UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Днепрэнерго»: обанкротить и забыть?

Украина — интересная страна. В большинстве стран мира позитивно оценивают ситуацию, когда одна из крупнейших компаний выходит из состояния банкротства...

Автор: Георгий Малинский

Украина — интересная страна. В большинстве стран мира позитивно оценивают ситуацию, когда одна из крупнейших компаний выходит из состояния банкротства. В Украине же это может стать поводом для бесконечных судебных исков, громких кампаний и лозунгов. Причем все это сходит с рук организаторам подобных шумных кампаний, и они остаются совершенно безнаказанными. Ведь рейдерство у нас давно стало солидным и уважаемым занятием.

Можно сказать, это одно из «завоеваний» Майдана: если до оранжевой революции в Украине за год случалось четыре-пять захватов предприятий, то уже в 2006 году, по оценкам некоторых экспертов, количество предприятий, испытавших на себе подобные «прелести», дошло до трех тысяч.

Старую систему телефонного права несколько ослабили, а новую так и не создали. Сейчас последствия этого переживает энергогенерирующая компания «Днепрэнерго». Ее снова очень хотят загнать «в банкротный ряд».

Внешне это выглядит следующим образом. Миноритарный акционер ООО ИК «Бизнес-Инвест» (входит в группу «Приват»), владеющий аж двумястами акциями ОАО «Днепрэнерго», обратился в суд с иском о признании недействительным общего собрания акционеров общества от 27 августа 2007 года.

Вообще-то в компании ОАО «Днепрэнерго» несколько миллионов акций, и пакет ООО ИК «Бизнес-Инвест» не дотягивает даже до сотой доли процента. Заявляя о нарушении своих прав, ими, по меньшей мере, нужно хотя бы обладать, а «Бизнес-Инвест» в принципе не имел возможности принимать активное участие в управлении энергокомпанией, да и не хотел. Будучи в соответствии с законом предупрежденными о проведении собрания, представители «приватовской» структуры даже не явились на него. А ведь это был один из ключевых этапов выведения «Днепрэнерго» из финансового кризиса.

Аналогичный иск в Апелляционный хозяйственный суд Запорожской области подала еще и компания «Гамбит», также входящая в группу «Приват». К слову, названия этих приватовских компаний мы довольно часто слышим, когда возникает тот или иной корпоративный конфликт.

Ну а для завершения процесса ООО «Бизнес-Инвест» в начале декабря 2007-го продало целых пять принадлежавших ему акций «Днепрэнерго» одной жительнице Днепропетровска и еще семь — другой. Обе свежеиспеченные акционерки немедленно оспорили законность проведения собрания акционеров «Днепрэнерго» в Авто­заводском районном суде Кременчуга и Семеновском районном суде Полтавы соответственно. Хотя акции, получается, были приобретены на вторичном рынке, когда собрание уже давно состоялось.

Все это было бы смешно, если бы не имело вполне реальных последствий. Угроза отмены решений собрания акционеров — это опасность совершенно реального возврата энергогенерирующей компании «Днепрэнерго» в состояние хронического банкротства, из которого ее с таким трудом вывели…

Напомним, что для прекращения процедуры банкротства, согласно плану санации предприятия и привлечения инвесторов, была проведена дополнительная эмиссия акций ОАО «Днепрэнерго». За счет обмена акций допэмиссии к «Днепрэнерго» было присоединено ООО «Инвестиционное общество», которое и внесло денежные средства для погашения миллиардных долгов энергокомпании.

При присоединении к акционерному обществу другого общества, согласно нормам законодательства Украины, продажа акций дополнительной эмиссии не проводится. Производится обмен долей или акций присоединяемого общества на акции допэмиссии того общества, к которому осуществляется присоединение. Таким образом, происходит закрытое размещение акций дополнительной эмиссии — исключительно среди участников или акционеров присоединяемого общества.

Законодательство в этом случае не допускает продажи или иного отчуждения акций дополнительной эмиссии в пользу каких-либо иных лиц.

При этом для существующих акционеров общества, не согласных с присоединением и дополнительной эмиссией, действующее законодательство предусматривает право продать свои акции обществу по средневзвешенной цене, сложившейся на фондовой бирже. Процедура эта совершенно прозрачна и с ней согласились и государство, и абсолютное большинство частных акционеров. Достаточно сказать, что за нее проголосовало 98% акционеров «Днепрэнерго».

