Национальный перевозчик Акционерная судоходная компания «Укрречфлот» обеспечивает Украине 45% всех речных и морских перевозок водным транспортом между портами 40 стран мира. На сегодняшний день у компании 70 тыс. акционеров, она обеспечивает свыше 10 тысяч высокотехнологичных постоянных рабочих мест для собственного персонала и почти 4 тысячи дополнительных — для отечественных корабелов и их партнеров.
«Укрречфлот» — единственный украинский судовладелец, который развивает свой флот. Акционерам ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых неуклонно растет, а прозрачная деятельность компании способствует развитию отечественной экономики. В материалах аудиторского отчета международной аудиторской фирмы «Моор Стиверс» за прошлый год отмечено, что за период 2003—2005 годов активы АСК «Укрречфлот» увеличились на 52,2%, собственный капитал — на 58,1, а отчисления в бюджеты всех уровней — на 35%.
У одних чужой успех вызывает восхищение, у других — зависть, у третьих — нездоровый интерес. Зависть — нехорошее чувство, но нездоровый интерес и того хуже. Все чаще он становится побудительным мотивом для завладения успешным предприятием путем слияния или поглощения, вопреки воле законных владельцев. За последние годы подобные случаи настолько участились, что есть все основания говорить о лавинообразном нарастании в Украине рейдерства (именно так называется этот вид ограбления).
В отношении АСК «Укрречфлот» подобные атаки предпринимаются не впервые. Еще в начале 2001 года группа иностранных акционеров попыталась захватить компанию, сформировав в своей собственности блокирующий пакет акций. Тогда угрозу удалось отвести и защитить права украинских акционеров. Но, как показало время, это была только пристрелка.
Серьезные же боевые действия против «Укрречфлота» развернулись год назад. Тогда исковые требования некоей гражданки Бибик, владеющей 10 акциями, были обеспечены постановлениями судов общей юрисдикции в Донецкой области, городах Харькове и Николаеве. Предусматривалось прекратить оборот акций, арестовать имущество АСК, приостановить действие лицензии регистратора акций и незаконно передать реестр другому регистратору. Это при том, что статья 9 Закона Украины «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» однозначно говорит, что решения о передаче ведения реестра собственников именных ценных бумаг принимаются исключительно на общем собрании акционеров.
Очевидность допущенных нарушений процессуального и материального права столь вопиюща, что исключает любые предположения о непреднамеренной судебной ошибке и говорит лишь о злоупотреблении служебным положением. Неудивительно, что все эти противозаконные решения судов были отменены, а правомерность действий субъекта хозяйствования была доказана в судебном порядке. Отсутствие нарушений действующего законодательства со стороны «Укрречфлота» было подтверждено и Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Одновременно с постановлениями упомянутых судов первый заместитель прокурора Днепропетровской области И.Орос возбудил уголовное дело якобы по факту «растраты чужого имущества путем злоупотребления служебными лицами АСК «Укрречфлот» и ОАО «Днепропетровский речной порт». Такое решение он принял 7 декабря 2005 года на основании заявления все той же О.Бибик, правда, поступившего в прокуратуру днем позже — 8 декабря 2005 года! Кому-то очень уж хотелось, чтобы уголовное дело было возбуждено не в Киеве, где, как известно, находится АСК «Укрречфлот», а в Днепропетровске. Вот и приобщили местный речной порт, чтобы придать постановлению законный вид.
Действительно, благодаря этому уголовному делу, заинтересованным лицам удалось на некоторое время изъять оригинал реестра акционеров компании и другие конфиденциальные документы, вызвав тем самым беспокойство акционеров и частично парализовав работу «Укрречфлота». Лишь после обращения в Генеральную прокуратуру удалось возвратить документы и добиться, чтобы дело было изъято из прокуратуры Днепропетровской области и передано по подследственности Днепровской транспортной прокуратуре г.Киева.
Вскоре Подольский районный суд г.Киева отменил противозаконное постановление Днепропетровской областной прокуратуры в связи с отсутствием повода для возбуждения уголовного дела и очевидной неразберихой с заявителями. Как выяснилось, они следователем не допрашивались, об ответственности за предоставление недостоверной информации не предупреждались, а заявление о возбуждении уголовного дела, как уже упоминалось, поступило на день позже его возбуждения. Более того, Генеральная прокуратура провела проверку, в результате которой выяснилось, что подписи гражданки Бибик на договоре о приобретении ею акций компании и на ее многочисленных исковых заявлениях разные, в заявлениях указаны недостоверные данные о месте проживания истицы, предоставлены другие неправдивые сведения. В связи с этим Генеральная прокуратура Украины по факту внесения неустановленными лицами ложных данных в официальные документы возбудила уголовное дело. Что в очередной раз подтверждает факт заранее спланированной и хорошо организованной акции против АСК «Укрречфлот».
Казалось бы, после такого отпора инициаторы и исполнители рейдерской атаки должны если не отказаться идти на абордаж «Укрречфлота», то хотя бы изменить свою тактику. Ничего подобного! Стало известно, что в январе нынешнего года следователь по особо важным делам прокуратуры Днепропетровской области Сидоров (тот самый, который уже изымал реестр акционеров) на основании заявления все той же О.Бибик вновь возбудил уголовное дело по тем же фактам злоупотребления служебным положением ответственными лицами АСК «Укрречфлот». А постановлением Октябрьского районного суда Днепропетровска снова был наложен арест на оборот акций «Укрречфлота» и предприняты другие действия, несмотря на то, что компания и ее регистратор находятся в Киеве.
Иными словами, используется прежний сценарий. Почему? Возможна такая версия: за минувший год инициаторы захвата АСК «Укрречфлот» усилили свое влияние в столице и теперь намеренно провоцируют свою жертву искать защиту там, где она ее уже вряд ли найдет.
Но это всего лишь предположение. Для более конкретных выводов нужно знать заказчиков. У руководства компании на сей счет есть определенные соображения, но, как говорит ее президент Павел Подлесный, «из соображений политкорректности мы пока не можем никого называть поименно». Его можно понять. Так уж заведено у нас в стране, что каждый украинский предприниматель должен соблюдать эту пресловутую политкорректность. Чтобы изменить существующее положение дел, предпринимателям нужно объединяться и сообща отбивать неприятельские нападения.
Собственно, такое объединение уже существует — это Украинский союз промышленников и предпринимателей. Создан и департамент УСПП по вопросам безопасности, который, по словам заместителя его директора Сергея Худобина, уже оказывает весьма существенную помощь «Укрречфлоту» в решении этой проблемы и в дальнейшем будет прилагать все усилия для защиты этого предприятия. Судить же о том, насколько эффективной окажется эта защита, пока трудно, так как Сергей Николаевич пообещал лишь спустя некоторое время ознакомить общественность с методами и направлениями работы департамента. Что ж, предпринимателям остается надеяться, что в арсенале этих методов не найдется места для политкорректности.