UA / RU
Поддержать ZN.ua

Драка по-кременчугски

Разговоры о рейдерах, захватывающих предприятия, стали в Украине совершенно привычными. Настолько, что под этот пункт начали подводить едва ли не каждое корпоративное событие.....

Автор: Василий Днепров

Разговоры о рейдерах, захватывающих предприятия, стали в Украине совершенно привычными. Настолько, что под этот пункт начали подводить едва ли не каждое корпоративное событие...

На этой неделе представители группы акционеров Кременчугского сталелитейного завода провели в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» пресс-конференцию, в ходе которой рассказали, что 25 августа 2006 года неизвестные лица предприняли попытку захвата административного здания предприятия.

С эмоциями у выступавших было все в порядке, но точка зрения оказалась далеко не бесспорной. За кадром, в частности, осталась небольшая деталь. Акционеры, представлявшие порядка 30% акций, в ходе пресс-конференции не смогли сколько-нибудь внятно пояснить, чьи же интересы они представляют. Неофициально их якобы считают дружественными АКБ «Форум».

Не смогли они объяснить и то, почему их мнение важнее, чем владельцев 65% акций. И почему избранное большинством акционеров правление нелегитимно, в отличие от предыдущего, представлявшего менее трети акций. Неужели по принципу «наше — самое лучшее»?

Демонстрировавшиеся фото- и видеокадры убедили не всех. И дело даже не в том, насколько они были вырваны из контекста. Просто еще не успели забыться весенние события этого года в Днепропетровске. Тогда, 17 мая, владельцы 65% акций проводили собрание. Накануне его договорились общими усилиями изменить наблюдательный совет Кременчугского сталелитейного.

Собрание проходило в здании НИИ «Черметмеханизация». Собственно говоря, повестка предвещала серьезные проблемы, но масштабы их недооценили. Хотя охрану усилили, наняв 12 человек. Однако реакция оппонентов превзошла все ожидания. Согласно сводке УМВД в Днепропетровской области, к зданию НИИ подъехали автобусы примерно с двумя сотнями человек «спортивного телосложения». Между прибывшими и охраной завязалась драка. При таком численном превосходстве итог столкновения был предрешен

По данным прокуратуры Нижнеднепровского района Днепропетровской области, во время драки все охранники были избиты. Далее, по данным ЦОС УМВД, проникнув в здание института, «неизвестные начали бить сотрудников компании-регистратора и уже прибывших акционеров, ломать столы и стулья».

К месту событий прибыли сотрудники милиции, Нижнеднепровской районной прокуратуры и спецподразделения «Беркут». Беркутовцы отправили в отделение 172 человека. Так что зрелище получилось незабываемым…

Руководство крупнейшего акционера КСЗ — «ТЭКО-Днепрометиз» (группа «ТАС») — обвинило в организации беспорядков владельца второго по величине пакета акций завода, президента банка «Форум» Леонида Юрушева. Банк, естественно, связь с происшедшим категорически отметает…

Впрочем, собрание акционеров все равно состоялось. По его итогам ключевые должности на комбинате заняли представители группы «ТАС». Председателем наблюдательного совета сталелитейного завода стал Валерий Новицкий от «ТЭКО-Днепрометиз», а председателем правления завода — Дмитрий Черненко. В наблюдательный совет вошел и Сергей Тигипко. Акционеры также изменили регистратора КСЗ, поручив вести реестр ООО «ОФР-Запорожье».

Однако утверждать, что потасовка осталась совсем без последствий, было бы, мягко говоря, оптимистично. С 17 мая и до конца августа прежнее руководство завода, дружественное именно группе банка «Форум», продолжало осуществлять оперативное управление предприятием.

Оно заявляло о незаконности собрания акционеров 17 мая. Начались суды, и в результате акционеры провели еще целый ряд собраний, подтвердивших полномочия нового руководства.

А потом произошли «события у заводоуправления». Если и было в них что-то оптимистическое, так это то, что задержанных на сей раз оказалось втрое меньше. При этом, по данным мажоритарных акционеров, в нападении участвовали те же охранные фирмы, что и в мае в Днепропетровске.