Миноритарные акционеры получили вполне достойную компенсацию, так как курс акций энергокомпании за прошлый год резко вырос. Согласно котировкам акций на ПФТС, стоимость «Днепрэнерго» за последний год увеличилась с 500 млн. до 1,5 млрд. долл. А многие миноритарные акционеры вообще решили не продавать свои акции, т.к. с приходом инвестора стоимость их обещает непрерывно расти, что сейчас и подтверждается данными фондовой биржи.

В том числе резко вырос в стоимости и госпакет акций «Днепрэнерго». Накануне санации государство владело 76% акций предприятия стоимостью 490 млн. долл., то есть его доля оценивалась приблизительно в 380 млн. долл.

Теперь государство в лице НАК «Энергетическая компания Украины» по-прежнему владеет контрольным пакетом (50%+1 акция) компании с капитализацией уже в 1,5 млрд. долл. Иными словами, стоимость пакета удвоилась. Но почему-то некоторые оппоненты санации (естественно, не государство) называют подобную ситуацию «нанесением экономического ущерба».

Кстати, несогласие кого-либо из акционеров с решением о присоединении к другому акционерному обществу отнюдь не свидетельствует о нарушении прав таких акционеров и не дает им права требовать признания недействительными решений, принятых общим собранием акционеров. Как мы видим, Хозяйственный кодекс вполне адекватно отображает принципы функционирования демократического общества.

По иронии судьбы, в разгар кампании против выведения «Днепрэнерго» из состояния банкротства дружественные группе «Приват» структуры попали в аналогичную ситуацию и активно и публично высказывались о том, что они о подобных схемах опротестования реально думают…

В декабре прошлого года Верховный суд Украины принял решение, вызвавшее шок у юристов. Он удовлетворил иск владельца 0,001% акций «Киевгорнефтепродукта», признав недействительным решение собрания акционеров (75% собственников компании).

Реакция близкого к «приватовцам» председателя наблюдательного совета ООО «Славутич-Ре­гистратор» Геннадия Корбана была резкой и эмоциональной. В интервью журналистам он назвал это решение беспрецедентным, пояснив, что согласно разъяснению ВС, на основании которого суды низшей инстанции должны рассматривать споры акционеров, решения об отмене результатов голосования должны приниматься прежде всего с учетом того, был ли кворум и насколько голос акционера мог повлиять на окончательный результат.

«Ранее такие сомнительные решения выносились только судами низших инстанций — Верховный суд не осмеливался отменить решение собрания, за которое проголосовало 74% акционеров. Кворум на последнем собрании был, а собственник 0,001% акций, очевидно, не мог изменить решение», — вполне компетентно отметил Геннадий Олегович.

А теперь найдите разницу между ситуацией на «Днепрэнерго», где юристы фирм, дружественных той же группе, пытаются провести схему, которой они ранее были так недовольны. Пресса достаточно ехидно прокомментировала ситуацию: «Группу «Приват» судили по ее же правилам»…

Ну а «Бизнес-Инвест» уже полгода добивается возобновления дела о банкротстве «Днепрэнерго». Представители ООО часто прикрываются государственными интересами, однако не отвечают на один маленький вопрос: «Если у государства вызывает сомнения юридическая чистота проведения процедуры санации «Днепрэнерго», почему ни одного иска по этому поводу со стороны хоть одного госоргана не существует?» Неужели между «Бизнес-Инвестом» и государством уже стоит знак равенства?

Между тем на сегодняшний день «Днепрэнерго» полностью погасило задолженность перед кредиторами в размере 928 млн. грн. — без реструктуризации долгов, денежными средствами в полном объеме. Более того, основными кредиторами, получившими денежные средства, оказались как раз госструктуры — Государственный комитет по материальному резерву (более 500 млн. грн.), Министерство финансов (около 150 млн. грн.), НАК «Нафтогаз України» (более 46 млн. грн.) и другие.

Причем погашение стало возможным именно благодаря тому, что инвесторы энергокомпании — шахта «Комсомолец Донбасса» и компания «Павлоградуголь» — перечислили на санационный счет «Днепрэнерго» денежные средства.

Для сравнения можно привести условия выплаты задолженности на Южном ГОКе (оперативное управление у группы «Приват», как и половина акций). Предприятие тоже поначалу обжаловало санацию энергогенерирующей компании, но это неудивительно, учитывая собственника.

