UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Днепрооблэнерго»: «трансформаторное» дело или захват без потерпевших?

В конце июля государство наконец получило контроль над компанией, где у него 75%. Для этого пришлось...

Автор: Георгий Малинский

В конце июля государство наконец получило контроль над компанией, где у него 75%. Для этого пришлось вызывать судебных исполнителей, группу силовой поддержки, выбивать ворота и расталкивать плечистых ребят с «той» стороны. Происходящее походило на что угодно, но только не на теплую встречу наемных менеджеров главного акционера, теоретически имеющего абсолютный контроль над компанией.

Но это в теории. На практике представителей государства к управлению компанией просто не подпускали…

Решение о смене руководства ОАО «Днепрооблэнерго» было принято после общего собрания акционеров еще 30 апреля 2008 года. Однако прежний менеджмент, максимально затруднив его проведение, позже банально не признал собрание состоявшимся.

5 мая 2008 года состоялось заседание наблюдательного совета ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго», на котором был избран исполняющий обязанности генерального директора акционерного общества — Андрей Мартынюк, представляющий интересы государства, которое в лице НАК «Энергетическая компания Украины» владеет более чем 75% акций «Днепрооблэнерго». Но когда новый руководитель компании и члены наблюдательного совета прибыли на ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго», чтобы представить нового руководителя трудовому коллективу, их не пустили даже на проходную административного здания. Осталось разве что запротоколировать происшедшее.

Пытаясь урегулировать ситуацию вокруг крупнейшей энергоснабжающей компании страны, НАК «Энергетическая компания Украины» неоднократно обращалась к прежнему генеральному директору компании относительно добровольного выполнения решений собрания акционеров и наблюдательного совета ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго».

Но безуспешно. Фактически уволенный менеджмент спокойно нарушал корпоративные права государства и других акционеров на управление стратегическим для региона предприятием.

Реально ставки были еще выше. Компания «Днепрооблэнерго» обслуживает полтора миллиона потребителей и располагает 169 голосами на собраниях Оптового рынка электроэнергии Украины. Ее голос часто решающий, и именно его не хватило государству, чтобы провести собрание участ­ников Энергорынка. Оказалось, что государственная компания делегировала свое право голоса коммерческой структуре.

Собственно говоря, президент НАК «ЭКУ» Владимир Зиневич прямо сказал, что отстраненный от должности «г-н Эдуард Соколовский, к сожалению, не представлял интересы государства, он представлял интерес другой бизнес-группы, которая откровенно нацелена на саботирование действий «НАК «ЭКУ».

В конце концов, почти четыре месяца спустя терпение государства лопнуло, и 25 июля представители НАК «Энергетическая компания Украины» вместе с государственным исполнителем прибыли в компанию, предложив немедленно в добровольном порядке выполнить решение суда в пользу государства.

Последовал отказ. После чего государственным исполнителем было осуществлено принудительное выполнение судебного решения. Как уже отмечалось, для этого пришлось ломать двери. Более того, бывшее руководство не побрезговало прихватить с собой печать…

А затем, как водится, государство обвинили… в рейдерском захвате. Правда, в обвинениях отсутствовала маленькая деталь — кто именно пострадал. Тот же Эдуард Соколовский так и не смог сформулировать, кого же именно он представляет. Зато охотно говорил, что существует решение, по которому его нельзя снимать с должности несколько лет...

Позже обнаружилась и масса иных деталей, наглядно демонстрирующих, где именно видело роль государства прежнее руководство.

В частности, среди бумаг был найден крайне любопытный документ. Оказалось, что некое ООО «Блафикс» подало иск против ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго». Суть иска — «Блафикс» просит суд признать действующим договор покупки отключенной от электропитания трансформаторной подстанции, расположенной в Днепропетровске по ул. Воронова, 25.

Зачем «Блафиксу» покупать отключенную трансформаторную подстанцию — вопрос довольно интересный. Но суть вовсе не в этом. Намерения истца четко просматриваются в заявлении об обеспечении иска.

Во-первых, «Блафикс» требует отменить решение собрания акционеров «Днепрооблэнерго» от 30 апреля 2008 года — того самого, на котором государство сменило наблюдательный совет энергоснабжающей компании, выведя из него ряд лиц.

