Словосочетание «заказчик всегда прав» приобретает в Украине все более иронический оттенок. Слишком уж часто речь идет не о заказе продукции, а именно о «заказе» предприятия. Эпидемия рейдерства, охватившая страну, совершено не собирается идти на спад.
Да и зачем? Уже не раз писалось, что при определенной сноровке рейдерство — вполне рентабельное занятие. По крайней мере, гораздо более выгодное, чем производство. На фоне политической нестабильности в Украине захватчики чувствуют себя куда увереннее, чем предприниматели, часто пользуясь поддержкой государства…
Черноморскому судостроительному заводу выпала нелегкая участь стать едва ли не хрестоматийным примером такого перехвата. О перипетиях вокруг завода «ЗН» уже не раз писало. Казалось, хуже ситуации не бывает. Но выходит как в том анекдоте про оптимиста: бывает.
В начале декабря пресс-служба МВД обрадовала общественность новым успехом. Совместными усилиями НЦБ Интерпола Украины и правоохранительных органов Сербии в этой стране был задержан председатель наблюдательного совета ЧСЗ Игорь Чуркин, «который незаконно завладел 90% акций украинского предприятия, имеющего стратегическое значение для экономики и безопасности государства». Информация о столь радостном событии и по сей день висит на сайте министерства…
Лучше бы они этого не делали. Из пафосного текста следует, что главной виной Чуркина была… покупка на конкурсе у государства Черноморского судостроительного завода. Цитируем.
«Чуркин Игорь Александрович свой преступный замысел вынашивал с 2000 года. В то время, занимаясь предпринимательской деятельностью в Украине, он решил воспользоваться нестабильной экономической ситуацией в государстве и незаконно завладеть имуществом какого-то крупного предприятия в ходе его приватизации путем обмана должностных лиц Фонда госимущества Украины».
Дальше еще страшнее.
«В начале 2003 года Игорь Чуркин получил информацию о запланированной приватизации Черноморского судостроительного завода путем продажи на конкурсной основе пакета акций холдинга в размере 90% его уставного фонда.
Понимая, что данное предприятие является одним из крупнейших в Украине, Игорь Чуркин решил им завладеть во время проведения открытых торгов…»
Вдумайтесь — «злодеи» решили приобрести предприятие на... объявленном государством открытом конкурсе! Вообще-то в мире это называют инвестициями, и за их привлечение так трогательно (на словах) борется государство Украина.
Но читаем дальше.
«Для этого они через ничего не подозревающего бизнесмена, который занимался предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг, приобрели по частям акции компании, производящей малотоннажные суда (речь идет об ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», ныне ОАО «Судмашпром». — Е.К.). При этом покупателями официально были иностранные компания и корпорация, которыми владели братья Чуркины. На основании этого они создали на территории Украины новое предприятие с иностранными инвестициями, что позволило им принять участие в торгах».
Вот так — взяли и купили «у ничего не подозревающего бизнесмена» его акции. И даже заплатили ему денег. Не, ну точно «заговор сионских мудрецов».
И наконец, после всех этих зловещих комбинаций «12 августа 2003 года начальной стоимостью пакета акций Черноморского судостроительного завода было определено 119 миллионов гривен. Так что братья Чуркины начали дальнейшую реализацию своего преступного замысла. 22—23 сентября 2003 года состоялись торги, во время которых замысел Игоря Чуркина был полностью реализован: он, вместе с братом, ввел в заблуждение должностных лиц Фонда госимущества, что позволило незаконно завладеть пакетом акций Черноморского судостроительного завода в размере 90,25% стоимостью около 120 миллионов гривен...»
То есть, о ужас, они заплатили самую высокую цену и, что особенно возмутительно, в бюджет. Да уж, за такое, следуя логике обвинения, нужно строго карать.
