции в установленный договорными условиями срок, осуществлялся возврат ранее перечисленных денег на счета резидентов-покупателей в пределах установленного действующим законодательством срока… Фактов несоблюдения банком действующего валютного законодательства при перечислении средств в адрес Watford не установлено».
Вообще-то Приватбанк ежегодно проходит международный аудит, постоянный мониторинг Национального банка Украины и Центрального банка Кипра (где находится его филиал).
Но Watford уже требует, чтобы теперь генпрокурор Украины отчитывался перед ним. Да еще так, как этого хотелось бы англичанину. Он вновь обращается в Генпрокуратуру «с требованием о принятии незамедлительных мер в расследовании данных материалов. Новые документы, направленные прокурору, содержат информацию о подделке документов, присвоении обманным путем имущества, уклонении от уплаты налогов, проведении незаконных валютных операций и отмывании денег определенными украинскими компаниями и гражданами».
Тут возникает ряд вопросов. Как-то трудно поверить, что один из собственников предприятия в течение трех лет даже не пытался узнать, что происходит с его предприятием, даже через суд.
К тому же существует документ, согласно которому «в соответствии с выводом №1799 судебно-почерковедческой экспертизы… произведенной экспертом Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз... подписи от имени М.Вотфорда (далее следует перечисление представленных истцом документов. — В.К.) выполнены именно М.Вотфордом».
Небольшая деталь, характерная для понимания технологии искажения фактов в исполнении г-на Вотфорда. Описывая — видимо, с его подачи — процесс заключения акционерного соглашения между WPUHL и швейцарской Interoil, «Обком» считает необходимым обратить внимание: «Этот документ согласовывает за обе стороны и визирует сам председатель наблюдательного совета Приватбанка Игорь Коломойский». Вообще-то Игорь Валерьевич ничего подобного не визировал, да и должность у него указана неверно, но, очевидно, г-н Вотфорд выше таких мелочей, как точность.
Что же реально произошло. Руководство WPUHL действительно обратилось в Приватбанк с просьбой о финансировании и ведении счетов. Банкиры, естественно, изучили кредитную биографию потенциальных клиентов. И, узнав о репутации г-на Вотфорда (к тому времени у него в России были, скажем так, сложности с компанией «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез» и швейцарским банком United European Bank), решили подстраховаться. Было принято решение: взять WPUHL на клиентское обслуживание при условии распределения ответственности между акционерами не 50 на 50, а 51 к 49 — в пользу проверенного годами швейцарского акционера. Пусть он будет ответственным.
Вправе был банк таким образом защитить свои финансы? Очевидно, что да. Акционеры тоже согласились. Что и было согласовано подписью члена (а не председателя) наблюдательного совета Приватбанка Игоря Коломойского. Возвратитесь на абзац вверх. Так ли все изложено?
Например, утверждая, будто британскому уполномоченному WPUHL банк отказывал в действиях с расчетными счетами компании, г-н Вотфорд почему-то рассчитывает, что в Приватбанке невнимательно прочли его же договор со вторым акционером о том, что любые распоряжения по этому поводу принимаются лишь при наличии подписей уполномоченных от двух сторон. Когда же британцам посоветовали исполнить ими же утвержденную процедуру — получить подпись акционера от Interoil, Watford обиделся и настрочил очередную жалобу.
При этом дивным образом его нынешняя активность «совпала» с активными пытками «Индустриального союза Донбасса» выжить с рынка своего заклятого конкурента — группу «Приват». Кататься можно не только на океанских волнах, но и на информационных. А когда бизнес-проблемы трудно решить, то, очевидно, уже не до белых перчаток. В ход идет и манипулирование общественным мнением, и что особенно желательно, — вовлечение в межконкурентную борьбу властных структур.
И как раз с Вотфордом все более-менее понятно: в 1999 году одна из компаний Watford Group, Watford Peroleum Limited, брала у Приватбанка кредит на 3,6 млн. долл. Подходит время возвращения долга. Берешь чужие, а отдавать придется свои. Наверное, это грустно. И наверняка не очень хочется…
Вот и банк вполне официально считает, что «истинными причинами конфликта …является нежелание руководства компании возвращать кредит, предоставленный Приватбанком, а также пресечение банком попыток руководства компании отстранить от управления финансами и счетами компании ее российских партнеров».
Тем более что Watford Group уже и так потратился. По утверждению самого г-на Вотфорда, уже более 2 млн. долл. ушло на услуги адвокатов. Учитывая более чем скромные результаты деятельности компаний группы, это дорого. Только при чем здесь Приватбанк?
Другое дело, что теперь и он немного подкормит лондонских адвокатов. По сообщению пресс-службы, «такие провокационные действия вынуждают Приватбанк заключить контракт с известной адвокатской фирмой в Лондоне и начать судебный процесс в Англии против руководства Watford Group за клевету и распространение информации, порочащей честь и достоинство Приватбанка и его учредителей. В связи с этим Приватбанк будет требовать через суд международной юрисдикции привлечения г-на Майкла Вотфорда к ответственности за клевету и мошенничество».
Однако этим дело не обошлось. Очень хочется перевести разбирательство на международный уровень. Как сообщает уже цитировавшийся «Обком», заявитель требует, чтобы международные организации «взяли под контроль эту ситуацию и приняли адекватные меры в отношении страны, граждане которой занимаются подобным видом «бизнеса». Тут, правда, нужно уточнить, что, по данным юристов Приватбанка, проживающий в Великобритании Майкл Вотфорд (он же гражданин Российской Федерации Михаил Александрович Толстошея), имеет к тому же и греческий паспорт. Хорошо хоть, Республика Гондурас может спать спокойно. Ее гражданства никто из руководящих работников британской компании вроде не имеет и проблем к ней не высказывает.