UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разделять и праздновать

"Фишкой" праздника стали не девять патриархов. Не приезд Путина. Не "православный бронепоезд" патриарха Кирилла. Фишкой стало то, что праздник Крещения Руси, став "государственным", оказался антиподом как того события, которое случилось 1025 лет назад.

Автор: Екатерина Щеткина

День Крещения Руси в этом году обещал стать замечательным событием. Летнее затишье отменялось. Столица нашей Родины ждала гостей, что твой Южный берег Крыма. О том, что и как будет, начали писать и говорить задолго до первых жарких дней. Начало президентской гонки, приезд патриархов и глав государств, скандальчики и интрижки на тему "кого приглашать" и "кому приглашать", кто куда придет, где станет, с кем сядет и отчего воздержится – праздник, как могли, "раскручивали" заранее. Спорили, ругались, пытались угадать, какие готовятся "фишки".

Споры о том, кто станет "хозяином праздника", увенчались до обидного банальным результатом - солировали московские гости. На фоне их "фишек" даже украинский президент, потративший немало сил своего аппарата и наших с вами бюджетных средств, дабы сделать "гвоздем программы" себя, любимого, сливался с пейзажем. Это не он, а патриарх Кирилл привез в Киев высоких гостей. Со свойственным себе медийным грохотом. Что там "мерцающий брегет"? Что "кадиллак"? А свой собственный бронепоезд с перевозным алтарем, богослужебной утварью, "православной бригадой", пятнадцатью делегациями со всех концов света, девятью патриархами в середине – не хотите? И на Владимирской горке собрались только те, с кем патриарху Московскому рядом стоять комильфо – ни тебе "раскольников", ни "униатов" на переднем плане. Ни даже просто нелюбой патриарху киевской толпы, вечно недовольной то перекрытыми улицами, то оцеплением, то еще чем-то, с ним, патриархом Московским, связанным.

"Русского духа" празднику добавил визит Владимира Путина. Который в Киев заглянул вроде как проездом – по дороге к истокам Киевского христианства, в Севастополь, но праздновать он там намеревался День военно-морского флота. В Киеве он немало теплых речей произнес - о "славянском единстве", "предопределенном крещением", и о том, что именно "после присоединения к России Украина развивалась очень бурными темпами", и даже о товарообороте внутри Таможенного союза как-то к слову пришлось...

В целом, можно сказать, что патриарх Кирилл исправил положение с этим праздником. Когда в 2008-м президент Ющенко его придумал, Москва оказалась как бы в стороне – патриарх Алексий до последнего сомневался, стоит ли ему туда ехать, но вынужден был присутствовать, чтобы Вселенский патриарх Варфоломей не выглядел хозяином положения. В этом году Вселенского патриарха на Киевских кручах не было вообще. А патриарх Московский стал генеральным продюсером мероприятия. Под его чутким руководством "славянское единство" победно гремело над Киевскими холмами, Киев выглядел всего лишь детской комнатой, которую с умилением посещает выросшее дитя, охватившее территорию от Владивостока до Калиниграда. Во всяком случае, именно такое путешествие проделали ради праздника мощи Святого Владимира, символически очертив границы "Святой Руси". Кроме того, в эти же праздничные дни в российской Думе прозвучало предложение перенести на День Крещения Руси празднование Дня России. Чтобы уж никакой украинский дух и не пах.

Да, о единстве, как и ожидалось, говорили громко. Но совсем не о том, на которое мы могли рассчитывать. "Процветать" в результате присоединения Украины к России – предложение, конечно, любезное со стороны российского президента. Но как быть с единством собственным, домашним, так сказать?

Ах, не смешите. Единство? Празднование "десять-двадцать пять" (именно так назывался этот праздник на языке украинской власти) продемонстрировало его во всей красе – все были тщательно и продуманно отделены от всех. Каждая украинская конфессия праздновала свой собственный праздник – "официальная" церковь с официальными лицами оккупировала самое лучшее место, превратив Владимирскую горку в правительственную ложу и устроив там для себя вип-междусобойчик, который зачем-то называли "молебном". УПЦ КП праздновало во Владимирском и Михайловском соборах. УГКЦ почти не было слышно. Верные же УПЦ – те, кто оказался недостаточно "талантлив" для получения приглашения, праздновали перед телевизором, как им наказал глава церкви. Телевизор, как и полагается, радовал их видом днепровских круч, роскошью облачений, девятью патриархами и все избранным народом в дорогих костюмах, с которыми можно было бы почувствовать молитвенное единство, если бы благодать передавалась радиоволнами.

