UA / RU
Поддержать ZN.ua

Алчевско-бразильская логистика

То, что в Бразилии полно диких обезьян, знают, кажется, все. То, что там достаточно много руды, хорошо известно металлургам...

Автор: Олег Савчук

То, что в Бразилии полно диких обезьян, знают, кажется, все. То, что там достаточно много руды, хорошо известно металлургам.

Правда, совсем недавно для Украины это было достаточно теоретическое знание. Трудно было представить, что в стране, имеющей десятки миллиардов тонн запасов собственной руды, кому-то придет в голову покупать чужую.

Однако пришлось…

Месяц назад председатель совета директоров корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергей Тарута достаточно неожиданно заявил, что корпорация начала закупать железорудное сырье в Бразилии и готова перейти к долгосрочным импортным контрактам с бразильцами.

Среди причин называлась невозможность договориться о приемлемой цене с украинскими поставщиками. По словам Сергея Алексеевича, отечественные поставщики требовали установить цену на 20% выше, чем на мировых рынках.

Было заявлено о том, что в декабре пришло первое судно с бразильской аглорудой. В январе предприятие импортировало из Бразилии еще более 70 тыс. тонн сырья. А всего на нынешний год анонсировались поставки уже 3 млн. тонн бразильской руды. Причем г-н Тарута прямо заявил, что «таким образом мы создаем избыток сырья на украинском рынке и этим показываем, что необходимо договариваться, чтобы работать на долгосрочной основе. То есть подписывать контракты на год, на пять лет по формуле, которая существует в мире, а не придумана группой собственников украинских сырьевых активов».

Пикантность ситуации заключалась в том, что «суперимпортные» планы излагались находившемуся в Алчевске президенту Ющенко.

Сомнительно, что планы президенту сильно понравились. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из высказывания Виктора Андреевича о том, что приход судна с бразильской рудой — «это для системы ведомств, которые отвечают за этот вопрос, — желтая карточка».

В мире как-то сложилось, что экспортировать товар всегда лучше, чем импортировать. И обеспечивать своих рударей работой все-таки лучше, чем чужих.

Сам по себе бразильский железнорудный концентрат вполне неплох. В нем много железа (почти 67%), мало фосфора. Вот только транспортировка через океан его, мягко говоря, не удешевляет. В чем, кстати, украинские металлурги уже имели возможность убедиться ранее.

В сентябре 2005 года комбинат «Азовсталь» тоже купил пробную партию руды в Бразилии. С технологической точки зрения все оказалось вполне приемлемо, но... дорого. Расчеты показали, что себестоимость производства агломерата с использованием бразильской аглоруды повышается на 28%. Поэтому, переработав партию и подсчитав расходы, мариупольцы вернулись к украинским поставщикам.

Вряд ли в Алчевске будет иная экономика. Бразильский концентрат, даже с учетом его хороших характеристик, не выдерживает ценовой конкуренции с отечественным. Сегодня на Алчевский меткомбинат отгружается украинское сырье с содержанием железа выше 63% по цене 54 долл./тонна.

В корпорации «Индустриальный союз Донбасса» считают, что отечественный концентрат им продают по ценам выше мировых. Однако в этом есть немалая доля лукавства. Бразильская руда действительно дешевле. Но в Бразилии. Там она стоит в порту 45—48 долл./тонна. Но после транспортировки через океан, перевалки в порту и доставки по железнодорожной сети ее стоимость как минимум удваивается. В самой корпорации ИСД говорят о 82 долл. за тонну. Трудно представить, каким образом 82 становятся меньше 54.

Однако при этом появилась информация (правда, неофициальная), что и второй меткомбинат корпорации ИСД — ДМК им. Дзержинского — может начать закупать руду в Бразилии...

