UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕССЕРДЕЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Смерть председателя правления ОАО «Луганскоблэнерго», постигшая его в конце прошлого года на рабочем месте, вернее, обстоятельства этой трагедии, довольно активно муссировались средствами массовой информации...

Автор: Борис Твердовский

Смерть председателя правления ОАО «Луганскоблэнерго», постигшая его в конце прошлого года на рабочем месте, вернее, обстоятельства этой трагедии, довольно активно муссировались средствами массовой информации. И совершенно тихо и незаметно для широкой общественности ушел из жизни бывший глава «Запорожьеоблэнерго» Анатолий Ситников. А между тем, кроме причины смерти — и в том, и в другом случаях ею стала острая сердечная недостаточность, — эти две трагедии объединяет явно прослеживающаяся связь с ведущейся в последние несколько лет войной за право распоряжаться финансовыми потоками в топливно-энергетической сфере. Причем именно хозяева тех газет и телеканалов, которые в случае с «Луганскооблэнерго» особенно добросовестно спекулировали на человеческой трагедии для сведения политических счетов с оппонентами своих патронов, оказались, как свидетельствует история расправы с неугодным главой «Запорожьеоблэнерго», причастными к уходу из жизни Анатолия Ситникова.

А история эта началась с обычного, не предвещавшего сколько-нибудь скандального исхода, общего собрания акционеров государственной акционерной энергетической компании «Запорожьеоблэнерго», состоявшегося 25 апреля прошлого года. Поскольку государственная часть уставного фонда ГАЭК составляла 75 процентов, то решающий голос при принятии всех важных решений в отношении деятельности компании был за представителем государства. Именно тогдашнему главе Запорожской облгосадминистрации Владимиру Куратченко и была выдана за подписью тогдашнего и. о. председателя Фонда госимущества Михаила Чечетова доверенность на представление интересов Фонда, то бишь государства, в ходе того самого собрания. В перечне, на первый взгляд, безобидных задач, которые г-н Чечетов ставил перед г-ном Куратченко, кроме прочего, значилось — голосовать за изменения к уставу открытого акционерного общества (из государственной акционерной энергетической компании «Запорожьеоблэнерго» на том же собрании акционеров было переименовано в ОАО), которыми увеличивался состав (с 7 до 11 человек) наблюдательного совета и расширялись его полномочия.

Заметьте, нововведения в уставе, которые, как затем показало дальнейшее развитие событий, повлекли настоящий переворот в деятельности «Запорожьеоблэнерго», начавшее при сохранении де-юре статуса государственной компании работать в интересах частных структур, были инициированы нынешним заместителем главы Фонда госимущества Михаилом Чечетовым. Тем самым, который во время приватизационного процесса еще одного запорожского предприятия — алюминиевого комбината — неустанно декларировал свою независимость и непреклонность в «отстаивании государственных интересов». Рекомендации г-на Чечетова можно было бы расценивать как временное заблуждение (ну, ошибся человек, с кем не бывает?), если бы не попытка революционного переворота по той же модели и с участием все тех же действующих лиц — Михаила Чечетова и Владимира Куратченко — на Запорожском алюминиевом комбинате, случившейся спустя две-три недели после того знаменательного собрания акционеров «Запорожьеоблэнерго». Акционерам ЗАлКа тогда удалось пресечь старания главы обладминистрации протащить с подачи ФГИ изменения к уставу ОАО. Изменения, по сути, имевшие своей целью смещение с поста гендиректора комбината Ивана Бастрыги, известного своей оппозиционностью по отношению к политике Фонда. Увы, тогдашний председатель правления ОАО «Запорожьеоблэнерго» Анатолий Ситников оказался не столь предусмотрительным. По иронии судьбы, именно он, как зафиксировано протоколом, внес предложение избрать новый состав наблюдательного совета в количестве 11 человек.

