UA / RU
Поддержать ZN.ua

Злой джинн из "тарифной" бутылки

Безусловно, децентрализация в сфере теплоснабжения в будущем улучшит финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики.

Автор: Роман Якель

Со временем сработают энергоэффективные меры - модернизованные котельные, отремонтированные теплотрассы, отрегулированная подача тепла и его учет. Но пока такая децентрализация - несказанное зло для потребителей, введение их в финансовые трудности, в сочетании с более жесткими условиями назначения субсидий с мая нынешнего года. Многие горожане уже сейчас спрашивают себя: доживем ли до финансового оздоровления теплопоставщиков?

С 1 ноября возросли тарифы на газ для коммунальной теплоэнергетики - с 6958 до 8361,85 грн за 1000 кубометров (то есть рост составил 20,2%). На подорожание газа в ряде городов Украины тарифы на централизованное отопление для населения отреагировали мгновенно. С первых дней, а максимум - с середины ноября они возросли непропорционально повышению стоимости газа: на 38–50%. В Тернополе, например, тариф за 1 Гкал увеличился с 1249,15 до 1746,82 грн (рост составляет почти 40%), а в домах без счетчиков тепловой энергии - с 30,52 до 42,24 грн за 1 кв. м (рост достиг 38,4%). И в начале на этой недели горожан "осчастливили" платежками с качественно новыми сумами за отопление и горячую воду! Для сравнения: в соседнем областном центре - Луцке - горисполком утвердил новые тарифы на отопление для горожан еще выше, чем в Тернополе, - 1847,75 грн за 1 Гкал и 42,39 грн за 1 кв.м. А в Житомире горисполком смиловался над земляками, установив новые тарифы на тепло существенно ниже, чем в соседних областных центрах: 1389,19 грн за 1 Гкал и 33 грн за 1 кв. м.

Раньше - вплоть до начала прошлого года - тарифы на тепловую энергию для всех теплоснабжающих предприятий устанавливала Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). И она корректировала (читай - повышала) тарифы только при изменении отдельных составляющих затрат (газ, электроэнергия, частично - зарплата). Например, дорожал газ как основная составляющая "теплового" тарифа - и регулятор вслед за этим повышал тариф только на смену цены газа. Так продолжалось годами. Например, для КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" немалая часть затрат (кроме затрат на газ, электроэнергию и частично зарплату) не менялась с 2012 г. А эти затраты были сформированы на основе производственной программы предприятия на 2011 г.

Получается, что преступная власть Януковича и сначала власть, сформированная после Майдана, через национального регулятора сдерживали рост тарифов на тепло и горячую воду, водоснабжение и водоотвод для населения, выполняя важную социальную функцию. Но тем самым наращивались убытки теплоснабжающих и водоснабжающих предприятий. А в прошлом году центральная власть развернула подходы к тарифообразованию на коммунальные услуги на 180 градусов. Говоря простым языком, она выпустила "мелюзгу", то есть небольшие предприятия тепло- и водоснабжения, из-под своей опеки, выдав соответствующие постановления НКРЭКУ.

Так вот с сентября 2017 г. хозяйственную деятельность производителей тепловой энергии, производящих в год менее
170 тыс. Гкал и потребители которых на 1 августа 2017 г. обеспечены приборами учета тепла менее чем на 70%, а на 1 января 2018 года - менее чем на 90%, уже лицензируют облгосадминистрации. А тарифы на тепловую энергию и горячую воду, произведенную такими предприятиями коммунальной теплоэнергетики, устанавливают органы местного самоуправления. К этим производителям тепловой энергии отныне относится и КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго". Похожие критерии лицензирования были установлены для водоканалов в городах и агломерациях городов, где численность населения суммарно не превышает 100 тыс. человек и в которых объемы водоснабжения - менее 300 тыс. кубометров, а водоотвод - менее 200 тыс. кубометров в год. Здесь тарифы на "водные" услуги тоже уже устанавливает местная власть.

