UA / RU
Поддержать ZN.ua

Днепропетровск: зачищенное небо?

В Украине иностранцев любят. В середине 90-х вежливые западные предприниматели часто неплохо смотрелись на фоне слегка причесанных отечественных бизнесменов первого призыва...

Автор: Георгий Малинский

В Украине иностранцев любят. В середине 90-х вежливые западные предприниматели часто неплохо смотрелись на фоне слегка причесанных отечественных бизнесменов первого призыва. Иногда их даже жалели: вот ведь куда бедняг занесло — в глушь, в деревню, в провинцию. Однако как-то получилось, что хватка у вежливых ребят часто была покрепче, чем у местных.

Цели они ставить умели и шли к ним жестко. Случалось — и напролом. Вот, скажем, сейчас под угрозой «бархатного» разгрома снова оказалась компания «Днеправиа». Ее выбрасывают с немецкого рынка.

Конфликт начался не вчера и уже успел обрасти историей. В феврале 2005 года было заключено межгосударственное соглашение об открытом небе, по условиям которого иностранные авиакомпании получили разрешение летать в Украину без каких-либо ограничений. Обычно такие соглашения подписываются представителями государственных департаментов авиации стран-участниц и определяют основные положения, в соответствии с которыми будет осуществляться воздушное сообщение.

Итак, Министерство воздушных путей сообщения Германии и Государственная служба Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба) заключили межгосударственный договор, определив в нем объем перелетов из Германии в Украину и из Украины в Германию. Конкурс на осуществление авиаперевозок с немецкой стороны выиграла компания Lufthansa — один из мощнейших мировых авиаперевозчиков.

Затем, согласно правилам деловой этики, компания должна была заключать договоры с интересующими ее украинскими аэропортами, в которых бы определялись конкретные слоты (время и место приземления или вылета).

Только решив эти вопросы, можно сообщать Госавиаслужбе Украины о времени начала перевозок. Более того, такое сообщение должно быть сделано не позднее, чем за 45 дней до первого вылета.

Реальность вышла несколько иной. Одним из наиболее интересных для немцев регионов Украины является Днепропетровск. Контрагент, в принципе, давно известен: местный аэропорт уже давно принадлежит компании ОАО «АК «Днеправиа». Собственно говоря, именно благодаря ей аэропорт и сохранился. В 1996 году компания провела реконструкцию днепропетровского аэропорта в соответствии с международными нормами, чтобы обслуживать пассажиров, в том числе и с франкфуртского рейса, на должном уровне. Для полетов во Франкфурт был арендован «Боинг-737-400».

В реконструкцию аэропорта было вложено 6 млн. долл. При этом из бюджета — ни копейки. Все делалось за счет собственной прибыли «Днеправиа» и кредитов частных банков. Если бы не они, в Днепропетровске не летал бы никто: не было бы аэропорта и необходимой инфраструктуры.

А так аэропорт есть. Тот, из-за которого разгорелся конфликт.

Вместо того чтобы направить «Днеправиа» запрос о предоставлении слотов, согласовать все вопросы, а уже потом сообщить Госавиаслужбе, что через полтора месяца начнутся рейсы, Lufthansa просто сообщила «Днеправиа», что ее самолеты отныне шесть раз в неделю будут осуществлять перелеты «Франкфурт— Днепропетровск». Причем в ночное время (т.е. прилетать в два ночи и вылетать назад в шесть утра). Так как «Днеправиа» летала на Франкфурт уже семь лет, вложив в маршрут немалые средства, можно представить тот шок, который это сообщение вызвало у днепропетровцев.

Тем не менее было решено договориться. Представители «Днеправиа» сели за стол переговоров с Lufthansa. Из шести предложенных слотов немцы в конце концов получили пять. Фактически остался несогласованным только один: по четвергам рейс днепропетровской авиакомпании фактически накладывался на рейс Lufthansa. Немцы вылетали в 6.15, а украинцы традиционно летали в 7.00.

В Днепропетровске не без оснований опасались, что это приведет к сильной недогрузке украинского рейса. Поэтому западным партнерам было предложено перенести вылет с утра на вторую половину дня.

Перед началом переговоров директор по маркетингу по России и СНГ Lufthansa German Airlines Рене Койнцак в одном из интервью достаточно оптимистично оценивал их перспективы: «Сейчас мы пришли к соглашению — пока осуществляются рейсы из Днепропетровска не во Франкфурт, как было запланировано ранее, а в Мюнхен.

Во Франкфурт наши самолеты летают из Донецка. Это связано с интересами конкурирующих фирм. У нас есть подтверждение со стороны украинских властей, что они готовы обсуждать этот вопрос, и в дальнейшем мы будем с ними по этому поводу общаться».

Однако благие намерения так и не стали реальностью во время переговоров обеих компаний в Госавиаслужбе. Они длились более четырех часов. Днепропетровцы предлагали разнообразнейшие варианты компромисса: от переноса времени полета до предложений «обмена местами», когда одна авиакомпания продает другой определенное количество мест в своем самолете.

