Противостояние УПЦ МП и украинской власти вышло на новый уровень. Судя по некоторым признакам, власть, разочаровавшись в «мирном урегулировании» проблемы Московского патриархата в Украине, перешла к плану Б.
Пряник и озабоченность
Поначалу ничто не предвещало бури — УПЦ МП провела собор, после которого заявила, что «разорвала свои связи с Москвой», власть со своей стороны начала помогать УПЦ МП. Как словом — провластные блогеры вдруг «разобрались» в церковных проблемах и принялись убеждать свою аудиторию в том, что «УПЦ — не МП». Так и делом: Госслужба по этнополитике (ГЭСС) во главе с Еленой Богдан и СБУ по мере сил помогали УПЦ МП препятствовать переходу приходов из УПЦ МП в ПЦУ.
То, что это затишье ненадолго, понятно было всем, кто наблюдал за церковной ситуацией в Украине не «со вчерась» — как, увы, многие из тех, кто взялся творить новую государственно-церковную политику в условиях войны.
Было совершенно ясно, что никакой «разрыв с Москвой» на соборе УПЦ МП в реальности не произошел. И не мог произойти по множеству причин. Т.е. если представить себе, что между УПЦ МП и властью существовала какая-то договоренность на предмет «вы уходите из-под Москвы, а мы помогаем вам устоять в Украине», то этот договор изначально был утопичным. Само то, что власть согласилась поучаствовать в этом спектакле, говорит о степени ее некомпетентности в вопросах церковной политики.
Стратегия, тактика и риторика церковных функционеров во время войны — и даже после «исторического собора» — совсем не изменилась — и это одновременно и самое странное, и самое возмутительное. Они и в этот раз ведут себя так, будто все происходящее — «историческое недоразумение», которое пройдет, как с белых яблонь дым, и все вернется на круги своя. А значит не нужно ничего менять и самому меняться. Напротив, надо постараться сохранить и структуру, и связи — финансовые, дружеские, агентурные, все.
И вот мы снова наблюдаем привычную картину. С одной стороны, «добрые священники» предлагают власти «пряник»: с разной степенью искренности говорят то, что она хочет услышать, и даже приносят какие-то бумажки, где все шито-крыто. А с другой стороны — «злые священники» активизируют свои протестные ресурсы: крестные ходы и другие массовые акции, обращения к власти со стороны владык и прихожан с просьбой «остановить гонения». Есть, впрочем, и третья сторона — внешнеполитическая: на Западе «друзья МП» поднимают волну «глубокой озабоченности» по поводу «гонений на веру», которые украинская власть практикует «под шумок войны».
Эта «глубокая озабоченность» и «гонения» — конечно, тоже не новая песня. Но в нынешних обстоятельствах она обретает несколько иное звучание. Европейские адвокаты путинской России не упустят возможность использовать этот тезис в полной мере. В этой ситуации любые «нарушения демократических принципов» могут оказаться удобным поводом сократить программу поддержки нашей страны в войне против России.
Впрочем, если украинская власть просчиталась, переоценив договороспособность УПЦ МП, в УПЦ МП тоже просчитались — не учли особенность момента и людей, находящихся у власти. Те стратегии, которые работали до сих пор, больше неэффективны. А люди у власти одновременно пользуются огромной поддержкой как внутри страны, так и за ее пределами, и в то же время обидчивы, как артисты.
Супермен против Чужого
Власти понадобилось несколько месяцев, чтобы понять, что ее водят за нос (водить ее за нос было тем проще, чем охотнее она обманывалась). На деле же УПЦ МП вовсе не «порвала» с Москвой — просто припрятала свои связи поглубже. Да и то не слишком старательно — в чем можно было усмотреть признак особенного презрения руководства церкви к руководству страны.
В общем, нельзя сказать, что у украинской власти нет повода разозлиться на УПЦ МП. То, что власть сама сделала глупость, поверив в «прочь от Москвы», делает пилюлю более горькой, а ответный удар соответственно более яростным.
Таким ударом стал рейд СБУ в Черновицко-Буковинской епархии, после которого в сеть были слиты фото полуголых мужчин, а информация о том, кто был найден в кровати архимандрита и без пяти минут епископа Никиты Сторожука, затмила все прочие находки. Удар был прицельным: архимандрит Никита — протеже митрополита Киевского Онуфрия. Не думаю, что у власти был какой-то особый зуб на архимандрита или доказательства его особенной «ватности». Он вообще, можно сказать, под руку подвернулся. Истинным адресатом «месседжа» был митрополит Онуфрий и руководство УПЦ МП.