Такой децентрализацией в сфере тепло-, водоснабжения и водоотвода центральная власть выпустила злого джинна из бутылки. Поскольку органы местного самоуправления (чаще всего - горисполкомы) не позволяют обидеть свои же коммунальные предприятия, предоставляющие услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды. Однако уверенность и правоту в установлении высоких тарифов им предоставило то же законодательство. Например, в законе "О жилищно-коммунальных услугах" отмечено, что "органы местного самоуправления устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере не ниже экономически обоснованных затрат на их производство" (ст.31). С этим требованием перекликаются нормы закона "О теплоснабжении": "Установление тарифов на тепловую энергию ниже размера экономически обоснованных затрат на ее производство, транспортировку и снабжение не допускается" (ст.20). А закон "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг" (ст.10) предусматривает при установлении тарифов на коммунальные услуги для субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на сопредельных рынках, кроме возмещения всех экономически обоснованных затрат на производство этих услуг, еще и планируемую прибыль.

После повышения с 1 ноября нынешнего года тарифов на газ для населения и предприятий коммунальной теплоэнергетики министр социальной политики Андрей Рева, а за ним - и премьер-министр Владимир Гройсман заявляли, что тарифы на тепло для населения должны вырасти не более чем на 16–17%. Однако получилось совсем не так, как уверяли высокие чины.

Для установления тарифов КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" использовало полный расчет всех составляющих затрат, сформированный на основе производственной программы предприятия на 2018 г. И такие небольшие предприятия коммунальной теплоэнергетики, как уже упомянутое, воспользовались не чем иным, как действующим законодательством - постановлением НКРЭКУ от 24.03.2016 г. №377, определяющим порядок формирования тарифов на тепловую энергию, централизованное отопление и горячую воду для населения и расписывающим все составляющие, которые следует включать в тариф.

В новый тариф на отопление для тернополян - 42,24 грн за
1 кв. м, - кроме новой стоимости газа, заложено подорожание стоимости электроэнергии в
2,5 раза с 2016 г., когда тариф еще устанавливала НКРЭКУ. Потому стоимость электроэнергии ныне составляет в тарифе аж 1,9 грн (4,5%). В тарифе "появились" еще и затраты на приобретение холодной воды для технологических нужд предприятия - 0,5 грн, которые национальный регулятор ранее не учитывал. Новый тариф учел повышение минимальной зарплаты с 2016 г. - с 1378 до 3723 грн - и рост средней зарплаты работников теплоснабжающих предприятий в
2018 г. - на 23%, согласно отраслевому соглашению. Как проинформировал журналистов на недавней пресс-конференции директор КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" Андрей Чумак, рост зарплат подтолкнул рост тарифа на отопление для населения почти на 18%.

Повлияло ли на снижение тарифов на централизованное отопление и горячую воду для горожан использование торфа в пяти из семи запланированных котельных Тернополя? Руководитель "Тернопольгортеплокоммунэнерго" уверяет: пока не повлияло. Однако, по его словам, если бы это количество тепла производить из газа, то тепловая энергия для населения была бы еще дороже. Торфяные котельные, загрязняющие воздух, что плохо сказывается на здоровье горожан, помогли снизить тариф на тепло для бюджетных учреждений аж на… 1,6%.

В новом тарифе на отопление для населения уже появилась прибыль предприятия - вроде бы небольшая - 0,71 грн (1,7%) в 42,24 грн за 1 кв. м, тогда как национальный регулятор - НКРЭКУ - утверждал и продолжает утверждать предприятиям коммунальной теплоэнергетики нулевую прибыль. Руководство КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" уверяет: прибыль для предприятия необходима, как вода в знойный день, - с 2018 г. пришло время возвращать кредитные средства международным финансовым организациям - Всемирному банку, ЕБРР, МБРР, Северной экологической корпорации НЕФКО, предоставленные для модернизации теплоснабжения в городе, а также осуществлять производственные инвестиции из прибыли в теплоснабжение, чтобы благодаря им можно было сдерживать темпы роста тарифов в будущем. И в этом, хочется верить, ничего крамольного нет.

Однако не может не удивлять скорость расчета тарифов, резко повысившаяся с децентрализацией в сфере снабжения. Поскольку процедура установления тарифов на централизованное отопление и горячую воду в НКРЭКУ длится 1,5–2 месяца. И сегодня в ряде больших городов Украины новые тарифы вступают в силу с 1 января 2019 г. А органы местного самоуправления начали устанавливать тарифы (считайте, проталкивают их!) по сокращенной процедуре. И новые тарифы начинают действовать уже через 2–3 недели после сообщения предприятия коммунальной теплоэнергетики о намерении изменить их. А как же, зачем долго возиться, надо успеть как можно быстрее поработать "по-новому"! Да только "жить по-новому", с новыми тарифами, для украинцев оказалось намного сложнее, чем по-старому.