Игра стоила свеч. Маршрут, подобный «Днепропетровск—Франкфурт», приносит в год до 5 млн. долл. прибыли. Деньги для аэропорта достаточно приличные. А это — работа для сотен людей и бюджетные поступления. Не говоря уж о том, что Lufthansa будет платить налоги в бюджет ФРГ…

Кстати, тот же Рене Койнцак вполне четко заявлял, что «обычно в мире отсутствует практика сотрудничества иностранной компании с аэропортом в чужой стране. …Аэропорты вообще очень связаны с местными авиакомпаниями, и их не разъединить».

Тем не менее ни на один компромиссный вариант Lufthansa не согласилась, и переговорный процесс завис.

В дело пошла тяжелая артиллерия. Под вечер следующего после переговоров дня Департамент авиации ФРГ прислал «Днеправиа» письмо, запрещающее рейс на Франкфурт, который должен был состояться в воскресенье, 5 марта.

Запрет мотивировался тем, что, «не считаясь с разрешением всей авиационных властей Украины для немецкой Lufthansa, аэропорт Днепропетровск требует согласований и этим препятствует полетам немецких авиаперевозчиков».

Любопытно, что немецкие чиновники сослались также на принцип паритетности, точнее, на его нарушение украинской стороной.

Каким образом шесть немецких рейсов на Днепропетровск могут быть паритетными паре рейсов в неделю на Берлин и Франкфурт — вопрос занятный.

Как заявил первый заместитель генерального директора ОАО АК «Днеправиа» Сергей Ткаченко, «мы не запрещали компании Lufthansa летать — мы им дали пять дней и на шестой только просили передвинуть рейс. Я считаю, что это нормально. И какая паритетность: мы летаем два раза в неделю, а они хотят летать шесть раз. О паритетности речи здесь вообще не может быть. После чего мы отозвали свое подтверждение слотов, которые давали раньше, и предложили им летать шесть дней в неделю исключительно в дневное время».

Но события развивались. Министерство воздушных путей сообщения Германии, с подачи Lufthansa, 8 марта вообще запретило «Днеправиа» летать в Германию, отменив и второй (помимо франкфуртского) ее рейс — в Берлин.

Между прочим, совсем недавно аналогичным образом с наработанных маршрутов немцами была вытеснена украинская компания «Донбассаэро»...

При этом позиция немцев практически беспроигрышна. Lufthansa — огромная компания, львиная доля ее прибыли обеспечивается благодаря трансатлантическим перелетам. На рынок СНГ приходится около 2%. А рейс «Днепропетровск—Франкфурт» — и вовсе мелочь.

А что же наши чиновники? Они традиционно разбежались по щелям. Никакой реальной помощи от них украинские авиакомпании не получают.

Так, еще недавно авиаторы просили Госавиаслужбу Украины провести переговоры с авиационными властями Германии о расширении доступа к аэропорту Франкфурта (технически туда можно летать каждый день). Вопрос вот уже свыше семи лет остается зависшим.

Однако это еще полбеды. Но когда на протяжении месяца полеты просто запрещены, при фактическом бездействии ответственных лиц, — это уже нечто. Может, по их мнению, предпосылкой нашей интеграции в Европу должен стать полный разгром региональных перевозчиков?

Прочно завис вопрос и о приватизации аэропорта Днепропетровска, что позволило бы привлечь ресурсы на развитие. Те же немцы периодически грозятся инициировать процесс лишения его статуса аэропорта международного класса.

Собственно, приватизация должна была состояться еще …девять лет назад, но была отложена на неопределенный срок согласно приказу Фонда госимущества. В прошлом году руководство Фонда госимущества обещало разблокировать процесс. Глава ФГИ В.Семенюк распорядилась подготовить письмо в Кабмин о возобновлении приватизации «Днеправиа».

Скоро уже год исполнится, но ничего не изменилась. Руководство «Днеправиа» обратилось даже к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой продать госпакет на открытом конкурсе. Государство избавится от долгов компании, получив взамен их деньги. Да и украинских чиновников перестанут упрекать в том, что, «разруливая» конфликт, они одновременно управляют одной из его сторон (в данном случае «Днеправиа»). Может, тогда Госавиаслужба сможет активнее выполнять роль третейского судьи в споре двух частных собственников…

А пока компанию «прессуют», чиновники чего-то ждут, аэропорт простаивает. Может, так и надо? Только кому?

* * *

Чиновники Госавиаслужбы оказались недоступны для комментариев. Но ранее ее глава Николай Марченко заявил, что Госавиаслужба направила официальное обращение к немецким авиационным властям, в котором потребовала в течение двух недель пересмотреть дискриминационное решение по поводу «Днеправиа». В противном случае обещано с 25 апреля начать ответное ограничение рейсов Lufthansa. Насколько адекватно «ограничение» против полного запрета, вопрос, конечно, интересный, но приятно сознавать, что хоть какая-то официальная реакция появилась.