Митрополит Онуфрий, кстати, понял месседж правильно. И хладнокровно поднял брошенную перчатку: уже через две недели после «секс-скандала» он как ни в чем не бывало рукоположил архимандрита Никиту во епископы. Подчеркнув тем самым, что не видит в действиях власти ничего, кроме желания запугать или наказать. И что он не боится.
Таким образом, ставки повышаются с обеих сторон. И речь идет уже не о возможных комбинациях или договорах, но прямо о ликвидации УПЦ МП в Украине.
Момент для этого как никогда удобный. Во-первых, УПЦ МП давно стоило пересмотреть свои привычки — в ней слишком много советского, российского и кремлевского. От всего этого церкви следовало бы избавиться — для ее же блага.
Во-вторых, у власти есть такая возможность — и это тоже беспрецедентное явление. Владимир Зеленский обладает огромным кредитом доверия как на Западе, так и внутри страны. А уж в вопросе ликвидации «московской церкви» он точно получит поддержку масс. Тут воедино сольются условные 25%, которые давно к этому готовы, с условными 75%, которые готовы поддерживать своего избранника во всех его начинаниях. Да и, независимо от идеологических и партийных предпочтений, украинцы готовы воевать с любым врагом — как внешним, так и внутренним. И чем меньше побед на фронте, тем актуальнее становятся победы над внутренним врагом.
Тем сложнее оказывается задача тех, кто будет решать вопрос, как поступить с УПЦ МП.
Ложь без спасения
Тем не менее те, кто предрекает «полную ликвидацию УПЦ МП», формируют у публики завышенные ожидания. «Ликвидировать церковь» для уха человека с зачатками демократического сознания звучит, как непростительное заклятие в «Гарри Поттере». Хотя, конечно, многие защитники» канонического православия» постараются представить дело именно так. Но Украина — к счастью или к сожалению — не может позволить себе таких радикальных жестов.
Проблему УПЦ МП придется решать другими методами — юридическими, экономическими, судебными. Эта работа уже началась — ведутся обыски в монастырях и епархиях, на руководство конфессии наложены санкции. Но все это лишь начало большого пути по очистке украинской церкви от советского и имперского наследия, которое — независимо от того, что хотят, думают и за кого воюют ее прихожане — тянет Украину назад в империю и в СССР. УПЦ МП — одна из постсоветских структур, которые нуждаются в ревизии и реформе, чтобы жить дальше и открывать путь в будущее своему народу. Это не единственная такая структура, я могла бы составить целый список — но в данный момент речь идет именно о церкви.
Вопрос в том, как убедить церковь, что ее политические ориентиры делают ее чужеродным телом для страны, в которой она вершит свою миссию. Что роль проводника и хранителя «русского мира» ее компрометирует. Что ее ложь — и о том, что «церковь вне политики», и о том, что она «порвала с Москвой» — очевидна, а на фоне ежедневных трагедий войны — просто омерзительна.
На всякий случай повторю: церковь нельзя ликвидировать, потому что церковь — это вся совокупность верующих, которые придерживаются определенных доктрин и традиций. Но можно повлиять на церковное руководство и изменить церковную политику. Церковь вполне в состоянии принять тот факт, что можно быть церковью «канонической», «истинной», «Христовой», не будучи при этом церковью Московского патриархата. Это, конечно, будет непросто: УПЦ МП воспитала внутри себя огромное количество людей, уверенных в том, что «истинная Христова церковь» и «Московский патриархат» — синонимы. Т.е. разрыв с Москвой означает разрыв с Христом. А разрыв «триединства Святой Руси» — это разрыв самой Святой Троицы.
Поэтому не нужно «ликвидировать церковь» — достаточно ликвидировать ложь, которую она взрастила внутри и вокруг себя. Это нужно в первую очередь ей самой.
Но как это сделать — как убедить церковь изменить в себе что-то? Для начала хотя бы просто отказаться от лжи? И хватит ли нынешней власти на это воли и ума?
На этот вопрос предстоит ответить новому руководителю реформированной ГЭСС Виктору Еленскому. Его назначение на эту должность само по себе можно рассматривать как «декларацию о намерениях» власти в отношении УПЦ МП. Компетенция Виктора Еленского и как религиоведа, и как специалиста в церковной политике не вызывает сомнений. И так же не вызывает сомнений его идеологическая ориентация — он продвигал идею о ликвидации Московского патриархата в Украине на протяжении всей своей политической карьеры. То, что он, после долгого собеседования с президентом Зеленским, несмотря на все идеологические расхождения, все-таки согласился занять пост главы ДЭСС может означать, что у него есть идеи, как Украине избавиться от Московского патриархата, а его полномочия для этого достаточно широки.
Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.