Обыски в епархиях и монастырях УПЦ Московского патриархата были очень тепло приняты украинской публикой. Борьба с «внутренним врагом» в условиях военного времени многими воспринимается как равная по важности с победами на фронтах. Интересно, что за УПЦ МП в массовом представлении закрепился именно такой образ — «пятой колонны». Образ крайне для нее невыгодный, особенно в сложившейся ситуации. Образ, из которого надо срочно выходить. Сделать это самостоятельно УПЦ МП не может. И это очень даже удачно, что власть протянула ей руку помощи. Окончательная цена этой помощи еще не ясна. Но сейчас не время торговаться.
Обыски православных глубин
Очень многие согласятся со мной: то, что происходит — обыски в монастырях, визиты СБУ для «профилактических бесед», уголовные дела в отношении наиболее одиозных персонажей новейшей церковной истории — то, что должно было быть сделано давным-давно, задолго до войны и в качестве меры ее предотвращения. И не только о войне и враждебных идеологиях речь, но о любом нарушении закона, который на наших территориях почему-то традиционно пасовал перед церковными облачениями и предпочитал не заглядывать за церковные стены. Церковь вплоть до полномасштабной войны оставалась относительно «экстерриториальной» — украинский закон там не то чтобы вообще не действовал, просто предпочитал не смотреть в эту сторону. Такого масштабного рейда силовиков по митрополиям и епархиям новейшая история Украины еще не знала.
Но при чтении отчетов и пресс-релизов складывается ощущение, что то ли силовики сами испугались своей смелости, то ли играют в поддавки. Результаты обысков невнятны: брошюрки о «русском мире», незначительные (для таких заведений, как Киево-Печерская лавра (КПЛ) суммы, какие-то подозрительные лица с непонятным гражданством. Но ни оружия, ни какого-нибудь нового Лусварги то ли не нашли, то ли забыли упомянуть. В результате спикер Киевской митрополии УПЦ МП выходит в эфир Радио Свобода и окрепшим голосом требует извинений за «клевету». И то сказать: брошюрки и подбросить можно, а отсутствие паспорта для монаха — обычное дело.
Обыски, впрочем, прошли не только в КПЛ. Прицельный удар был нанесен по очень влиятельному Корецкому женскому монастырю на Ривненщине — монастырь ставропигиальный, т.е. находится в прямом подчинении патриарху Московскому. Прошли обыски в Черновицкой епархии. Также наведались в Ивано-Франковскую епархию и к главе Тернопольской епархии.
Относительно результативным можно считать разве что рейд в Черновцах. Здесь обыск был проведен довольно жесткими методами — по свидетельству очевидцев, правоохранители прибыли рано утром, выбили двери и подняли всех с постелей. «Улов» и тут не был поразительным: все те же брошюры, деньги и «документы оккупантов» (это как понимать?), «инструкции по проведению литургии» (тоже понимайте, как знаете). Но все это меркнет на фоне пикантных подробностей о том, что — или вернее кого — нашли в тех самых постелях, с которых «всех подняли». Подробности моментально утекли в эфир и окупили с лихвой убогий перечень найденного при обыске. Вероятно, удар по репутации — церкви в целом или отдельных ее представителей — сам по себе оказался достаточным результатом. Мужеложество в РПЦ в целом и в УПЦ МП в частности — мягко говоря, не новость. Но демонстрировать это публике, в которой все та же УПЦ МП воспитывает непримиримую гомофобию, совершенно недопустимо. А тут по всем каналам фото архимандрита, раздетого до трусов, — как говорится, «лучше тысячи слов».
Интересно также то, что в результате обысков и рейдов не пострадала ни одна по-настоящему интересная митра. Митрополит Тульчинский Ионафан не в счет — это настолько одиозная фигура, настолько преданный служака «русского мира» и РПЦ, что он — просто идеальный фигурант показательного процесса. При том, что в УПЦ МП есть менее видные, но куда более эффективные агенты Московского патриархата, которые почему-то не только не попадают в фокус правоохранительны органов — они даже получают некоторые бонусы в результате этих обысков и рейдов, укрепляя свои партии и свое влияние в церкви. Правда, ценой влияния церкви на общество в целом. Но церковь, как известно, переживает кризис последние две тысячи лет — и довольно успешно.
