UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зрелища становятся окупаемыми. Индустрия развлечений осваивает регионы

У ветеранов кинобизнеса есть проверенная примета: хочешь узнать о состоянии экономики страны — с...

Автор: Наталья Вареник

У ветеранов кинобизнеса есть проверенная примета: хочешь узнать о состоянии экономики страны — сходи в кинотеатр… Ведь кино — это не только искусство, но и бизнес… И то, что кинопрокат, который во всем мире является одним из самых прибыльных видов коммерческой деятельности, у нас до сих пор не раскрыл в полной мере свои возможности — это временное явление. Инвестиционный климат здесь становится теплее.

«Судный день»

…В 1995 году в Приморском районе Мариуполя собралась возбужденная толпа: из здания кинопроката выносили коробки с фильмами и выбрасывали на улицу, сваливая прямо на землю. Пораженные ужасом сотрудники кинотеатров вытаскивали из свалки любимые киноленты и тащили — кто на чем мог — в загашники собственных помещений. Большая часть фильмов попала в кинотеатр «Савона», где они и сохраняются до сих пор, остальные разобрали другие кинотеатры.

Так закончил свое существование мариупольский кинопрокат — один из самых богатых в Советском Союзе, помещение которого было приватизировано с легкой руки тогдашнего мэра Михаила Поживанова.

В те же дни в кировоградском кинотеатре «Звездный» перестали отапливать зал, не было тепла и в других кинотеатрах Украины, которые продолжали отчаянно бороться за выживание. В 1996 году их осталось всего двадцать — на всю страну…

Как ни удивительно, но прокатный бизнес в Украине спасся благодаря большой политике. Начались выборы-98, и аренда кинозалов под благотворительные сеансы и предвыборную агитацию вытащила отрасль с самого дна пропасти.

Возрождение

Сегодня прокатный бизнес в Украине насыщен до предела, и трудно представить, что в 1994 году кино «прокатывали» всего две фирмы. Одна из них — «Гемени-фильм Украины» — начинала свою работу в скромном кабинете кировоградского кинотеатра «Звездный».

Приехавший в Кировоград по линии культурного обмена немецкий специалист Ханс Бодо Мюллер закончил Берлинскую академию искусств, и работа на местном горно-обогатительном комбинате была для него всего лишь возможностью познакомиться с новой страной. Позже он женился на кировоградской девушке и заинтересовался прокатом кино: внутреннее чутье подсказывало, перспектива есть.

Ныне Ханс Мюллер возглавляет «Гемени-фильм России», прокатывает в странах СНГ фильмы, дружит с Никитой Михалковым. Не забывает он и кировоградских коллег, с которыми делал первые шаги. Именно с ними недавно поделился наболевшим: нужно было в свое время основать сеть кинотеатров, как это сделал Богдан Батрух, создавая систему «Кінопалац». Понятно, что иметь собственную систему кинотеатров прокатчикам выгодно, — сотрудничая с «чужими» кинотеатрами, они получают только 50% прибыли, имея собственные залы — 100%.

Войти в систему «Кінопалац» — одну из самых популярных — пытались многие украинские кинотеатры, но не у всех это получилось… До сих пор вспоминают прокатчики, как 1 мая 1998 года премьерой «Титаника» открывался первый «Кінопалац» в Киеве. На просмотр пригласили мэров городов, руководителей кинотеатров, актеров, журналистов… Зрелище впечатлило, поскольку система оборудования Dolby Digital Surround EX была новой и непривычной. Многие загорелись идеей Батруха, однако в результате поездок по стране руководство системы «Кінопалац» отобрало далеко не всех желающих.

Так, бизнесмены дважды приезжали в Кировоград, встречались с руководством города, просчитывали возможности, даже внесли кинотеатр «Звездный» в список — на завидное 3-е место. Два года продолжались переговоры, однако руководство английской фирмы, представителем которой является Богдан Батрух, просчитало, что финансовые возможности Кировограда в сфере развлекательного бизнеса неперспективны, и кировоградцам дали «отбой».

Игроки на рынке

Сейчас в Украине работает несколько систем кинотеатров. В Киеве это «Линия кино», которая представлена кинотеатром «Украина» и новыми кинозалами. Открываются новые прокатные фирмы, на сегодня их семь, в том числе новая российская фирма «Централ Партнершип» (СР), представительства которой только что появились в Киеве и Одессе. Россияне, оставаясь «законодателями мод», активно внедряются на украинский рынок.

Однако современный кинотеатр без нового звука и оборудования — ничто, поэтому без наличия технических возможностей прокатные фирмы о сотрудничестве даже говорить не станут.

