UA / RU
Поддержать ZN.ua

АКСИОМА О «КРЫШЕ»

В бизнес-кругах — напряженное любопытство. Впервые после ЕЭСУ речь идет о возможности ликвидации крупного бизнес-объединения...

Автор: Игорь Маскалевич

В бизнес-кругах — напряженное любопытство. Впервые после ЕЭСУ речь идет о возможности ликвидации крупного бизнес-объединения. Причина тоже вполне понятна — у людей уехала «крыша». А то, что без мощной «крыши» никакой сколь-нибудь крупный бизнес невозможен, — аксиома украинской действительности.

Слухи о том, что на самом верху выдана лицензия на «отстрел» энергокомпаний Константина Григоришина, получают все более ясное подтверждение. Началось с демонстративного захвата «Сумыоблэнерго». Потом были изъяты документы из придворного «Объединенного фондового регистратора». Затем была попытка тихой реставрации в Тернополе, а в начале этой недели во Львове был внезапно задержан в налоговой председатель правления «Львовоблэнерго».

Даже если абстрагироваться от того, что львовских налоговиков возглавляет Медведчук-младший, сигналы более чем четкие. Красные флажки расставлены почти повсюду. Из облэнерго, контрольные пакеты которых принадлежат Инвестиционному пулу, пока не охваченным сторонней «заботой» осталось, кажется, только Черниговское…

Все в общем и так знают, что и к чему. У нас вообще веселая страна: все обо всех все знают и тихонько копят компромат. У кого его папка-другая, у кого счет пошел на чемоданы — когда-нибудь, глядишь, и пригодится. Сейчас наступила пора Григоришина. Прессу щедро снабжают информацией: что, где, когда — с номерами контрактов и проч. Делясь подробностями обысков, заботливо указывают даже цвета папок.

Подобное информационное сопровождение направлено не столько на Инвестиционный пул, сколько на остальных — господа, делайте выводы. Папочки с материалами есть на каждую без исключения бизнес-группу в стране, а вот будут ли с них сметать пыль, зависит в основном от поведения. Похоже, что цель достигнута — все молчат. Во всяком случае, обращения того же «Сумыоблэнерго» за поддержкой к другим энергокомпаниям не вызвали ни малейшего отклика.

В итоге об инциденте в Тернополе Инвестпул уже вообще молчал, а о «Львовоблэнерго» заговорил только после того, как информация попала в прессу. Сработал принцип «против танка не попрешь». Хотя трудно ожидать чего-то иного от тех же энергокомпаний в условиях ненавязчивого напоминания ГНА о наличии уголовных дел в отношении десяти человек из руководства разных облэнерго и создании для этого следственно-оперативной группы…

Любопытно, что большинство дел возбуждены в течение прошлого и нынешнего годов, когда ситуация с расчетами резко улучшилась. Основные «художества» в энергосистеме творились в 1998—99-м, но тогда, помнится, все было почти в порядке. Вал следственных дел поднимался и благополучно затухал.

Хотя сказать, что игра идет исключительно в одни ворота, все-таки не получится. В четверг суд Заречного района г.Сумы вынес решение о восстановлении Левона Варданяна в должности председателя правления ОАО «Сумыоблэнерго». При этом решение вступает в силу немедленно.

Так что захватившим помещение представителям «другой группы акционеров» придется что-то срочно предпринимать. Конечно, оформить контриск в другом суде — дело нехитрое, но на это нужно время. Между тем Варданян намерен немедленно попасть на свое законное рабочее место. Это, кстати, неплохой тест и на то, выполняются ли у нас судебные решения.

Поддержку оказал и комитет по ТЭК Верховной Рады, направивший в Верховный суд и Генеральную прокуратуру Украины обращение по поводу ситуации, сложившейся в «Сумыоблэнерго». И хотя насчет его эффективности мало кто обольщается, втихую придавить действительно одну из лучших на рынке компаний уже не получится.

Тем более что и так приходится соблюдать определенный политес. Поскольку у Григоришина российское гражданство, в Белокаменную посылается сигнал, что мы гоняем не вообще русских, а только некоторых. Для наглядности в тот же самый момент принимается постановление по Запорожскому алюминиевому комбинату, принадлежащему москвичам. Теперь они будут получать электроэнергию по цене почти в два раза ниже рыночной. Дельту, что-то около 20 млн. долл. в год, разбросают на тариф по всей Украине. Страна богатая, и заплатить за столь четкий маяк ей в общем не дорого.

Тот факт, что за последние пять месяцев расчеты группы компаний Инвестпула превысили в целом 100% , настолько малозначительный, что его даже не пытаются скрывать. Кстати, государственные облэнерго за это же время нарастили долги на 830 млн. грн. Но кого это в самом деле интересует? Дело-то идет о переделе собственности.

С точки зрения инвестиционного климата эта история уже отбросила страну лет на пять назад. Действительно, зачем тратиться на какие-то законы об акционерных обществах, корпоративном управлении, разработку уставов и прочую туфту, если вполне достаточно пары-тройки разговоров? Народ у нас понятливый, все схватывает на лету, и вскоре все будет, как всегда.

Небольшим недостатком этой схемы является то, что если за сеть британских пивбаров предлагают четыре миллиарда долларов, то за всю украинскую энергетику или металлургию не предложат и половины.

Но опять же, это как поделить. Если на всех — то мало, а если на десяток-другой аборигенов, то и сойдет.

Мы можем по-прежнему развлекаться фразами, что «не ту страну назвали Гондурасом». Но с каждым годом юмор будет все чернее. Мы либо начнем выводить бизнес из тени, либо все будет как сейчас.

Самое страшное, что теперь может произойти в облэнерго, — это разрушение новых менеджерских команд. Такое уже случилось в Запорожье. Автор видел, кого и кем там заменили. Финансистов в облэнерго опять нет, одни технари. Не то что предыдущие были поголовно ангелами, но все-таки сбыт они наладили. Да, теперь в компании уже не будет скандалов с биллинговыми системами, с завышением стоимости работ по волоконно-оптическим линиям и прочем. Но вот будет ли при этом полная оплата электроэнергии — это уже другой вопрос…

Государству только предстоит выстраивать правила игры с бизнесменами. Конечно, им ничего нельзя давать даром — это развращает обе стороны. Нужны и требования, и контроль, и проверки налоговой. Но делаться это должно по строгой, одинаковой для всех процедуре. Заход налоговой на предприятие не должен превращаться в набег одного из акционеров. Для этого и существует корпоративное управление.

Если же мы собираемся и дальше за одно и то же рвать одних и гладить других, то как минимум следует озаботиться грамотным юридическим закреплением понятия «крыша» в юридической практике. Как-никак в Европу идем. А там любят формальности.