Китай с 2020 года осуществляет масштабное расширение объектов, связанных с производством ракет, укрепляя способность потенциально сдерживать американские вооруженные силы и утверждать доминирование в регионе, согласно новому анализу спутниковых снимков, карт и правительственных сообщений, проведенному CNN.
Это историческое наращивание мощностей резко контрастирует с проблемами в поставках, с которыми сталкиваются США.
На более 60% из 136 объектов, связанных с производством ракет или ракетными войсками китайской армии, которые контролируют ядерный арсенал Китая, заметны признаки расширения. Эти объекты, включающие заводы, а также исследовательские и испытательные центры, расширились на более чем два миллиона квадратных метров застроенной площади между началом 2020 года и концом 2025 года.
"Это Китай, который позиционирует себя как глобальная сверхдержава. Мы находимся на начальных этапах новой гонки вооружений. Китай уже бежит спринт и готовится к марафону", — говорит эксперт Тихоокеанского форума Уильям Альберке.
Все эти данные рисуют картину срочного стремления развить потенциал для создания новых и более совершенных ракет.
С момента прихода к власти в 2012 году китайский лидер Си Цзиньпин вложил миллиарды долларов в приобретение и модернизацию военной техники в рамках четко определенной цели быстро превратить Народно-освободительную армию Китая (НОАК) в боевые силы "мирового класса".
Си создал Ракетные войска НОАК — элитную ветвь, контролирующую быстро растущий арсенал ядерных и баллистических ракет. Он описал эти войска как "ядро стратегического сдерживания, стратегическую опору позиции страны как великой державы и краеугольный камень, на котором строится национальная безопасность".
Китайские предприятия по производству ракет поставляют продукцию почти всем видам войск Китая, которые являются крупнейшими вооруженными силами в мире с более чем 2 миллионами действующих военнослужащих.
Создание условий для вторжения на Тайвань
Эксперты по вооружению утверждают, что снаряды, произведенные на расширенных объектах, которые проанализировал CNN, станут ключевым компонентом любой возможной попытки военного захвата Китаем Тайваня, который Пекин считает частью своей территории.
Эти ракеты — центральный элемент стратегии Китая, направленной на удержание ВМС США на расстоянии в случае такого конфликта.
"Армия Китая хочет создать условия для вторжения на Тайвань. То есть это обстрел портов, вертолетных баз, баз снабжения... обстрел всего, что теоретически может позволить оказать поддержку Тайваню.", — говорит эксперт по вопросам ракетных сил Китая Декер Эвелет.
CNN определил 99 объектов, связанных с производством ракет, и обнаружил, что 65 из них расширились за счет дополнительных площадей, что, по мнению экспертов, может иметь экспоненциальное влияние на масштабы производства. CNN также проанализировал 37 баз, принадлежащих Ракетным войскам, и обнаружил, что 22 из них расширились за последние пять лет.
Китай наращивает наступательное оружие, пока США борются с проблемами снабжения
В декабре 2024 года Пентагон оценил, что за предыдущие четыре года ракетные войска Китая увеличили поставки ракет на 50%. Анализ CNN инфраструктуры для производства этого оружия свидетельствует о том, что китайская кампания продолжается без изменений.
В начале этого года Китай утвердил увеличение оборонного бюджета на 7,2%, что привело к общим расходам в примерно $245 миллиардов. Это четвертый год подряд, когда оборонные расходы растут более чем на 7%, хотя многие эксперты считают, что реальные военные расходы страны, вероятно, значительно выше официальных цифр.
Очевидный скачок в производстве ракет в Китае происходит на фоне того, как США поставляют вооружение, в частности, Украине и Израилю, что вызывает определенный дефицит боеприпасов и дискуссии в Вашингтоне относительно того, как и где развернуть свое высокотехнологичное вооружение.
США потратили около 25% своих ракет-перехватчиков THAAD для защиты Израиля от иранских ракетных ударов во время 12-дневной войны в июне.
С тех пор правительство США расширило предыдущий контракт на более чем $2 миллиарда с оборонной компанией Lockheed Martin, чтобы увеличить производство THAAD. Но эти перехватчики, которые стоят примерно $12,7 миллиона за единицу, также требуют много времени на производство.