В конце ноября 2006 года было заключено мировое соглашение между комбинатом и его кредиторами, в соответствии с которым ЮГОК обязался погасить около 400 млн. грн. кредиторской задолженности. При этом долг был дисконтирован на 10%, а выплаты будут производиться в течение шести лет.

Ну и совсем замечательно с долгами поступили на заводе им. Петровского (до недавнего времени также входившего в группу «Приват»). Там в декабре 2005-го подписали мировое соглашение с кредиторами на сумму 644 млн. грн. По соглашению заводу была предоставлена отсрочка на… 10 лет (!), а затем долг будут выплачивать еще 20 лет, до 2036 года. Действительно — ну очень экономно, особенно если учитывать обесценивание денежных средств по истечении этого периода.

А в ОАО «Днепрэнерго» взяли, да и за два месяца выплатили долги. От этого выиграли практически все — и государство, и трудовой коллектив, уже ощутивший на себе повышение зарплат. Более того, в ближайшее время компания получит более миллиарда гривен на реконструкцию нескольких блоков, об этом подписан соответствующий договор с инвесторами. При износе оборудования, приближающемся к 90%, это, мягко говоря, не лишнее. И экологи уже как будто вздохнули с облегчением, ведь нашлись деньги на реконструкцию золоотвалов «Днепрэнерго», вполне вероятная авария на которых стала бы серьезнейшей экологической катастрофой в регионе. Также будут выделены деньги на реализацию социальных программ, разработанных представителями профсоюза «Днепрэнерго», которые уже успели побывать на энергообъектах инвесторов и проинспектировать качество социнвестирования на них.

К слову, государство, владея контрольным пакетом акций генерирующей компании, не могло ею управлять с 2001 года, когда суд возбудил дело о банкротстве. И только после финансового оздоровления «Днепрэнерго» государство получило от комитета кредиторов рычаги управления энерго­компанией.

Хотя, несомненно, есть и проигравшие — те, кто в течение шести лет сознательно не предлагал альтернативных путей оздоровления компании и рассчитывал купить ее за бесценок, а впоследствии, не имея опыта управления такими объектами, продать подороже. Вот только при чем тут защита интересов страны?

Признание санации незаконной означает возврат «Днепрэнерго» в состояние банкротства, а это перспектива ликвидации стратегического энергетического предприятия. И это уже дело, которым могут заинтересоваться как Генпрокуратура, так и спецслужбы.

Да и, насколько помнится, компания «Приват» в чем-чем, а в стремлении к модернизации оборудования замечена не была. После недавней продажи «Евразу» заводов общий тон комментариев был почти «восхищенным»: как дорого удалось продать кучу давно не ремонтировавшегося и основательно убитого хлама! О судьбе социальной сферы лучше вообще промолчать.

Сейчас дело оппонентов «Днепрэнерго» рассматривается в Верховном суде. При этом, не надеясь на честную победу (суды низших инстанций, в том числе и Высший хозяйственный суд Украины, не нашли нарушений при реализации плана санации), оппоненты пошли иным путем: размещают провокационную наружную рекламу, затягивают рассмотрения дел… А также пытаются втянуть в конфликт премьер-министра Юлию Тимошенко.

Кстати, по этому поводу высказывался и заместитель руководителя фракции «Наша Украина» Роман Зварич: «В ситуации с «Днепрэнерго» речь не идет о том, что были нарушены условия приватизации. Сейчас вопрос в Верховном суде, и Кабмин не должен тут вмешиваться, это уже не его дело. Это может делать только сам субъект хозяйствования».

Не слишком понятную позицию занял и новый министр топлива и энергетики. Официальных претензий от г-на Продана не поступало (по крайней мере, нет судебных исков от представителей Минтопэнерго). Однако при этом наблюдаются попытки лоббирования ряда судебных решений. И это несмотря на прямое указание президента Украины, распорядившегося решать вопросы «Днепрэнерго» только через суд, без административного давления государства.

Впрочем, попытки использовать правовой вакуум в Украине и откусить кусочек, к сожалению, не новость. Правило распространяется даже на стратегические предприятия. Хотя это игры на пороховой бочке. Подорвать стабильность предприятия можно, но вот получать из вакуума электроэнергию пока не удавалось.