Это не было простым расширением совета. Существенно изменился качественный состав руководящего органа компании. Если раньше из семи членов наблюдательного совета пятеро представляли органы государственной власти и лишь двое — частные фирмы, то после реорганизации «государственников» в совете стало меньше, чем «частников», перечень которых, кстати говоря, заслуживает особого внимания. В состав наблюдательного совета, согласно все тому же протоколу, были введены: Константин Григоришин (Palladium Limited), Александр Лютый (Meadow International Group Inc и Parminter Group Inc), Андрей Иванов (Otrino Trading Limited), Александр Вартанян (Contrast Holdings Limited), Игорь Дворецкий (Otrino Trading Limited), Александр Рабцун (Otrino Trading Limited). Многие из них, по мнению наблюдателей, имеют некоторое отношение к деятельности так называемого энергетического «пула Вартаняна».

Ну а все, что оставалось новоиспеченным «советникам» в соответствии с планами устроителей «переворота» сделать дальше, было делом техники. В тот же день наделенные полномочиями, ранее принадлежавшими только собранию акционеров, они освободили от должности председателя правления ОАО «Запорожьеоблэнерго» Анатолия Ситникова, назначив на его место Владимира Чернявского, трудившегося до тех пор заместителем руководителя «Кировоградоблэнерго». Надо ли описывать степень недоумения, вызванного у специалистов выбором столь неадекватной кандидатуры? Ведь специфика топливно-энергетического комплекса Запорожской области, включающего в себя АЭС, Днепрогэс, ТЭС и массу энергоемких предприятий, не идет ни в какое сравнение с условиями работы «Кировоградоблэнерго». Достаточно сказать, что отдельные запорожские предприятия потребляют больше электроэнергии, чем вся в целом взятая Кировоградская область. Однако у авторов и исполнителей проекта «Государственную компанию — на службу частным интересам» были свои представления о кадровой политике, и они не ошиблись в своем выборе. Впрочем, ошибки быть не могло: до прихода в «Кировоградоблэнерго» Владимир Чернявский трудился на одной из руководящих должностей в «Полтаваоблэнерго», приватизированного уже названным энергетическим пулом.

Новый глава правления «Запорожьеоблэнерго» оказался покладистым исполнителем воли своих хозяев. Вновь стали активно применяться вексельные схемы. При этом действовал сугубо избирательный подход, позволявший потребителям-любимчикам платить за электроэнергию в лучшем случае полцены. Список получавших льготы за счет государства говорит сам за себя: Запорожский ферросплавный завод, «Днепроспецсталь», контрольные пакеты акций которых находятся в руках тех, кто поспособствовал назначению г-на Чернявского, Запорожский алюминиевый комбинат, облюбованный ими в качестве еще одного приватизируемого объекта. Задолженность за потребленную электроэнергию увеличилась на 84 млн. гривен. Вырос долг перед Энергорынком. Именно при Чернявском были заложены механизмы, которые позже, уже после его ухода, дали знать о себе весомыми долгами ряда запорожских промышленных гигантов. Противостояние же облэнерго с Запорожским абразивным комбинатом, вылившееся в отключение его от электросети на 2,5 месяца, обошлось предприятию в 20 млн. гривен убытка. Которые с лихвой (составившей еще 10 млн. грн.) в результате судебной тяжбы были отсужены комбинатом у НАЭК «Энергоатом» и тяжким бременем легли на государственный бюджет.