Между прочим, пока не слишком ясно, как вообще можно принимать такие объемы сырья. Три миллиона в год — это очень много... По расчетам экспертов, реально речь может идти лишь о поставке 1 млн. тонн. Либо ИСД необходимо строить собственный терминал для перевалки сыпучих грузов в одном из украинских портов. А это — как минимум десятки миллионов долларов...

Хромает и сам вариант транспортировки через океан и три моря. Четыре порта, способные, по версии ИСД, принимать руду, — это сильное преувеличение. Два из них могут делать это только на рейде, т.е., по сути, в море. Даже если отвлечься от экологии, такой способ перевалки не самый дешевый.

Собственно, об этом говорил и вице-президент Украинской ассоциации предприятий черной металлургии Сергей Грищенко, комментируя поставки бразильского железорудного сырья на Алчевский меткомбинат.

— Я не думаю, что это станет системой. Масштабному импорту ЖРС будет препятствовать слабая транспортная инфраструктура, прежде всего, железная дорога.

Инфраструктуры для импорта руды почти нет по довольно простой причине: наша страна входит в десятку крупнейших производителей ЖРС в мире и всегда экспортировала, а не импортировала это сырье.

То, что сейчас происходит на алчевско-бразильском фронте, — это фактически попытка оказать давление на отечественные ГОКи. Причем, если посмотреть на структуру поставок на комбинаты корпорации, то нетрудно даже вычислить, какие именно. За 11 месяцев прошлого года «Дзержинка» и Алчевск потребили 8,9 млн. тонн железорудного сырья. При этом 6,6 млн. тонн (74%) поступило с Ингулецкого и Южного ГОКов. Так что местонахождение «злодеев» просчитывается точно. Рударей в очередной раз «нагибают» поставлять руду подешевле.

Желание ИСД доказать, что она может обойтись без отечественного сырья, может недешево обойтись всем. Сама корпорация теряет деньги, которые она могла бы использовать на ту же реконструкцию. Горнорудные предприятия оказываются перед угрозой «затоваривания»: по данным Минпромполитики, Ингулецкий ГОК постепенно переходит на четырехдневную рабочую неделю. Под угрозой оказываются и программы модернизации. Государство недополучит налоги и с тех, и с других.

Кстати, среди экспертов уже прозвучала версия о том, что экономику таких поставок могло бы улучшить применение толлинга. Так принято называть переработку давальческого сырья на металлургических предприятиях: инофирма закупает сырье, сдает его на переработку металлургическому заводу, затем забирает готовый продукт и вывозит его за границу. При этом на всех этапах производства металла собственником продукта остается инофирма-поставщик.

По документам, собственником поставленного бразильского концентрата является компания Duferco. Она же является собственником готовой продукции Алчевского меткомбината. Это позволяет оптимизировать налоги. Однако для государства эта схема совершенно невыгодна, и оно много лет с ней борется.

В Украине результаты не самые лучшие (кое-кто и сейчас использует толлинг), а в России он запрещен уже три года. В случае применения толлинга для поставок железной руды бюджет потеряет многомиллионные суммы. Так что плата за амбиции получится недешевой....

Конечно, это не первая война металлургов с рударями — с требованиями то запретить экспорт, то обложить его пошлинами. Но в конце концов стороны все же договаривались и приходили к соглашениям. Надо думать, договорятся и сейчас.

Проблема в методах. Когда одно градообразующее предприятие начинает шантажировать другое, проблемы возникают не столько у их владельцев (они люди небедные). Под угрозой оказываются города и регионы, в которых метзаводы и ГОКи расположены.

Желание металлургов иметь сырье подешевле несомненно понятно. Однако методы… Шантаж редко приносит пользу в отношениях между партнерами и уж точно не приносит пользы экономике страны. Об этом стоит задуматься. Причем не только акционерам. В стране есть люди и ведомства, отвечающие за экономическую безопасность. Если перспектива ухода с внутреннего рынка двух меткомбинатов и проблемы на нескольких ГОКах не являются для них вопросом, возникает другой — а зачем собственно они нужны?