UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Азот» — ненужные инвестиции?

Северодонецк возник при химкомбинате. От предприятия зависит вся жизнь города. Если дела на предприятии — сейчас оно называется ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» — идут успешно, значит, в городе все нормально...

Автор: Василий Днепров

Северодонецк возник при химкомбинате. От предприятия зависит вся жизнь города. Если дела на предприятии — сейчас оно называется ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» — идут успешно, значит, в городе все нормально. Если нет — беда… Что, собственно говоря, и произошло во второй половине 90-х, когда загрузка «Азот» составляла лишь 40% проектной... Чтобы выбраться из тогдашней ямы, потребовалось несколько лет. Возвращаться в те времена в городе никто не хочет.

Сейчас предприятие работает на полную мощность, производство товарной продукции достигает 30 млн. долл. в месяц. Ожидаемый объем чистой прибыли за первое полугодие текущего года составит 182 млн. грн. Это позволяет с 1 июля повысить уровень среднемесячной заработной платы работников ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» на 20% и довести ее до 1200 грн. Примерно в этом месте можно делать паузу и рассказывать о дальнейших светлых перспективах.

Однако как раз с ними не очень ясно… Уже несколько месяцев завод не вылазит из судов и проверок. И повод достаточно оригинальный — предприятие обвиняют в том, что оно… получило инвестиции. Нет, в их необходимости никто вроде бы не сомневается — даже сейчас, после начала модернизации, износ основных фондов составляет 61%. То есть деньги нужны. Но то, что вместе с ними на предприятии появился инвестор, для некоторых чиновников оказалось полной неожиданностью.

В конце прошлого года на предприятии было создано совместное предприятие. Основным акционером стала американская Worldwide Chemical LLC, дочерня компания крупной корпорации IBE Trade. Она специализируется на поставках, оптовой продаже и экспорте удобрений. Ежегодный объем продаж — около 3,5 млн. тонн минеральных удобрений. Суммарно под ее контролем находится около 12% мировых продаж аммиака, 6% — аммиачной селитры, до 4% — карбамида. Во многом благодаря этой корпорации обеспечивается загрузка аммиакопровода Тольятти—Одесса. Ее руководителем является американский гражданин закарпатского происхождения Александр Ровт.

В общем, речь идет не об оффшоре, а о крупной международной компании. Более того, согласно заключенному в декабре договору в течение года предприятие получало 120 млн. долл. инвестиций, причем половину из них немедленно... За государством сохранялось 40% акций, обеспечивающих эффективный контроль.

Пользу от создания ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» хорошо иллюстрирует следующий факт — за пять месяцев этого года оно заплатило около 100 млн. грн. налогов. Для сравнения: за первое полугодие прошлого — 59 млн. грн.

Однако эффективная деятельность так и не стала надежным аргументом в пользу инвестора. Напротив, в чем только предприятие не обвиняли. Пожалуй, самой оригинальной была байка, что СП создали для сына Януковича. Напомнили о себе структуры Константина Живаго (группа «Финансы и Кредит»), которые занялись привычным делом — подачей судебных исков.

Возникали совершенно фантастические ситуации, когда бывший председатель акционерного общества «Луганскоблэнерго» г-н Курбацкий ( в 2000 году вопросами снятия его с должности лично занимались Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко — в облэнерго ежемесячно исчезало 90 млн. грн.) вдруг очень озаботился долгами «Азота» перед энергокомпанией, обратившись в Печерский районный суд г.Киева. Ирония ситуации заключалась в том, что с момента его увольнения из «Луганскоблэнерго» с ним так и не были восстановлены трудовые отношения.

Впрочем, долги предприятие признавало и в мае 2005 года полностью рассчиталось за поставленную ранее электроэнергию, а также искусственно созданные долги, перечислив ОАО «Луганскоблэнерго» более 63 млн. грн. Т.е. задолженности перед облэнерго уже просто нет.

А рассмотрение иска продолжается! 17 марта Печерский райсуд принял решение о признании незаконным создание ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот». Интересно, что до этого по тем же материалам было принято семь судебных решений, признающих правомочность этого СП...