И действительно. Не прошло и четырех лет, и «18 апреля этого года следователями прокуратуры Николаевской области было вынесено постановление о привлечении Чуркина Игоря Анатольевича в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 190 УК Украины, — в незаконной приватизации и завладении контрольным пакетом акций Черноморского судостроительного завода».
Далее следует описание других происков г-на Чуркина. Нашим сыщикам здорово помогало то, что он и не прятался, а ездил по делам принадлежащего его семье Львовского автозавода на промышленную выставку.
Сейчас готовится экстрадиция Игоря Чуркина из Белграда в Киев, на встречу с беспристрастной украинской юридической системой, которая заранее и в досудебном порядке публично называет его преступником.
Пока одни государственные мужи ловили Чуркина, другие тоже не дремали.
30 ноября с.г. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выдал Херсонскому судостроительному заводу, контролируемому структурами Вадима Новинского, разрешение на покупку более 50% акций ЧСЗ.
То, что за захватившими в августе завод людьми в камуфляже стоит Новинский, в Николаеве не знает разве что только поставленный им на завод менеджмент. Но вот тот факт, что его так бросятся проталкивать государственные органы, стал новостью. Основной лоббист перехвата завода — экс-губернатор и экс-зампред СНБОУ Александр Садыков — ныне не у дел.
Впрочем, у Вадима Новинского сейчас хватает влиятельных друзей и без него. Его, например, совершенно официально протежировал экс-премьер Виктор Янукович. Мягко говоря, это было не лишним и отлично помогало при «дружественном решении» вопросов в органах власти. По крайней мере, до недавних пор.
Кстати, не случайно процессы активизировались именно накануне окончания премьериады. Люди старались «порешать вопросы» до смены власти.
После разрешения антимонопольщиков в пресс-службе ХСЗ заявили, что им «разрешили потенциальную покупку. Если ЧСЗ будет продаваться, у нас будет все готово». А в управляющей структуре Вадима Владиславовича «Смарт-холдинг» заверили, что ХСЗ купит акции «Черноморки» только у их законного владельца.
Экспертам стало ясно, что готовится очередной передел...
На следующий день после того, как АМКУ выдал херсонцам разрешение на покупку акций ЧСЗ, акционеры черноморского завода подали иск в Хозяйственный суд Киева о запрете Фонду госимущества производить какие-либо операции с акциями до окончания судебного процесса. До окончания рассмотрения этого иска любое решение ФГИ о смене собственника считается не имеющим юридической силы.
Вдобавок, ранее по ходатайству самого ФГИ акции ЧСЗ были арестованы, поэтому согласно действующему законодательству любые операции с ними запрещены.
Поскольку весь летне-осенний беспредел с захватом предприятия, изъятием реестра у регистраторов, навариванием на окна решеток прошел под формальным лозунгом «вернем акции родному государству», можно было бы предположить, что ХСЗ должен был выкупать акции именно у него. Ничего подобного. Не успели в Белграде задержать Чуркина, как ширма «интересов государства» была немедленно отброшена.
6 декабря с.г. было объявлено, что ОАО «Судмашпром» (бывшая «Николаевская малотоннажная верфь», победитель конкурса 2003 года) продало 90,25% акций ЧСЗ уже упоминавшемуся Херсонскому судостроительному заводу. Ни суммы сделки, ни кому и куда ушли деньги, объявлено не было.
Соль шутки заключается в том, что никто и ничего Новинскому не продавал. Более того, как раз в декабре Николаевский хозяйственный суд признал Игоря Чуркина главой наблюдательного совета ЧСЗ.
Но кого это волновало? Через день, 7 декабря, Фонд госимущества признал смену собственника предприятия. При этом приватизаторы сделали крутой разворот, фактически аннулировав все свои предыдущие действия.
До этого с 2005 года фонд настаивал на возвращении предприятия в госсобственность с целью дальнейшей перепродажи, оспаривая саму законность приватизации. Правда, суды приватизаторы регулярно проигрывали. Теперь они сами себя высекли, фактически признав, что боролись не за государство, а против Чуркиных.