Мариупольскому кинотеатру «Победа» удалось выжить за счет хороших традиций и выгодного расположения в центре города. В советское время здесь давали план в полтора миллиона рублей, работали первым экраном, с постоянным аншлагом. Народ знал: если фильм идет в «Победе» — значит, нужно идти.

Когда начались трудности, пришлось пустить в фойе арендаторов, сводить концы с концами — только плата за отопление кинотеатра составляет пять тысяч в месяц.

Приглашать инвестора со стороны побоялись — вдруг кино превратится в казино, да и жалко своих людей, что, если останутся без работы? Но спонсора для покупки звукового оборудования все же нашли, сделали прекрасный ремонт (подсветка пола, места с мягкими диванами и столиками), открыли еще один зал, и в 2002 году «Победа» получила новую жизнь.

Зато в центре страны кинопрокат находится в тяжелейшем положении: так, на всю Кировоградскую область — один кинотеатр «Звездный»! Видеопроекционную установку (как раньше ее называли — кинопередвижка) возят по клубам районных центров, что очень напоминает времена гражданской войны…

Из пяти (в 1998 году) кировоградских кинотеатров выжил один «Звездный». Куда только ни ходили на поклон прокатчики — и к местным предпринимателям из «Артемиды», и к столичным бизнесменам… Ответ был один: сегодня вкладываем деньги, завтра — получаем...

Директор «Звездного» Татьяна Краснощеченко рассказывает:

— К сожалению, специфика центра Украины такова, что ждать отдачи нужно долго. В Украине уже появляется новое звуковое оборудование — с «голубой звуковой дорожкой», о котором мечтают и в «Звездном». Все надежды на будущее связывают с новым инвестором — Всеукраинским творческим союзом. Несколько месяцев назад на базе кинотеатра «Звездный» было создано закрытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит новому инвестору. Сохранение старого коллектива было основным условием договора, в работу кинотеатра инвестор не вмешивается, интересуясь только глобальными вопросами.

Территория игровых автоматов?

В свое время профильными проблемами занималось Госкино (с министерским статусом), а сейчас кинотеатры переданы территориальным единицам. Местные царьки закрывают глаза на вопиющие факты нарушения общенациональной программы развития национальной киноиндустрии на 2003—2007 годы. Согласно этому документу в каждом районном центре должен функционировать хотя бы один кинотеатр.

Субъекты предпринимательской деятельности используют кинотеатры по собственному разумению. К примеру, в Иванкове Киевской области кинотеатр разрушен и будет перепрофилирован под биржу недвижимости, в Володарке на базе кинотеатра находится отдел спорта, в Тетиеве — банк, в Кагарлыке — игровые автоматы…

Есть и положительные примеры: в Обухове на базе дворца культуры работает отличный кинозал, а в Белой Церкви частный кинотеатр «Россия» стал одним из подразделений целого развлекательного комплекса. Предприниматель, вложивший средства в некогда запущенный кинотеатр, не стал конкурировать с центральным кинотеатром им. М.Горького, который является госсобственностью и живет за счет кинопроката. Руководство «России» пошло по другому пути: оборудован уютный кинозал на 150 мест и расширен развлекательный комплекс — молодежь может посетить дискотеку, кафе, ресторан, бильярдный зал — все взаимосвязано и дополняет друг друга.

Перспективы здесь огромные, недаром в последнее время деловые люди начали ездить по всей Украине в поисках выгодных вложений. Недавно заезжие бизнесмены посетили Каховку, там кинотеатр давно нуждается в обновлении. Они просчитали, что знаменитые «Таврийские игры» ежегодно привлекают в провинциальный городок множество туристов…

Молодежный ассортимент

Чтобы серьезно заниматься кинопрокатом, нужно любить это дело, быть его фанатиком. Сегодня Украина еще не вышла на тот уровень экономического развития, который может гарантировать большие прибыли в этой сфере. Хотя количество зрителей в кинозалах стабильно растет на 5—10% в год, это еще не уровень Запада. Доходы населения не позволяют людям 35—50 лет, а тем более пенсионерам, покупать пару билетов за 20—25 гривен (о столичных кинотеатрах и речи нет).

Основной клиентурой кинотеатров в Украине остается молодежь, которая ходит на фантастику и триллеры. Комедия, мелодрама и другие жанры сегодня неприбыльны, от них кинотеатры стараются отказаться.

Россия, в свое время взвинтившая цены на билеты в кино, сегодня намерена их снижать. В Украине цены не поднимались до российского уровня, поэтому они, по прогнозам прокатчиков, останутся на прежней отметке или даже немного повысятся.

Радует прокатчиков, что мода на «домашние кинотеатры», которая в свое время едва не привела к краху кинопроката, постепенно уходит в прошлое. Посещение кинотеатров всей семьей снова входит в моду, недаром на премьерах в столице можно встретить членов правительства, олигархов, политиков, кинозвезд.