UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Святая Русь», полураспад

Приведет ли ликвидация УПЦ Московского патриархата к деколонизации украинского православия?

Автор: Екатерина Щеткина

Сюжет о судьбе Московского патриархата в Украине движется к кульминации. И по мере ее приближения, проясняется интрига и повышаются ставки. Еще недавно можно было гадать, какую стратегию выберет власть: преследование конкретных священнослужителей за конкретные преступления или прямой законодательный запрет на деятельность структур Моспатриархата на территории Украины. Свои преимущества и недостатки есть в обеих. Первая — более сложная технически и более продолжительная, но относительно безопасная с точки зрения возможных обвинений в нарушении свободы совести. Вторая — более быстрая и решительная, но сопряженная с разного рода рисками.

Читайте также: Зеленский ввел в действие санкции против 22 российских священников: кто попал в список

Детектив, который нам не показали

В какой-то момент можно было предположить, что украинская власть пойдет путем более длинным, но и более надежным — путем преследования по закону священнослужителей, продвигавших под церковными вывесками «русский мир». Визиты СБУ в монастыри и епархии, имена одиозных священнослужителей в санкционных списках и списках подозреваемых и даже «сливы» компрометирующих материалов в медиа казались предвестниками будущих допросов и судов.

Но, увы, в долгожданном сериале «СБУ против УПЦ МП» дальше пилотной серии дело не пошло — все заглохло так же внезапно, как и началось. Все, что мы получили после столь многообещающего пролога, — небольшой санкционный список и новости петитом, что кого-то из фигурантов «лишили украинского гражданства». То есть фактически вывели из-под юрисдикции украинского уголовного законодательства.

Единственным ощутимым результатом рейдов СБУ и информационной кампании, его сопровождавшей, стало то, что в обществе — в массе своей довольно равнодушном к церковному вопросу — образ УПЦ МП как врага приобрел более выпуклый и законченный вид.

Читайте также: В УПЦ МП на Тернопольщине и Прикарпатье нашли пропагандистские материалы, которые отрицают существование Украины

Но, судя по всему, реальной чисткой авгиевых конюшен УПЦ МП от агентов «русского мира» ни СБУ, ни другие органы государственной власти заниматься не собираются. Их можно понять: это сложно, долго и не телегенично. И, главное, зачем — если проблему можно решить гораздо быстрее и эффектнее? Одним решительны политическим ударом — прямым запретом на деятельность структур МП в Украине.

УПЦ/Facebook

Мнение экспертов: УПЦ — МП!

Подготовка к ликвидации структуры УПЦ МП предполагает два важных этапа: принять закон о недопустимости работы церковных структур, аффилированных с центрами в стране-агрессоре, и доказать аффилированость УПЦ с ее московским центром.

Собрать и проанализировать доказательства должна была экспертная комиссия, созванная при Департаменте этнополитики и свободы совести. Изучив документы УПЦ МП и РПЦ, комиссия пришла к выводу, что УПЦ МП была и остается структурной частью РПЦ. Несмотря на заверения в «полной автономии» и решение собора, которое, в сущности, в статусе УПЦ МП ничего не изменило. Этот экспертный вывод в Киевской митрополии, конечно, оспаривают. Но материалы, опубликованные комиссией, выглядят вполне убедительно.

Это означает, что после того, как «закон о ликвидации» будет принят, у УПЦ МП останется не так много пространства для маневра. Либо соглашаться на полный и фактический разрыв с Московским патриархатом, либо переходить на полулегальное положение и пытаться сохранить свои приходы в условиях децентрализации. Оба пути крайне неприятные.

Разрыв с Московским патриархатом поставит УПЦ МП в сложную каноническую ситуацию. Фактически она окажется в расколе — т.е. в том положении, в каком долгие годы существовала УПЦ КП патриарха Филарета. В МП очень долго пугали своих прихожан «расколом», так что теперь пройти по этому пути будет особенно сложно.

Читайте также: Настоятель ПЦУ объяснил, почему нельзя одномоментно запретить УПЦ МП

Но путь децентрализации не менее сложен. После запрета на деятельность УПЦ МП приходы, принадлежащие к этой церкви, будут вынуждены перерегистрироваться. В качестве «свободных», т.е. не принадлежащих ни к одной из существующих централизованных церковных структур (сомнительно, что они захотят сразу присоединиться к ПЦУ). В перспективе такое «рассыпанное» состояние приведет к ослаблению связей между приходами, появлению разных центров притяжения и в конечном итоге либо возникнет новая церковная структура, либо то, что было когда-то УПЦ МП, отчасти маргинализируется, отчасти тихо растворится в кипящем котле новейшей истории.