Дальше — больше.

«Блафикс» потребовал отменить и решения наблюдательного совета «Днепрооблэнерго» от 5 мая, которыми была произведена смена менеджмента.

На этом фоне требования истца запретить законно назначенному руководству ОАО «Днепрооблэнерго» производить любые действия, связанные с управлением предприятием, кажутся само собой разумеющимися.

Но самое интересное было впереди.

Загадочный «Блафикс» требует запретить внесение сведений о новом составе руководящих органов «Днепрооблэнерго» во все возможные регистрационные документы.

Столь дивные решения без особых помех прошли через Хозяйственный суд Днепропетровской области. Очевидно, подобный подход должен укрепить оставшиеся крохи доверия к отечественной судебной системе.

Фактически привязавшись к неисправной трансформаторной подстанции, руками ООО «Блафикс» пытаются устранить легитимное руководство «Днепрооблэнерго».

Вопрос, почему решение о правомочности собрания акционеров «Днепрооблэнерго» выносится по иску юридического лица, не являющегося даже акционером этого предприятия, совершенно не смутил судью И.Петренко, быстро установившего, что «собрание от 30 апреля прошло с грубым нарушением законодательства».

Обосновывалось это тем что, что дирекция «Днепрооблэнерго» (читай — Э.Соколовский) перенесла собрание акционеров компании с 30 апреля на 30 июня. То, что основной владелец и акционер был против каких-то переносов и признал собрание акционеров состоявшимся, судью не волновало...

По мнению судьи, избираемый собранием акционеров орган, которым является дирекция, вправе указывать акционерам — когда им можно проводить общее собрание, а когда нельзя! Вообще-то это нарушает основополагающие нормы отечественного корпоративного законодательства. Но что это по сравнению с тяжбой о трансформаторе!

В итоге судья действительно приостановил действие решений собрания акционеров «Днепрооблэнерго» от 30 апреля и набсовета от 5 мая, запретил госорганам вносить в реестры имена легитимных руководителей «Днепрооблэнерго» и проводить им любые действия от имени компании.

То есть государство банально послали в лес — хорошо, хоть не в багажнике. И все это — естественно, «именем Украины».

Остается разве что поверить, что определение Хозсуда Днепропетровской области от 26 мая 2008 по делу №19/60-08 вынесено исключительно в силу неправильной трактовки им действующего законодательства. В конце концов, суды у нас ведь не только независимы, но и неподкупны и материально не заинтересованы. Ну ведь правда?

А пока нашлось решение судьи Шевченковского районного суда
г. Запорожья Н.Ижевской от 21 мая 2008 года, согласно которому г-на Соколовского нельзя увольнять, потому что он с 29 апреля 2008 года был на больничном.

Забавно, но хворающий Соколовский как раз 30 апреля, в день, когда прошло собрание акционеров, принимал участие в чествовании ветеранов войны, а позже активно участвовал в пресс-конференциях.

Обнаружилось и решение Хозсуда Одесской области от 18 апреля 2008 года. В нем судья Г.Гуляк мудро запрещает регистратору «Днепрооблэнерго» «проводить любые действия с ценными бумагами и реестром энергокомпании, кроме передачи их Одесскому центральному отделению Проминвестбанка». Коротко и ясно.

Вообще-то решение о смене регистратора акционерного общества принимается исключительно на общем собрании акционеров. Может, кто-то все-таки подскажет это судьям?

А пока… «Энергетическая компания Украины» собирается в кратчайшие сроки провести собрание акционеров, чтобы расставить, наконец, все точки над «і».

По словам представителей НАК «ЭКУ», прежнее руководство «Днепрооблэнерго» максимально затягивало проведение собрания акционеров компании по итогам деятельности в 2007 году. Предстоит, наконец, решить вопросы о распределении дивидендов по итогам прошлого года.

Надо хоть на исходе года принять годовую инвестиционную программу компании (она до сих пор не утверждена) и начинать думать о перспективах. В общем, предстоит работа. К тому, что при этом кто-то будет путаться под ногами, в «Днепрооблэнерго» готовы.