В 2014 году, когда западные страны ввели санкции против России в ответ на незаконную аннексию Крыма, Кремль заявил, что российские компании теперь развернутся к Китаю в поисках возможностей. Этот поворот на восток приобрел еще большую актуальность после полномасштабного вторжения Москвы в Украину в феврале 2022 года.
В прошлом году было открыто два моста через реку Амур, по которой проходит граница между Россией и КНР. А на встрече в марте 2023 года Владимир Путин и Си Цзиньпин пообещали углубить экономическое сотрудничество в рамках партнерства "без ограничений".
Но насколько большую руку помощи на самом деле протянул Китай российским друзьям с началом войны в Украине? Оценить действительность экономического поворота России на восток нелегко. В прошлом году Кремль засекретил данные о своей торговле, что затруднило отслеживание поддержки со стороны Китая. Сейчас единственный способ узнать, чем торгуют (или не торгуют) две страны – это просмотреть данные китайской таможни.
«Эти данные не охватывают контрабанду и могут быть неполными, но они достаточно надежны, чтобы предоставить общую картину: Китай, похоже, с осторожностью относится к увеличению торговли с Россией. И вопреки общепринятому мнению, Москве нечего предложить Пекину. Китай не покупает российскую нефть и газ с большой скидкой и хочет иметь разнообразных поставщиков энергоресурсов. Иными словами, расхваленный разворот России в сторону Китая, вероятно, не так успешен, как утверждают Путин и Си Цзиньпин», – пишет в статье для Foreign Affairs директор по глобальному прогнозированию Economist Intelligence Unit Агата Демаре.
Разворот на бумаге
В 2022 году западные санкции в большинстве своем были направлены на российский импорт западных товаров, в частности деталей для автомобилей, самолетов и машин, что стало отражением нежелания Европы избавиться от зависимости от российских энергоносителей. Россия также потеряла доступ к передовым полупроводникам, основанным на американских разработках.
Это послужило причиной головной боли для Кремля. России нужны высококачественные микросхемы для создания ракет, которые она использует против Украины.
«Западные страны знают, что Россия всегда найдет покупателей для своего экспорта энергоносителей со скидкой. Однако найти альтернативных поставщиков для импорта передовых технологий сложнее. И китайские фирмы не спешат восполнять пробел, образовавшийся после ухода западных фирм», – говорится в статье.
На бумаге китайско-российские торговые отношения, похоже, набирают обороты. В 2022 году стоимость китайского экспорта в Россию в долларовом эквиваленте выросла на 12,8% частично благодаря колебаниям валютных курсов. В прошлом году юань обесценился как к доллару, так и к рублю, что повысило конкурентоспособность китайского экспорта в Россию. Но этот, казалось бы, устойчивый рост китайских поставок за Амур не был исключительным. Большинство из 20 крупнейших торговых партнеров Пекина зафиксировали рост импорта из Китая на 10% и больше в прошлом году. К примеру, объем китайского экспорта в Австралию и Индию, которых не назовешь «союзниками» Китая, подскочил примерно на 20% в 2022 году.
Долларовая стоимость китайского экспорта в Россию рисует более скромную картину торговых отношений. В 2022 году китайские фирмы отправили в Россию товаров на 76 миллиардов долларов, что примерно равно стоимости их поставок в Индонезию, Тайвань и Австралию. Это всего 2% от общего экспорта КНР. Такие же объемы товаров китайские компании поставляют в Таиланд, чья экономика на четверть меньше российской. Автор подчеркивает и тот факт, что с 2014 года китайский экспорт в Россию вырос всего на около 40% в номинальном выражении. За это время экспорт в Индию, Вьетнам и Сингапур увеличился на 200%.
«В этой связи возникает вопрос, почему Россия не стала привлекательным рынком для китайских фирм. Некоторые ответы очевидны. В прошлом году российская экономика претерпела рецессию. В этом году рост в лучшем случае будет переживать стагнацию. А прогнозы свидетельствуют о том, что ВВП России не восстановится до довоенного уровня до 2027 года. Решение Кремля в 2022 году отказаться от международных норм, защищающих интеллектуальную собственность, стало еще одним сдерживающим фактором. Пекин может и не славится уважением к западной интеллектуальной собственности у себя дома. Но китайские компании все еще хотят, чтобы их ноу-хау были защищены, когда они ведут бизнес за границей», – пишет Демаре.
Кроме того, Пекин еще не приказал своим государственным предприятиям выходить на российский рынок. А учитывая, что российское население традиционно подозрительно относится к Китаю, китайские компании знают, что их могут не встретить с распростертыми объятиями.
Впрочем, главная причина, почему китайские фирмы так неохотно ведут бизнес за Амуром, может быть связана скорее с Вашингтоном, чем с Москвой. Китайский бизнес опасается, что США могут ввести вторичные санкции, направленные против фирм из любой страны, ведущих бизнес с российскими компаниями. Пока что Вашингтон вводил такие меры только в случае заключения соглашений с российским военным сектором. Если США распространят такие ограничения на другие сектора экономики, то все компании во всем мире будут вынуждены выбирать между американским и российским рынками. Для большинства компаний выбор в пользу Соединенных Штатов был бы очевидным.
«Как следствие, китайские компании имеют мало стимулов инвестировать время и деньги в развитие отношений с российским бизнесом, от которых им, возможно, вскоре придется отказаться», – объясняет автор.