Пытаясь оправдаться, 12 декабря с.г. в региональном отделении ФГИ по Николаевской области даже провели пресс-конференцию, и начальник регионального отделения Евгений Казанский комментировал поворот на 180 градусов. Оказалось, что ФГИ не переуступал права, а лишь согласовывал договор купли-продажи.
«В ФГИУ был лишь согласован нотариально утвержденный договор купли-продажи акций. Фонд должен был убедиться в том, что договор, который был подписан между предыдущим собственником (ОАО «Судмашпром») и новым (ХСЗ), содержит все обязательства, принятые на себя «Судмашпромом» при покупке 90,25% акций ГАХК «ЧСЗ».
Интересно, как совместить оспаривание законности проведения конкурса и желание и дальше следить за выполнением инвестобязательств? Особенно в контексте заявления о том, что «если есть какие-то спорные вопросы по невыполнению договора купли-продажи, то фонд будет продолжать судебные процессы, которые уже начаты».
Кстати, по словам Евгения Михайловича, о решении центрального аппарата ФГИ (действия которого довелось защищать) он лично узнал… из прессы. Возникает вопрос: кто в Киеве нотариально заверил договор продажи акций, минуя собственника? Ведь для нотариуса это вообще-то чистая уголовщина.
Более того, ФГИ не мог быть не в курсе запретов на отчуждение (повторимся — он сам подавал иск об этом). Фонд также был в курсе позиции собственников. Т.е. он согласовывал совершенно очевидный подложный договор.
Юристы «Судмашпрома» уже указывали на грубое нарушение действующего законодательства и, как минимум, на превышение служебных полномочий и злоупотребление властью. Что тоже тянет на уголовную ответственность.
А уж как ФГИ подставил государство… МВД задерживает собственника акций, обвиняя его в «неправильном» приобретении, а ФГИ (т.е. продавец) в то же самое время признает, что все было правильно и акции законно принадлежали «Судмашпрому». Вопрос: за что задержали Чуркина? Или в камере с ним легче договариваться?
Любопытно, что информация о покупке херсонским заводом акций ЧСЗ появилась на следующий день после задержания Игоря Чуркина в Белграде 5 декабря. Трудно отделаться от мысли, что все слишком уж совпадает.
Представитель владельцев предприятия Ирина Акулова заявила, что судебные тяжбы о расторжении договора купли-продажи не завершены и акции по-прежнему принадлежат структурам Чуркиных. По ее мнению, это беспрецедентный случай в истории украинской приватизации.
— Создается ощущение, что Фонд госимущества и Вадим Новинский создали синдикат, по образцу сицилийской мафии, — говорит Ирина Акулова. — Не стесняясь ни президента, ни премьер-министра, которые всегда заявляли о необходимости прозрачных схем в сфере приватизации, они запросто отбирают чужие предприятия, не считая нужным даже объяснить общественности, как такое стало возможным. Когда люди начинают строить планы касательно чужих предприятий, невзирая на отсутствие согласия на то законных собственников и в обход интересов государства, то это либо наивно, либо криминал. А задержание Игоря Чуркина — звенья одной цепи, его хотят убрать как помеху для поспешной теневой реприватизации…
По данным Акуловой, сейчас около 60,49% акций ЧСЗ принадлежит канадской Shipping Tehnology Ltd, 35,97% — «Судмашпрому», конечными владельцами которых считаются братья Игорь и Олег Чуркины. Однако после разгрома помещения регистратора на заводе появился как минимум еще один реестр. Именно по нему, даже не обращаясь к реальным собственникам, за последние пять месяцев захватчики провели ряд «собраний акционеров».