При этом «Луганскоблэнерго» не являлось ни стороной договора о создании ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот», ни конкурсным кредитором. И уж тем более не было оно уполномочено государством представлять его интересы по спору о создании акционерного общества. Да и создание СП никоим образом не задевало луганских энергетиков…

В настоящий момент Северодонецкое государственное производственное предприятие «Объединение «Азот» подготовило и подало кассационную жалобу в Верховный суд Украины на решение Апелляционного суда г. Киева. Это последняя судебная инстанция в стране, которая может вынести окончательное решение о правомерности создания совместного предприятия в ходе процедуры банкротства ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот».

Ведь речь идет о судьбе более чем 10-тысячного коллектива предприятия. Об этом же говорил недавно и первый вице-премьер Анатолий Кинах. Он обещал, что в каждом отдельном случае будет приниматься «отдельное индивидуальное решение». Комментируя ситуацию с северодонецким «Азотом», он напомнил, что это предприятие является одним из тех, «где есть проблемные вопросы по результатам приватизации», и пообещал, что «этот вопрос будет рассматриваться строго в плоскости закона, и результат в случае необходимости будет определять только суд. Сегодня «Азот» работает эффективно, есть хорошие инвестиционные проекты, поэтому однозначного решения нет. И по отношению к северодонецкому «Азоту» вопросы будут рассматриваться по принципу «не навреди». Кстати говоря, председатель ФГИ Валентина Семенюк неоднократно заявляла, что основным критерием расторжения договоров приватизации будет выполнение инвестиционных обязательств. Химики рассчитывают, что это касается и их случая.

Недавно и Президент Украины в своем ответе на письмо сенатора Соединенных Штатов Америки Чарльза Шумера по поводу судьбы 120-миллионных американских инвестиций в ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» заверил, что частный капитал в Украине неприкосновенен.

Хотелось бы надеяться, что благие намерения не слишком разойдутся с реальной практикой.

У предприятия вполне достаточно проблем. На СГПП «Объединение «Азот» осталось в госсобственности законсервированное крупнотоннажное производство полиэтилена, для возрождения которого крайне необходимы инвестиции —ориентировочно более 40 млн. долл. Понятно, что у государства сегодня таких денег нет. Кстати, возобновление работы северодонецкого полиэтиленового производства позволит обеспечить всю Украину этой важной для хозяйства продукцией.

Первоначально даже предполагалось создание второго ЗАО «Полиэтилен». Ожидалось даже, что оно должно было быть учреждено первым, и уже был потенциальный инвестор — российская газохимическая компания. Было также согласовано технико-экономическое обоснование возрождения производства полиэтилена. Однако затем россияне отказалась от своих намерений. И сейчас ведутся поиски нового инвестора. Очевидно, ситуация, развивающаяся вокруг уже пришедших на предприятие инвестиций, поиску не слишком способствует.

Выступая на мини-Давосе, Виктор Ющенко упомянул о возможности продажи акций «Азота», достаточно значительный пакет которых находится в госсобственности. Как показывает практика, в случае успешной работы предприятия инвестор готов покупать даже неконтрольные пакеты…

Свежий пример есть у той же IBE Trade. Корпорация является крупным акционером воронежского «Минудобрения» (г. Россошь), причем отгрузку своей продукции оно ведет именно через наши порты.

Недавно партнером американской фирмы в Воронеже стала норвежская компания Yara International ASA (выделена в рамках реструктуризации из знаменитой Norsk Hydro). Объем производства норвежцев — более 20 млн. тонн удобрений, тем не менее их вполне удовлетворил 30-процентный пакет. Очевидно, сотрудничество с А.Ровтом их вполне устраивает.

У нас же идут сплошные суды. Между тем, уже не за горами время внесения следующего транша инвестиций. Или, может, кто-то считает, что в них уже нет необходимости? Если это так, то работники «Азота» с этим вряд ли согласятся. Предприятию не нужны многолетние препирательства юристов. Ему необходимы рынки сбыта и деньги. Сейчас все это у него есть, и терять их оно не собирается. В Северодонецке считают, что это и называется отстаиванием государственных интересов. Или они не правы?