UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Днепрэнерго»: заход сбоку?

Мы не раз уже писали о том, что борьба за возврат в государственную собственность пакета акций ОАО «Днепрэнерго» выглядит довольно странно...

Автор: Константин Столяров

Мы не раз уже писали о том, что борьба за возврат в государственную собственность пакета акций ОАО «Днепрэнерго» выглядит довольно странно. Складывается упорное впечатление, что ряду чиновников контроль над энергокомпанией совершенно не интересен, и они охотно забыли бы, что у государства там должно быть 76% уставного фонда. Вот уже скоро год, как идет игра в поддавки. В итоге ситуация, которую легко можно было разрулить по горячим следам осенью 2007-го, становится все более запутанной.

Только благодаря принципиальной позиции ряда акционеров и регистратора государство все еще может планировать продажу 60% акций энергокомпании на открытом конкурсе. Правда, признательность с его стороны достаточно специфическая. С одной стороны, Кабинет министров признал справедливость требований акционеров и все-таки отменил скандальное распоряжение о дополнительной эмиссии. С другой… А собственно, что с другой? Государство в буквальном смысле пальцем не пошевелило, чтобы реально восстановить контроль над компанией.

В ОАО «Днепрэнерго» по-прежнему сидит правление, дружественное «ДТЭК» (читай, крайне уважаемый и всем необходимый Ринат Ахметов), и периодически радует публику информацией, что ему угрожает «рейдерским захватом»… главный акционер (76,04% акций) — НАК «Энергетическая компания Украины».

Но это еще цветочки. Независимого регистратора энергокомпании — ФК «Укрнафтогаз» — уже несколько месяцев непрерывно прессуют по полной программе. Напомним, это крупнейший в стране регистратор с многолетним опытом работы. Но стоило ему заикнуться, что законных оснований для переписывания реестра «Днепрэнерго» не наблюдается, как началось такое…

Сначала у регистратора попытались отобрать… все реестры энергетических компаний (включая, естественно, и «Днепрэнерго»). Только твердая позиция Минтопэнерго позволила эту угрозу отвести.

Дальше — больше. В марте с подачи прокуратуры произошел захват компании с физическим изъятием части документации. Причем, как отмечалось в прессе, происходило это «в рамках судебного процесса между «Укрнафтогазом», Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, а также энергогенерирующей компанией ОАО «Днепрэнерго». Дело в том, что украинский фондовый регулятор систематически пытается лишить регистратора лицензии на предоставление финансовых услуг на рынке ценных бумаг — деятельности по ведению реестра собственников именных ценных бумаг...

Собственно, едва начался конфликт, как Госкомиссия по ценным бумагам немедленно озаботилась проблемой ущемления прав акционеров. Только не думайте, что речь шла о государстве. Регистратор подвергся серии проверок с одним и тем же вопросом — «соблюдение лицензионных условий осуществления деятельности на рынке ценных бумаг относительно внесения изменений в систему реестра ОАО «Днепрэнерго», связанных с увеличением уставного капитала».

То есть с тем самым размывом пакета акций.

С ноября 2007 года по февраль 2008-го было проведено четыре такие проверки, но каких-либо нарушений не выявлено. Т.е. по факту проверяющие подтвердили, что оснований для внесения изменений в систему реестра «Днепрэнерго» нет. Результатом стала… уже упомянутая мартовская попытка лишить регистратора лицензии.

Правда, так как решение комиссии было очень спорным, то вскоре оно было приостановлено в судебном порядке. А 9 апреля окружной административный суд г. Киева вообще признал его неправомерным и отменил.

Однако не думайте, что на этом все закончилось

В принципе, никто особо не скрывает, что цель опрессовки — принудить ФК «Укрнафтогаз» передать систему реестра ОАО «Днепрэнерго» более сговорчивому регистратору. Тем более что в других энергокомпаниях такие попытки имели успех.

А когда лицензию отобрать не получается, на поверхность всплывает другой способ — признать ведущийся регистратором реестр утраченным.

Собственно говоря, такой сценарий развития событий прогнозировался экспертами еще в марте при выемке документов. Благо, опыт по признанию изъятого реестра «утерянным и не подлежащим восстановлению» у госкомиссии уже накоплен.

Однако тогда вроде обошлось. Как оказалось — ненадолго.

В марте ОАО «Днепрэнерго» опубликовало информацию о том, что дружественное «ДТЭК» правление компании приняло решение передать ведение реестра от ОАО «ФК «Укрнафтогаз» временному реестродержателю — ЗАО «Проминвестбанк». Вот только основной акционер компании с таким решением не согласился и на собрании акционеров 21 марта принял легитимное решение о заключении договора и передаче ведения реестра ООО «Объединенный фондовый регистратор — Запорожье». При этом «Укрнафтогаз», несмотря на все трудности, обеспечил проведение собрания.

Кстати, на нем акционеры уволили состав правления и переизбрали наблюдательный совет, в который были введены представители государства. Казалось бы, все.

Однако прежнее правление проигнорировало волю акционеров и по-прежнему разруливает потоки. Так что по факту реестр до сих пор не передан. И возня вокруг него продолжается.

Стало известно о жалобе миноритарного акционера «Днепрэнерго» из Донецка в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку с требованием…. признать утраченным реестр акционеров ОАО «Днепрэнерго» и начать процедуру восстановления реестра новым регистратором.

Вообще-то в реестре акционеров доля данного господина ну очень скромная, но речь не об этом. Заявление написано на диво грамотным юридическим языком, и понятно, что писали его весьма серьезные люди. Понятно также, в чей огород камень.

