Китай активно покупает природный газ, и чиновники страны довольны, что импортеры продолжают заключать соглашения даже после того, как мировой энергетический кризис пошел на спад. Об этом сообщает Bloomberg.
Правительство продолжает поддерживать усилия государственных покупателей по подписанию долгосрочных контрактов и даже инвестировать в экспортные мощности, чтобы укрепить энергетическую безопасность до середины века.
В 2023 году Китай станет крупнейшим мировым импортером сжиженного природного газа. И уже третий год китайские компании соглашаются покупать больше сжиженного газа на долгосрочной основе, чем любая другая страна, согласно данным, собранным Bloomberg News.
Китай смотрит в будущее во избежание повторения дефицита энергоресурсов, а также стремится стимулировать экономический рост. Долгосрочные контракты на поставки СПГ привлекательны, поскольку поставки будут осуществляться по относительно стабильной цене по сравнению со спотовым рынком, где цена на газ после полномасштабного вторжения России в Украину росла до рекордного уровня.
"Энергетическая безопасность всегда была приоритетом для Китая. Наличие достаточного предложения позволяет им управлять будущей волатильностью", - сказал руководитель отдела торговли и консалтинга компании Trident LNG в Шанхае Тоби Копсон.
Усилия по заключению соглашений помогут поддержать глобальные экспортные проекты, расширяя роль морского топлива в энергетическом балансе. И по мере того, как поставщики постараются привлечь китайских импортеров, влияние Пекина на рынке будет расти.
Китай начал настаивать на заключении долгосрочных контрактов в 2021 году, после того, как отношения с США улучшились. Хотя в прошлом году импорт сократился частично из-за снижения спроса на фоне ограничений, вызванных пандемией коронавируса, китайские покупатели возобновили активность после того, как на фоне вторжения РФ в Украину страны Европы стали отказываться от поставок газа РФ по трубопроводам.
Высокие цены и глобальная конкуренция за топливо стали уроком необходимости стабильных поставок. Частью усилий Китая по достижению энергетической безопасности является диверсификация импорта между разными странами как защита от дальнейших геополитических потрясений.
Некоторые другие импортеры, в частности Индия, также стремятся подписать больше соглашений, чтобы избежать дефицита в будущем и снизить зависимость от спотовых поставок, но Китай заключает контракты значительно более быстрыми темпами. По подсчетам Bloomberg, в этом году 33% подписанных долгосрочных контрактов на поставку СПГ пришлись на Китай.
В прошлом месяце китайская государственная компания China National Petroleum Corp. заключила 27-летнее соглашение с Катаром и получила долю в масштабном проекте расширения экспорта, а ENN Energy Holdings Ltd. заключила десятилетний контракт с американской компанией Cheniere Energy Inc. Поставки по обоим контрактам должны начаться уже в 2026 году.
На очереди еще больше соглашений, потому что переговоры проходят в залах заседаний от Сингапура до Хьюстона. По словам трейдеров, государственные гиганты Китая, такие как Cnooc Ltd. и Sinopec, ведут переговоры с США, в то время как меньшие компании, такие как Zhejiang Provincial Energy Group Co. и Beijing Gas Group Co. также ищут возможности для контрактов. Катар ведет переговоры с несколькими китайскими покупателями о заключении контрактов на продажу, которые могут охватить сроки более 20 лет, говорят трейдеры.
Эти соглашения помогут обеспечить около десяти новых терминалов для импорта, строительство которых планируют начать в прибрежных городах Китая в этом десятилетии. По данным норвежской компании Rystad Energy, к 2033 году импорт СПГ в страну может возрасти до 138 миллионов тонн, что примерно вдвое превышает текущий уровень.
"Сейчас более половины спроса на СПГ в Китае на период с 2030 по 2050 год остается незаконтрактованной", - говорит аналитик Rystad Си Нан.
Правительство Китая не заставляет компании подписывать соглашения, и трейдеры будут подписывать только те контракты, у которых есть привлекательные цены. Китайские покупатели также используют новые СПГ-контракты для расширения прибыльных торговых возможностей.
Однако перспективы роста спроса не однозначны, особенно учитывая, что Китай увеличивает добычу газа внутри страны, тогда как сухопутные поставки из России могут возрасти, если будут построены новые трубопроводы. Избыток предложения увеличивает риск того, что терминалы импорта СПГ будут чаще оставаться без действия.
Тем не менее, перебои в электроснабжении и дефицит электроэнергии за последние несколько лет изменили мышление китайских политиков, которые теперь предпочитают энергетическую безопасность.
Нехватка угля – основного топлива для производства электроэнергии в Китае, привела к широкомасштабному отключению электроэнергии на заводах на короткие периоды в 2021 и 2022 годах, что замедлило экономический рост. В ответ на это страна пообещала увеличить добывающие мощности и добыча выросла до рекордных уровней, благодаря чему хранилища были заполнены, а импорт сократился.
Теперь политики хотят сделать то же с газом. По словам людей, близких к правительству, Пекин подталкивает энергетических гигантов к увеличению добычи газа внутри страны, сокращая расходы на бурение, чтобы повысить энергетическую независимость.
"Учитывая, что новые трубопроводы обсуждаются, но еще не завершены, китайские покупатели все еще стремятся обеспечить себе поставки с рынка СПГ", - говорит аналитик Майкл Мэйдан.
Кроме того, чем больше соглашений подписывает Китай, тем больше контроля имеет страна над мировыми поставками СПГ. Пекин уже играет ключевую роль в балансировке рынка, перепродавая свои законтрактованные поставки покупателям, которые больше всего в этом нуждаются, когда спрос на внутреннем рынке слаб, и эта тенденция будет расширяться с заключением новых сделок.
"Большие и более авторитетные покупатели, как правило, обладают большими переговорными возможностями по сравнению с меньшими игроками или развивающимися. Продолжение подписания долгосрочных контрактов является логическим решением", - сказал Си Нан из Rystad.
Ранее сообщалось, что Китай пытается снизить зависимость от импорта нефти, в частности, расширяя глубоководное бурение.