Возможно, больше Кремль беспокоит то, что китайские фирмы, ведущие бизнес на российской территории, не компенсируют уход западных поставщиков с российского рынка. Китайский бизнес в основном снабжает базовые мобильные телефоны, транспортное оборудование и компьютеры. Китайские компании не поставляют в Россию передовые технологии. Согласно данным китайской таможни, экспорт китайских полупроводников в РФ в 2022 году в целом не изменился. Опять же это может быть связано с позицией США. Как и Москва, Пекин потерял доступ к передовым полупроводникам в результате ряда американских мер экспортного контроля, введенных в конце 2022 года. Чипы, которые может производить Китай, в большинстве своем базовые и, вероятно, не очень полезны для России.
«США сделали ставку, когда одновременно ограничили возможность России и Китая импортировать сложные полупроводники в 2022 году. Вашингтон надеялся, что вместо того, чтобы сотрудничать для обхода этих мер, Пекин и Москва будут конкурировать за получение высокотехнологичных чипов – и в основном эта ставка оправдалась», – говорится в статье.
Россия, похоже, контрабандой ввозит некоторые полупроводники из Турции, а также возможно из Казахстана, Сербии и ОАЭ. Но она не может обеспечить достаточное количество полупроводников для удовлетворения потребностей своей обширной экономики, что подрывает способность Москвы создавать технологическую экосистему с нуля и строить цепочки поставок для передовых продуктов. С течением времени это существенно повлияет на экономические перспективы России.
Не такие уж особенные
С другой стороны торговый баланс, рост российского экспорта в Китай выглядит более впечатляющим: стоимость российских поставок в Китай возросла на 43% в 2022 году. Но опять же реальность может быть не такой радужной. Рост цен на сырьевые товары, вызванный войной, частично объясняет эти цифры. Сырая нефть, газ и уголь составляют основную часть российского экспорта в Китай. В 2022 году цены на эти товары резко выросли. Как следствие, многие товаропроизводители зафиксировали резкие скачки в экспорте в КНР. К примеру, экспорт Канады вырос на 39% в 2022 году. Экспорт России тоже резко возрос. И вопреки расхожему мнению, Китай, похоже, не покупает российские товары со скидкой.
Опять же, абсолютный размер российского экспорта в Китай свидетельствует о более скромной реальности. Он остается низким. В прошлом году он составил 114 миллиардов долларов. Эта цифра – это лишь 4% от китайского импорта, на уровне с китайскими поставками из Малайзии, чья экономика в шесть раз меньше российской. Конечно, есть и определенная контрабанда. Поскольку российская нефть все чаще перевозится с помощью все большего «тайного» флота российских кораблей. Но Китай, скорее всего, не скрывает большей части своего импорта российской нефти. Ему это не нужно. США и их союзники не ввели эмбарго на экспорт российской нефти, главным образом из-за опасений повысить цены на нефть и спровоцировать ответную реакцию против санкций на Глобальном Юге.
«Забегая вперед, можно сказать, что экспорт российских энергоносителей в Китай, возможно, достиг плато. Пекин всегда пытался поддерживать обилие поставщиков энергоресурсов. Инсайдеры судоходства считают, что Китай ограничивает импорт нефти примерно двумя миллионами баррелей в день из любой страны», – пишет Демаре, добавляя, что этого уровня, например, Саудовская Аравия достигла уже давно.
Китайские власти могут оказаться особенно осторожными в отношениях с Россией в этом вопросе, учитывая, что Путин показал в 2022 году, что он без колебаний готов перекрыть газовый кран для Европы. Ограниченные мощности тоже могут стать препятствием для увеличения экспорта российских энергоносителей в Китай. Лишь несколько китайских нефтеперерабатывающих заводов способны перерабатывать российскую нефть, богатую высокотоксичной ртутью.
Аналогичная картина и с газом. Поставки по трубопроводу «Сила Сибири» не могут значительно возрасти, пока не будет завершена его модернизация в 2025 году. Путин давно настаивал на строительстве нового газопровода между РФ и Китаем под названием "Сила Сибири-2". Он возлагал большие надежды на то, что визит Си Цзиньпина в Москву в марте 2023 г. приведет к подписанию соглашения. Однако лидер Китая не спешит выполнять обязательства, и на то есть веские причины. Пекин уже согласился построить трубопровод, соединяющий российский остров Сахалин с материковым Китаем. Если построить еще и "Силу Сибири-2", тогда Россия будет поставлять около половины китайского газового импорта. А это сделает Пекин столь же зависимым от российского газа, каким раньше была Европа.
Однобокая дружба
Взгляд на китайские таможенные данные дает понять, что Китай сохраняет преимущество в экономических отношениях с Россией и что Пекин, похоже, не спешит бросать Кремлю экономический «спасательный круг». В будущем китайский бизнес все еще может прийти на помощь России, увеличив свои инвестиции в эту страну. Пока нет никаких признаков того, что они готовятся к этому, но инвестиционные решения, как правило, реализуются через три-пять лет.
Однако маловероятно, что китайские фирмы заполнят всю оставшуюся пустоту после ухода западного бизнеса. На компании из стран, которые Россия сейчас считает «недружественными», но ранее приносившие инновации в Москву, приходилось 90% прямых иностранных инвестиций в РФ за последнее десятилетие. Сегодня эта доля близка к нулю.
На Олимпийских играх в Пекине в 2022 году, всего за несколько недель до того, как Москва начала вторжение в Украину, российский и китайский лидеры заявили, что их дружба "не знает границ". Через год после этого Си Цзиньпин и Путин лишь подтвердили поговорку о том, что некоторые вещи легче сказать, чем сделать. Большие ожидания Путина не оправдались. И вопреки официальным заявлениям, расхваленный поворот России к Китаю не был взаимным.