Исправить ситуацию не удалось и после малоэффективных попыток вмешаться в нее новоназначенного губернатора области Алексея Кучеренко. Спустя три месяца, благодаря вмешательству представителей Минтопэнерго, в котором, наконец, осознали суть фокуса, проделанного с «Запорожьеоблэнерго» Фондом госимущества, Чернявский был уволен. При назначенном после этого исполняющим обязанности Валентине Гринько печальная картина деятельности компании вроде бы начала исправляться: показатели собираемости денежных средств за потребленную электроэнергию пошли вверх. Однако длилось это не долго. Прежним хозяевам положения, по всей видимости, удалось протоптать тропинку к новому руководителю «Запорожьеоблэнерго», попутно склонив на свою сторону министра топлива и энергетики Сергея Ермилова. По крайней мере, именно стараниями последнего г-н Гринько из разряда и. о. был переведен в статус полноправного председателя правления облэнерго. «Последовательность» министра тем удивительнее, что за неделю до этого знаменательного события он предлагал Гринько подать заявление об уходе. Тем временем такие запорожские индустриальные гиганты, как Запорожский алюминиевый комбинат, Запорожский ферросплавный завод, «Днепроспецсталь», продолжали накапливать долги и при этом с лихвой обеспечивались электроэнергией. А из-за отсутствия лимитов страдали добросовестные плательщики — абразивный комбинат, железорудный комбинат, «Запорожсталь» и, конечно же, население области.

Гринько продолжал и развивал наработки своего предшественника. Он вовсю применял практику погашения задолженности за электроэнергию путем зачетных схем, не особо заботясь о том, чтобы при этом не было заметно чуткого руководства некоторых членов наблюдательного совета и их компаньонов по энергетическому бизнесу: зачеты по-прежнему позволялись не всем должникам, а лишь избранным. Так, в начале нынешнего года руководитель облэнерго подписал зачет Запорожскому ферросплавному заводу и «Днепроспецстали» (в наблюдательный совет одного и другого ОАО входит Константин Григоришин, числящийся, как уже было сказано, и в «наблюдателях» «Запорожьеоблэнерго»), в результате которого, по оценкам специалистов, государство недосчиталось 17 миллионов гривен.

В область поступила телефонограмма от премьер-министра Украины с негативной оценкой деятельности «Запорожьеоблэнерго», а вице-премьер-министр Олег Дубина на последнем правительственном совещании по ТЭКу поручил под личный контроль главы Запорожской облгосадминистрации аннулировать последний зачет. Не остался в стороне от этого вопроса и Запорожский областной союз промышленников и предпринимателей, обратившийся на днях к президенту УСПП и министру топлива и энергетики с письмом, в котором выразил обеспокоенность состоянием дел в ОАО «Запорожьеоблэнерго» и высказался за назначение нового руководителя, который бы досконально владел ситуацией в регионе и имел опыт работы как с поставщиками, так и с потребителями электроэнергии.

Сегодня область живет в ожидании кадровых перемен в энергетической сфере. Вот только снятый весной прошлого года с должности главы «Запорожьеоблэнерго» Анатолий Ситников не дожил пару дней до своих 52 лет. Знающие его близко люди говорят, что он очень тяжело переживал свое несправедливое увольнение, враз оказавшись не у дел и в течение трех месяцев безрезультатно пытаясь найти работу. Но еще болезненней его сердце воспринимало все то, что начало происходить с облэнерго после его ухода...

В последнее время в средствах массовой информации все чаще начали появляться разоблачительные материалы, в которых описываются схемы отмывания денег, практикующиеся в ТЭКе. Однако в большинстве своем это не плоды журналистского расследования и анализа, а заказы определенных заинтересованных лиц на поражение конкурентов. Борющимся за перераспределение финансовых потоков в энергетической сфере становится тесно под ковром, и они начинают сводить счеты с соперниками, выплескивая на них компромат в СМИ. Непосвященным в энергетические «таинства», разумеется, нет дела до этих разоблачительных откровений. Более осведомленный читатель и зритель прекрасно понимает: используемые схемы одинаковы везде — и в «Полтаваоблэнерго», и в «Одессаоблэнерго», и в «Луганскоблэнерго», и в «Сумыоблэнерго» и во многих других энергетических компаниях. А поскольку список людей, кормящихся от энергетики, и особенно среди обитателей властных коридоров, велик, развернувшаяся война обещает быть затяжной и жестокой.