УПЦ КП праздновала с размахом и получила самые благосклонные оценки наблюдателей. В исполнении УПЦ КП День Крещения Руси стал в полном смысле праздником Киевской церкви, праздником христиан, получивших возможность собраться в этот день всем вместе во имя Христово на общую молитву. По интернету уже который день гуляют снимки в стиле "найди десять различий" - полуголая площадь перед Успенским собором Лавры на богослужении с участием девяти патриархов и металлоискателями на входах, и праздничный Крестный ход от Владимирского к Михайловскому собору, собравший тысячи верных. Согласившись "не светиться" в вип-ложе, патриарх Филарет собрал взамен щедрый урожай. Он продемонстрировал свое численное превосходство. Но и моральное также, поскольку смог с полным правом послать упрек коллегам из УПЦ. Упрек, увы, абсолютно заслуженный.

УГКЦ к "официальному празднованию" вообще не проявила особого рвения – несмотря на заверения в своей принадлежности к "Владимирову крещению". Основные силы священноначалие этой церкви решило приберечь до середины августа, когда будет торжественно освящен патриарший собор в Киеве, и тогда же состоятся мероприятия, посвященные, собственно, 1025-летию Крещения Руси. Во всяком случае, список гостей не придется подгонять под желания Министерства культуры, Администрации Президента и капризы Московской патриархии.

Показательным стало также отсутствие Вселенского патриарха Варфоломея – что еще раз подчеркнуло отличие "10-25" от 1020-летия и внесло некоторую пикантность в шоу "единства канонического Православия" от патриарха Кирилла. Присутствие в его "православном десанте" глав двух "древних патриархатов" - несомненная дипломатическая победа. Но отсутствие Вселенского патриарха, представляющего церковь, которая принесла Руси крещение, выглядело нарочито. Любопытно, почему еще недавно крайне заинтересованный в украинских делах патриарх Варфоломей предпочел быть в этот день не на Днепровских кручах, а в Эстонии? Почему он ограничился (чтобы не сказать "отписался") посланием? В сумме это создало впечатление, что Украину он целиком и полностью оставляет на милость патриарха Московского. И то, что он – отсутствующий – получил от украинской власти награду более высокую, чем все присутствующие, выглядело едва ли не благодарностью за это самоустранение.

Впрочем, надо сказать, что все те, кто избежал попадания в фокус и в середину кадра в качестве "участника государственных мероприятий", в результате только выиграли. Им не придется оправдываться перед "отлученной" от праздника паствой и отмывать пастырскую репутацию. Пускай их верным не привезли и не показали "целых девять патриархов" и четырех президентов. Диковинка, конечно. Но зато и не отвлекали от сути праздника заезженными банальностями о "славянском единстве" и проступающими сквозь них намеками на Таможенный союз.

То, что самые большие моральные потери понесла УПЦ и лично митрополит Киевский, впрочем, тоже своего рода победа Московского патриарха. Как известно (или как привыкли думать), именно на личном авторитете митрополита Владимира держится "широкая автономия" УПЦ, колющая глаз Московскому патриарху и все больше нравящаяся украинской власти. На этот авторитет нападают "из-за угла" - посредством одиозных персонажей. Под этот авторитет делают неуклюжие подкопы, "подставляя" иерархов из окружения Блаженнейшего. В глазах людей, следящих за церковными событиями в Украине, митрополит Владимир уже окружен горькой аурой геройства – так много ударов ему пришлось выдержать за последнее время.

Но где предел репутационным потерям? Где та грань, за которой компромисс уже невозможен? Призвав верных не приходить на Владимирскую горку, а "следить за молебном по телевизору", согласившись на унизительную процедуру досмотра для всех "простых" желающих принять участие в Божественной литургии в Лавре, митрополит Киевский сделал шаг в пустоту. Да, понятно, что не ему принадлежала эта идея. Возможно, ему лично она даже не понравилась. Но именно он обратился с призывом "смотреть по телевизору" к украинским христианам. Именно он дал им понять, что их присутствие нежелательно, что они будут "мешать", пока он и его окружение в полном составе будут обеспечивать "благолепие" вип-тусовки у памятника Владимиру Крестителю. Моральная ответственность за это разделение верных на первый и второй сорт легла именно на него.