В обоих случаях можно было бы говорить об успехе ликвидации Моспатриархата в Украине. Но есть нюансы.

Церковная карта мира и войны

«Ликвидация церкви» звучит скандально для уха, не оглушенного взрывами и сиренами воздушных тревог. УПЦ МП и ее российские помощники не покладая рук трудятся над тем, чтобы скомпрометировать эту инициативу за пределами Украины. Главным образом на Западе. «Гонения на церковь» защитники «единственной канонической церкви Украины» регулярно скармливают и западным телезрителям, и «братьям по вере» — мировым церковным лидерам, включая Папу Римского и владык поместных православных церквей. На телевизор иногда можно махнуть рукой — пропаганда такая пропаганда…

Но с церковным протестом — если он возникнет — может получиться неудобно. А возникнуть он может, поскольку затронуты «цеховые интересы» — формируется неприятный для церковных организаций прецедент, при котором в европейском государстве власть по политическим соображениям может вмешаться в деятельность церкви и т.д.

Именно на это и рассчитывает УПЦ МП, нажимая на все рычаги: обращается к мировой общественности через СМИ, засыпает коллег по церковному служению обращениями, в которых смешивает грешное с праведным и правду с ложью, не зная, что именно сработает в каждом конкретном случае.

УПЦ/Facebook

Что-нибудь может, конечно, сработать. Но гарантии нет. В мировом православии и церковном поле вообще, так же, как и в поле геополитическом, все зависит от военного и политического успеха Украины. Как изменится политическая карта в нашем углу Вселенной — так изменятся и расклады на светских и церковных игровых столах. Где в данный момент все замерло в ожидании, когда одна чаша весов уверенно перевесит.

Читайте также: УПЦ МП в очередной раз попыталась опровергнуть свое отношение к России

В УПЦ МП по привычке апеллируют к московским православным сателлитам — Болгарской церкви, Польской, Сербской, отчасти Грузинской — в уверенности, что эти-то поддержат, всегда поддерживали. Но положение РПЦ пошатнулось в не меньшей (даже в большей) степени, чем положение Кремля на мировой арене. Короткие поводки, на которых МП держало своих православных сателлитов, несколько ослабли. А «при хорошем ветре» — успехе Украины в ее войне с империей — у них появляется шанс и вовсе избавиться от этих поводков. Расстановка сил и влияний в мировом православии уже меняется и может еще больше измениться в ближайшем будущем.

На выход из «Русского мира»

Не стоит обижаться на тех, кто «за наш счет» решает свои проблемы. Политика — искусство возможного, и каждый пользуется той возможностью, которая ему предоставляется. Хорошо, если воспользуется. Хуже, если так и будут жить мифами и иллюзиями прошлого.

Нас это касается в той же мере, что и условных «их». Потому что один из основных рисков избранной властью стратегии борьбы с МП в Украине — стратегии ликвидации и запрета — состоит даже не в том, «что о нас скажут» по Fox News, на Совбезе ООН или во время папской аудиенции. А в том, сумеем мы победить таким путем или нет, и что именно мы назовем победой.

Проблема стратегии ликвидации без расследований и уголовной ответственности конкретных исполнителей — такая же полумера, как преследование конкретных исполнителей без политического решения о ликвидации филиала «русского мира» на территории Украины. Это две стороны одной монеты, и без каждой из них эта монета не стоит и ломаного гроша.

Читайте также: Братоубийственное: Россия в ООН предрекает Украине религиозную катастрофу

Доктрина «русского мира» и «единства Святой Руси», продвигаемая УПЦ МП, — это имперский проект, за который мы платим слишком высокую цену. Он должен быть закрыт — так же, как были запрещены нацистская и коммунистическая идеологии. И, кстати, из истории запрета и осуждения этих двух идеологий мы можем извлечь урок.

Победа над нацистской идеологией была закреплена Нюрнбергским трибуналом. Коммунизм не получил своего Нюрнберга — никто не был осужден за конкретные преступления, совершенные во имя идеологии коммунизма. В результате к декоммунизации и десоветизации мы идем по дороге, залитой нашей собственной кровью.

Так и ликвидация МП в Украине может не стать точкой в истории деколонизации украинского православия и Украины в целом. Даже если доктрина «святой Руси» будет осуждена, а УПЦ МП — распущена. Единственный способ поставить эту точку — найти виновных, доказать их вину и привести приговор в исполнение. Без этого всегда останется место для спекуляций и сомнений в том, «были ли мальчик».

Наказание виновных — это не о «кровожадном стремлении к мести». Совсем наоборот: это о недопустимости коллективной ответственности. И в то же время — гарантия того, что структуры и идеология, которые были запрещены, не будут в ближайшем будущем реабилитированы и воскрешены под новыми брендами.

Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.