Система THAAD изначально была развернута на территории США и в Азиатско-Тихоокеанском регионе и считается ключевой частью стратегии Вашингтона по сдерживанию Китая. Хотя она по-прежнему способна сбивать китайские ракеты, эксперты предупреждают, что проблемы с поставками Пентагона в сочетании со стремлением Пекина к созданию более совершенных ракет представляют угрозу для интересов США.
Армия Китая внимательно следит за войной РФ против Украины и делает выводы
Анализ CNN также свидетельствует о том, что производство ракет Китаем резко возросло на фоне полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году. Пекин почти удвоил темпы расширения ракетных производственных мощностей за два года после начала полномасштабной войны РФ против Украины, которая считается переломным моментом в глобальной безопасности.
"Они очень внимательно следят за Украиной. Сейчас они наблюдают за реальными боевыми действиями между двумя очень сильными армиями, которые используют самые современные технологии, и делают выводы", — отмечает Альберке.
Армия Китая, которая не участвовала в боевых действиях со времени короткого конфликта с Вьетнамом в 1979 году, извлекает уроки из текущих войн. По словам экспертов, воздушные атаки России на Украину показали, что самый надежный способ поразить чувствительные цели — это перегрузить сложные западные системы противовоздушной обороны более дешевыми боеприпасами, такими как дроны, чтобы более мощные баллистические ракеты могли поразить определенные цели.
Для этого нужно нарастить производство как дешевых, так и дорогих ракет. Ранее Китай считал, что для победы над Тайванем ему может понадобиться 5000 или 10 тысяч ракет. После полномасштабного вторжения России в Украину оценки Пекина возросли в геометрической прогрессии, говорит Альберке.
Однако армия Китая не лишена собственных трудностей. Продолжающаяся масштабная кампания по борьбе с коррупцией среди высшего руководства китайской армии вызвала сомнения относительно реальной боевой готовности. Только за последние два года с должностей были уволены несколько высокопоставленных военных чиновников, связанных с Ракетными войсками, включая двух бывших министров обороны, а официальные отчеты намекают на коррупцию, связанную с увеличением объемов закупки оружия НОАК.
"Я думаю, что они признали это (коррупцию) как нечто, что действительно представляет большую угрозу для политической надежности и, в конечном итоге, для оперативной способности НОАК", — говорил в декабре высокопоставленный представитель Пентагона.
Развитие ракетных систем Китая заставило экспертов по контролю над вооружениями задуматься: они предупреждают, что это меняет глобальную безопасность.
"Я думаю, холодная война уже началась. Она охватывает все сферы, и есть риск, что она перерастет в горячую войну", — говорит президент Тихоокеанского форума Дэвид Санторо.
Ядерное оружие
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп совершил турне по Азии, где встретился с рядом лидеров стран региона, включая Си. Основной темой встреч были торговые переговоры, но также наблюдались признаки роста напряженности из-за стремительного наращивания Пекином арсенала обычного и ядерного оружия. Накануне переговоров с Си Трамп поручил Пентагону возобновить ядерные испытания на "равных условиях" с Китаем и Россией, что ознаменовало значительное изменение в политике США.
Пекин и Москва не проводили взрывных ядерных испытаний более 25 лет. Но Вашингтон внимательно следит за тем, как обе страны продолжают разрабатывать и испытывать современное оружие, способное нести ядерные боеголовки.
Китай увеличивает свои запасы ядерного оружия быстрее, чем любая другая страна, ежегодно добавляя в свой арсенал около сотни новых боеголовок с 2023 года, согласно данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI) за июнь, хотя их общее количество все еще значительно меньше, чем у США и России, которые вместе составляют 90% мирового арсенала.
Трамп снова бросает мир в ядерную неопределённость, предлагая возобновить испытания ядерного оружия? Что стоит за этим решением и каковы "ядерные опции" Трампа, рассказывал в статье "Конец ядерного табу? Зачем Трамп говорит о новых испытаниях" Алексей Ижак.