Интересно, что еще до знаменательного визирования документов в ФГИ группа Новинского попыталась перехватить контроль и другим способом. Незадолго до августовского захвата предприятия Хозяйственный суд Николаевской области назначил арбитражным управляющим АХК «ЧСЗ» Игоря Завертайного, которого наблюдатели связывают с группой Новинского. Ранее он выступал распорядителем имущества таких предприятий, как Южный горно-обогатительный комбинат (сейчас на паритетной основе контролируется «Приватом» и «Смарт-груп». — Е.К.) и ОАО «Днепровагонмаш» (контролируется «Приватом»). Однако это решение 4 декабря отменил Одесский хозяйственный апелляционный суд, удовлетворив апелляционные жалобы ЧСЗ, Фонда государственного имущества и апелляционное представление прокуратуры Николаевской области об отмене назначения Завертайного.
Судя по всему, особых иллюзий о том, как бы происходило распоряжение имуществом, не было ни у собственников, ни у прокуратуры, ни у фонда. Просто трогательное единодушие! Что, впрочем, не помешало приватизаторам вскоре фактически отдать завод.
Сейчас анонсируется идея создания в течение следующих двух лет судостроительного холдинга на базе Херсонского судостроительного завода, ЧСЗ и государственного предприятия «Судостроительный завод им. 61 коммунара». Обертка выглядит привлекательно, но вот содержание... По сути, предполагается задешево подарить рейдерам еще два завода. Потому что оперативный контроль над заводом им. 61 коммунара структуры Новинского получили, не потратив ни копейки собственных денег. Они просто выступили гарантом кредита на 1 млн. долл. В случае с ЧСЗ были сначала банально отстранены собственники 96,5% акций, а потом львиная доля уставного фонда была присвоена.
Замечательная платформа для создания холдинга и равноправного партнерства его участников! И если кто-то думает, что государству в нем светит больше, чем когда-то на Ингулецком ГОКе, то это, мягко говоря, наивно.
Что-что, а работать в отечественном юридическом поле «переходного периода» рейдеры научились и работают цепко. Проигрыш судов их не сильно волнует. Ненужные решения просто игнорируются…
Например, суды вокруг ЧСЗ идут давно, и до сих пор все они, в том числе и Высший хозяйственный суд Украины, констатировали законность приватизации предприятия. Если бы у нас все происходило в правовом поле, ситуации с захватом и арестом не возникло бы вообще. По закону, шансы Чуркиных на возврат собственности практически стопроцентные.
Но вот против ломовых приемов — как вам сказать. К примеру, накануне задержания появилась «утка» об обнаружении наркотиков в упаковках кондиционеров, предназначенных для ЛАЗа. Дезинформация была официально опровергнута Чопской таможней, но осадок-то остался. Ну а аргумент —автоматчик на КПП — действует вообще почти безотказно.
История успеха Вадима Новинского — а он уже практически валютный миллиардер — просто образец подражания для рейдера. Проблема в том, что своим нахрапом он создал вопиющий для Украины прецедент. Хочу — значит можно.
Причем ни о какой реальной защите права частной собственности и уж тем более интересов государства речь не идет. По факту, все решают связи.
К примеру, после альянса Януковича с Садыковым (оцените всеядность!) был получен карт-бланш на захват ЧСЗ. Ну а сейчас и на поражающую своим напором сделку. А потенциально, в условиях перманентных выборов — и на установление контроля над целыми отраслями народного хозяйства. Кого-кого, а желающих разбогатеть у нас хватает.
Сейчас в стране новое правительство. И Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко снова анонсировали, что четкое выполнение законов и искоренение коррупции — его главный приоритет. Очевидно, снова дадут гарантии и инвесторам. Однако цена им будет определяться в том числе и отношением к тем, кто уже вложил деньги в покупку украинских предприятий.
Коньком Тимошенко всегда была прозрачность в сфере приватизации. Может, это поможет разрубить узел на ЧСЗ? Требуется-то немногое — просто соблюдать собственное законодательство. Жаль, если завод «порвут» только потому, что его «заказали». Лучше ему будут заказывать корабли.