От раскола до раскола
Впрочем, УПЦ МП и правда сейчас приходится непросто: страдает ее репутация, причем не только политическая, но и духовная. Ее еще недавно прочное положение в обществе, как и материальные ресурсы, стремительно сокращаются. Она нуждается в поддержке и новых союзниках. Но сама с трудом это осознает и с еще большим трудом принимает. Власти приходится делать очень-очень толстые намеки, чтобы ее наконец услышали и поняли правильно. Вы, например, знаете, что в ВР зарегистрировано несколько законопроектов, которые предполагают лишить УПЦ МП возможности легально существовать в Украине? И в данный момент единственная гарантия для УПЦ МП — мнение «Слуги народа» о том, что эти меры избыточны. Пока.
«Пока» — ключевое слово в нынешних околоцерковных событиях. Потому что окончательного решения, как поступить с УПЦ МП, у власти, кажется, еще нет. Не очень верится в то, что власть готова ликвидировать УПЦ МП, лишив ее юридического статуса, или даже просто нанести ей серьезный материальный ущерб. Слишком много ниточек связывает власть и, в частности ее силовые органы, с этой церковью. На протяжении многих лет они сами или члены их семей были прихожанами, друзьями, деловыми партнерами духовенства этой церкви. Такие связи не так легко рвутся.
Да и надо ли их разрывать, если можно, с одной стороны, кое-что подкорректировать, с другой — поработать с общественным мнением (что совсем несложно для власти, сосредоточившей все медийные мощности в своих руках)? Единственное, что нужно власти взамен, — чтобы церковь стала более гибкой и внимательнее прислушивалась к пожеланиям с Банковой.
УПЦ МП и самой надо решать, как быть дальше. На двух стульях сидеть можно довольно долго — УПЦ МП мастер в этом виде спорта. Но в военное время стулья разъезжаются с удвоенной скоростью. УПЦ МП нужно выбирать — отделяться от Москвы и искать себе надежных союзников внутри страны или маргинализироваться в качестве оплота русского (или, скорее, советского) православия в Украине.
Ситуация усложняется тем, что в Москве не готовы подыгрывать. Любой — самый дипломатичный — маневр УПЦ МП пресекается как «раскол». Московский патриарх привычно стреляет себе в ногу, потому что рискует потерять украинскую церковь окончательно. Но у него больше нет возможности играть в собственные игры: если «Украину придумал Ленин», значит и «украинская церковь» — нонсенс. Поэтому для УПЦ МП выход из РПЦ возможен только через раскол.
Именно раскол, а не «откол по внешней границе» — от РПЦ. Придется пережить внутренние расколы, учиненные теми, кто захочет, несмотря ни на что, остаться в «русском православии». Таких «гарантов единства» у Моспатриархата в УПЦ МП вполне достаточно. Как раз преимущественно к ним и наведывается теперь СБУ — возможно, предупреждая такими визитами о том, что стоит воздержаться в будущем от резких движений. Возможно, таким образом власть пытается помочь Киевской митрополии уйти от РПЦ с наименьшими потерями.
Но даже если предположить, что УПЦ реально станет «не-МП», что ее ждет? Каким будет ее канонический статус? Правильный ответ: никаким. Вернее, таким же, каким он был у УПЦ КП до Томоса об автокефалии. Фактически она поменяется местами с теми, кого сейчас обвиняет в «расколе» и «неканоничности». Кто-то мог бы сказать, что это будет справедливо. Но оттого только обиднее.
Впрочем, выход и тут можно найти. Принять, например, великодушное предложение Вселенского патриарха и присоединиться к ПЦУ — хоть приходами, хоть епархиями, хоть тушками. Это был бы интересный поворот сюжета, потому что при таком массированном переходе баланс сил в ПЦУ сильно изменится — она перестанет быть такой однородной и такой цельной (в частности идеологически и политически), какой она есть сейчас.
* * *
Чем бы ни закончились обыски в монастырях и епархиях УПЦ МП, они сделали одну очень интересную и важную вещь — они поломали правила игры на государственно-церковном поле. Церковь больше не имеет негласного иммунитета перед законом. Сломана очередная опора постсоветской системы сдерживаний и противовесов. И это, пожалуй, хорошая новость.
Можно сетовать на то, что нынешняя власть — не особенно поднаторевшая в вопросах церковной политики — наступит на этом пути на множество грабель, много раз просчитается и может даже потерпит крах в своих намерениях подчинить или использовать церковь в своих интересах. Но все это будет платой — в худшем случае высокой — за то, что она сломала правила, которые должны были быть сломаны. Как она этим воспользуется, и сумеет ли, какие правила будут установлены вместо тех, что были сломаны, покажет время.
Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.