Чем объяснить эту готовность Киевского митрополита "подставиться"? Он этого не понимает? У него не осталось сил сопротивляться? Он делает это ради каких то мифических "высших интересов" УПЦ? Мифических, потому что все заверения о том, что УПЦ – это "церковь украинского народа", как оказалось, не стоят выеденного яйца. Потому что священноначалие УПЦ в день рожденья своей церкви предпочло отгородиться от этого народа кордонами и оцеплением. Чтобы их светские патроны чувствовали себя удобно, а московское начальство смогло в полной мере продемонстрировать кто в доме хозяин.

Таким образом "фишкой" праздника стали не девять патриархов. Не приезд Владимира Путина. И даже не "православный бронепоезд" патриарха Кирилла. Фишкой стало то, что праздник Крещения Руси, став "государственным", оказался антиподом самого себя. Антиподом как того события, которое случилось 1025 лет назад, так и того, чем замышлялся этот день в 2008-м, когда впервые был объявлен праздником.

Средневековые владыки – и светские, и духовные – любили массовку, палками загоняли народ на "государственные мероприятия" - как вот князь Владимир в крещальную купель - Почайну. Нравилось им, когда вокруг толпа кланяется, славит, нравилось прошествовать, что твой Бред Питт по красной голливудской дорожке, через обожающие массы, сияя благосклонностью и делая небрежно ручкой. Нынешние владыки – не чета средневековым. Они ушли значительно глубже по "исторической вертикали". Разогнать народ по многоквартирным баракам, оборудованным окошками в "лучший мир", известными как "телевизоры", дабы не мешал благородным донам за народный счет развлекаться – это уже не средневековье. Это рабовладельчество раннего образца. Нежелание делить "свое" мероприятие с "народом православным" чем объяснить, как не гремучим коктейлем из наплевательства, брезгливости, презрения и страха? Но тому, кто задумывал празднование как предвыборный пиар Виктора Януковича, это даже в голову не пришло. И прийти не могло. Потому что очищая улицы от "черни", которая мешает кортежам, а теперь вот и молебнам, она не хочет признаваться, что делает это из страха перед толпой. Казалось бы, это правильно – власть должна бояться налогоплательщика, оплачивающего ее "мероприятия". Но согласно бандитской школе жизни, которую прошла, усвоила и сделала своим "кодексом чести" украинская власть, "паства" - она же "овцы", она же налогоплательщики - это те, кого "стригут". То, что именно паства составляет еще и Церковь, мистическое Тело Христово - не входит в круг их "понятий". И ни один облаченный в священнические одеяния "соработник" даже не попытался им это объяснить.

Все, на что хватило украинских чиновников – рассказать о том, что для нас "под Владимиром" мало места. Спасибо, посмеялись. А вот когда министр культуры призывал "не политизировать вход по приглашениям" - хотелось кивать после каждого слова. Действительно, совершенно нечего политизировать. Потому что это вопрос не политики – это вопрос этики. Этики тех, кто за народные деньги устроил себе вип-вечеринку, значившуюся в программе как "молебен". Этики тех, кто их в этом поддержал, указав своей пастве ее место у "ящика". "Вы помните сколько места у памятника Владимиру?" – патетически вопрошал министр культуры Новохатько. Конечно, помним. А если кто не был в Киеве, сообщаем: места вокруг памятника Владимиру – все Днепровские кручи. И если маленькой Почайны князю Владимиру хватило, чтобы целую Русь крестить, если в 2008-м хватило места, чтобы разместить всех желающих принять участие в празднике – почему теперь стало "тесно"?

А даже если тесно. И хорошо бы – если тесно. Если так много желающих отпраздновать этот день – день встречи Киева с Христом. Когда в Украину приехал папа Иоанн Павел 2, богослужение проводили на аэродроме и пустыре, и никто не упрекнул в недостатке "благолепия". И випы, если помните, считали за честь рядышком постоять. А народ валом валил – со всей одной шестой, не отмеченной, кстати, большим количеством католиков. Эта одна шестая считается "православной страной". И не было бы ничего удивительного, если бы ее жители валили валом на берега Днепра в этот день. Но железная дорога не обвалилась в эти дни от наплыва православных братьев со всей канонической территории – все желающие поместились в патриаршем "православном бронепоезде", проездом в Минск. И никаких аэродромов, стадионов и тем более пустырей – ни Боже мой! Это же неблаголепно! То ли дело в окружении дорогих костюмов за спиной крепких ребят, не снимающих беретов с бритых голов даже при упоминании Святой Троицы.

Так что нам следует быть благодарными за этот праздник. Он многое расставил по местам, показал "кто есть ху" и с кем. Бронзовый Владимир по-прежнему с неофитским пылом грозит крестом днепровским далям. Очень символично. И спустя тысячу лет все еще актуально.