К примеру, в заявлении утверждается, что собрание 21 марта не состоялось по вине «Укрнафтогаза». Тот факт, что оно не только состоялось, но и акционерами (включая НАК «ЭКУ») были приняты принципиальные решения, от внимательного взгляда миноритария почему-то ускользнул.

В другой обстановке заявление особого резонанса не вызвало бы. Проверяли, четыре раза ничего не нашли — ну, проверят в пятый раз. Однако эксперты опасаются, что будет запущен более изощренный сценарий.

Формально проверять будут уже не регистратора, а саму энергокомпанию. Так, по словам руководителя экономических программ Центра исследований корпоративных отношений Вячеслава Бутко, возможен такой вариант: «…после получения жалобы ГКЦБФР инициирует проведение внеочередной проверки «Днепрэнерго». О том, что сам он никакого отношения к ведению реестра не имеет, при желании можно и забыть».

При этом ныне действующий регистратор — ОАО «Финансовая компания «Укрнафтогаз» — привлекаться к проверке не будет. Мягко говоря, не факт, что его кто-то будет о проверке информировать.

В итоге будет легко установлен факт утраты системы реестра. И уже на этом основании нынешним правлением и набсоветом ОАО может быть принято решение о назначении временного регистратора, который будет «утраченную» систему восстанавливать.

По словам эксперта, нынешний регистратор может даже не узнать о том, что с подачи ГКЦБФР была создана двойная система ведения одного и того же реестра. Нетрудно также предположить, что в «восстановленном» реестре у государства окажется не 76, а 50% акций ОАО «Днепрэнерго».

В этом случае Кабмин, предлагающий продать 60%, несмотря на все решения судов в пользу государства, глубоко не прав. Как и бюджет, который может не ожидать ни поступления средств от продажи пакета (речь идет о нескольких миллиардах гривен), и энергетика, которая не получит реальных, а не полусимволических инвестобязательств.

В общем, сценарий невеселый и, к сожалению, не фантастический. До сих пор сотрудники Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку демонстрировали такую готовность пойти навстречу пожеланиям и максимально удовлетворить «управленцев от «ДТЭК», что возникает невольный вопрос — а там еще не забыли, что первое слово в названии комиссии — все-таки «государственная»? И если в результате бездеятельности, а тем более действий государство рискует потерять огромные средства, то это серьезный повод задуматься о смене места работы...

Мягко говоря, неоднозначна и позиция судов. Как известно, они должны решать вопросы беспристрастно и в условиях состязательности сторон. Насколько выполняется первое условие, предлагаем оценить по такому факту.

В начале июня 2008 года в Высший хозяйственный суд Украины поступили кассационные жалобы от ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь» (оба — акционеры «ДТЭК»).

В них уважаемые жалобщики, как раньше и ОАО «Днепрэнерго», просят всего-навсего... отменить постановление Запорожского апелляционного хозяйственного суда, признавшего недействительными решения того самого собрания акционеров от 27 августа 2007 года, на котором было принято решение о допэмиссии.

Вообще-то, законность решения запорожских апелляционщиков уже подтверждена Верховным судом Украины постановлением от 8 апреля 2008 года. Но это так, к слову...

Куда интереснее мотивация. Оказывается, две далеко не бедные структуры только недавно, 13 мая 2008 года, узнали о признании недействительными решений общих собраний акционеров ОАО «Днепрэнерго». Причем узнали… из Интернета. Поразительная неинформированность о самом крупном скандале в стране! Как говорится, и года не прошло. Допустить, что в этих солидных организациях не читают газет и не смотрят телевизор, мягко говоря, сложновато.

Особенно если вспомнить, что именно ОАО «Днепрэнерго» вышеупомянутые структуры вроде собираются санировать.

Но еще удивительнее стала практически мгновенная реакция со стороны Высшего хозяйственного суда.

Жалоба поступила в начале июня, была передана на рассмотрение одному судье, через два дня — уже другому, и в итоге заседание назначено на 17 июня. Оперативность и отзывчивость более чем похвальные.

Особенно если вспомнить, что дружественное «ДТЭК» (т.е. те самые ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь») 18 июня намеревается провести… собрание акционеров в «Днепрэнерго». Очевидно, чисто случайно к нему будет приурочено и решение ВХСУ. Можно даже предположить, что оно будет очень-очень мудрым, а уж насколько состязательным — и говорить не приходится.

Кстати, сейчас депутаты парламента собираются выслушать главу ВХСУ — вопросов к его ведомству достаточно много. Было бы неплохо услышать и его точку зрения на мотивацию этого дела. Телефонное право у нас уже было, а вот интернетное — это что-то новенькое...

Так что следующие вторник и среда ожидаются для «Днепрэнерго» нескучными. Несомненно, что компанию посетит группа депутатов. Также вполне прогнозируемо и то, что невыгодные решения будут немедленно оспорены. А вот эффективность участия НАК «ЭКУ» в данном шоу — под большим вопросом.

Но оптимизма оно не прибавит. Фактически государство по сей день не контролирует ключевую компанию в стратегической отрасли украинской экономики — электрогенерации. И это уже вопрос не только к судебной системе, регуляторам фондового рынка, но и к правительству и правоохранительным органам. Господа, не пора ли занять четкую позицию? Желательно государственную. А то процесс раскачки что-то слишком затянулся.

При текущем развитии событий в один прекрасный день чиновники рискуют узнать (из Интернета, естественно), что у государства в ОАО «Днепрэнерго» вообще пакета акций не осталось...