Правда, бывшее руководство завода обвинило в попытке захвата… новое руководство. То свою причастность к захвату предприятия отрицает. Председатель правления Дмитрий Черненко сказал, что новое руководство КСЗ не имеет никакого отношения к инциденту, закончившемуся сменой охраны предприятия. Конфликт им просто не нужен, они и так представляют акционеров, владеющих 60% акций завода, а право сменить руководство было подтверждено четырьмя собраниями акционеров. Таким образом, речь идет не о конфликте на заводе, а о возобновлении законных прав мажоритарных акционеров.

Сергей Тигипко тоже заявил в Кременчуге, что с этими структурами «мы… ни в каких договорных отношениях никогда не были и не находимся с ними в каких-то договорных отношениях». Хотя сама ситуация, когда основные собственники не могут зайти на завод, абсурдна.

Кабинет министров пообещал разобраться в ситуации вообще, а в частности изучить юридические решения по предприятию. Постановка вопроса в принципе вполне адекватная и поддерживается большинством акционеров. Тем более что на середину августа практически все судебные решения приняты в их пользу.

15 августа 2006 года это подтвердил и Высший хозяйственный суд Украины. А кроме того, запретил препятствовать новому руководству КСЗ в исполнении обязанностей.

Кстати, последний пункт появился не случайно. По словам Валерия Новицкого, бывший председатель правления Александр Холошин издал приказ, согласно которому работа всех структурных подразделений завода приостанавливается на две недели. В адрес тружеников предприятия шли требования не выходить на работу.

Между тем КСЗ является основным производителем заготовки для вагоностроительных заводов. Его долю оценивают в 70%. И простои предприятия, мягко говоря, не улучшают ни работу смежников, ни ситуацию на железной дороге.

Впрочем, организация саботажа успеха не принесла. Новому руководству вскоре удалось добиться ритмичной работы всех цехов. Заодно оно пообещало и серьезные перемены в стратегии предприятия. По словам председателя наблюдательного совета Валерия Новицкого, разработаны девять шагов для урегулирования ситуации. В частности, отныне продажи продукции будут осуществляться только по прямым договорам с потребителями, а покупки сырья — только через тендеры.

Улучшат и социалку. С 1 сентября рабочим увеличат зарплату на 10%; завод возьмет шефство над школами микрорайона и детскими домами города.

В.Новицкий опроверг информацию о том, что новое руководство завода хочет продать предприятие. Он назвал такие слухи «байкой» и подчеркнул, что акционерам неинтересно продавать завод, являющийся ключевым поставщиком сырья для других заводов акционеров. Суть проблем между совладельцами он объяснил тем, что акционер, владеющий меньшим пакетом акций, не допускал к управлению крупных акционеров.

Заодно воздастся и организаторам захвата заводоуправления. Акционеры настаивают на том, что это была банальная инсценировка, и намерены обратиться в правоохранительные органы с требованием о возбуждении дел «по фактам устроенных беспорядков на предприятии, саботажа и присвоения служебных полномочий». На пресс-конференции адвокат Юрий Бергельсон утверждал, что прежнее начальство «злоупотребляло своим положением», в частности заключало многомиллионные сделки с предприятиями близких родственников.

При этом никто не собирается воевать «до последнего винтика». Сначала на Кременчугском сталелитейном заводе будет проведен аудит. Планируется, что уже в ближайшем будущем состоятся собрания акционеров, на которых удастся сбалансировать интересы всех существующих крупных акционеров предприятия, включая и «ТАС», и «Форум», и СКМ, и группу «Приват».

Обсудить есть что. С 2002 года завод то и дело фигурирует в сводках корпоративных новостей по причине раздоров между теми или иными группами собственников. Между тем предприятию уже 40 лет, и оборудование остро нуждается в модернизации и замене. Новое руководство пришло работать. И если ему не будут сильно мешать, есть шанс, что может получиться.

ОАО «Кременчугский сталелитейный завод» специализируется на выпуске стального литья для грузовых вагонов и большегрузных автомобилей. Предприятие стало открытым акционерным обществом в начале 90-х.

С 2003-го по 2005-й объем выпуска стального литья увеличился с 35 до 116 тыс. тонн, объем реализации — с 326 до 512 млн. грн. Прибыль за последние три года составила 10 млн. грн.