UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жестокое администрирование

7 июля 2009 года Кабинет министров Украины порадовал налогоплательщиков нововведением, которое, как свято верит наше правительство, урегулировало некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость...

Автор: Данил Гетманцев

17 июля 2009 года Кабинет министров Украины порадовал налогоплательщиков нововведением, которое, как свято верит наше правительство, урегулировало некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость.

Речь идет о распоряжении Кабинета министров №838-р «О регулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость». Судя по всему, Кабинет министров отнес вопросы так называемого администрирования налога на добавленную стоимость (на самом же деле, изменение одного из существенных элементов налогового законодательства — механизма уплаты налога) к организационно-распорядительным или иным текущим вопросам. Именно последние, согласно ст.52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», и должны регулироваться актами Кабмина в форме распоряжений. По мнению правительства, нормы, введенные указанным документом, не носят нормативного характера. Конечно, ведь распоряжение содержит в себе лишь поручения Государственной налоговой администрации Украины, которые не имеют к налогоплательщикам никакого отношения.

Не будучи специалистом конституционного права Украины, рискну предположить, что признание оправданным или неоправданным включение сумм налоговой накладной в состав налогового кредита налогоплательщика, равно как и установление дополнительных оснований для проведения налоговых проверок, выходит далеко за пределы организационно-распорядительных отношений правительства и ГНАУ. Поэтому, хотя распоряжение №838-р вполне соответствует духу времени и методам осуществления налоговой политики сегодняшнего состава Кабмина, избранную форму акта сложно квалифицировать иначе как цинизм власть имущих по отношению к тем небольшим остаткам украинского бизнеса, которые все-таки пытаются выжить в условиях финансового кризиса.

Но морально-психологический шок плательщика, полученный от формы акта, во многом влияющего на его налоговую политику, без всякого сомнения, нивелируется еще большим шоком от его содержания.

Для разминки Кабмин предлагает (а точнее — обязывает) ГНАУ отнести к наивысшей степени риска факт представления плательщиком налоговой декларации по НДС за отчетный налоговый период, составленной с учетом налоговой накладной, выписанной в другом, отличном от отчетного, налоговом периоде. Конечно, последствия такой квалификации операции непосредственно для плательщика имеют скорее медицинский (в виде утраченных навсегда нервных клеток), чем юридический характер.

Однако дальнейшие перлы распоряжения №838-р уже никого не обойдут стороной. С 17 июля сего года корректировка или уточнение налогоплательщиком показателей декларации за соответствующий отчетный налоговый период являются оправданными лишь в случае, если они осуществляются в течение двух месяцев с момента наступления предельного срока подачи соответствующей декларации. Иными словами, если мы включили в налоговую декларацию за июль налоговую накладную по НДС за март, уменьшение налогового обязательства (увеличение налогового кредита) на соответствующую сумму является неоправданным.

На мой взгляд, является ли оправданным для нашего Кабинета министров включение сумм налоговой накладной в декларацию или нет, особого значения не имеет. Главное, чтобы такое действие плательщика было законным, т. е. в пол­ной мере соответствующим Закону «О налоге на добавленную стоимость». Ведь налоговое право, как подотрасль публичного права, в отличие от отдельных актов Кабинета министров, не оперирует такими субъективными категориями, как «оправданность», жестко и однозначно обязывая субъект соблюдать закон. Вместе с тем нетрудно догадаться, чего хотел добиться высший орган исполнительной власти указанным пассажем.

Неоправданность включения в декларацию сумм устаревших налоговых накладных должна повлечь за собой исключение соответствующих сумм по результатам проведения налоговых проверок с последующим доначислением плательщику сумм недоимки и штрафных санкций. Законно ли подобное действие налоговой? Конечно, нет. Устоит ли налоговое уведомление-решение, принятое на таком основании, в суде? Ответ — снова-таки — нет.

Чего же хотели добиться чиновники государственной налоговой службы подобным правилом? Ответ, на самом деле, прост. Судебная перспектива защиты своих прав пугает большинство плательщиков, которые, скрепя зубами, все-таки включат все припрятанные налоговые накладные в налоговые декларации за текущий период, чем предоставят ГНА абсолютно законное основание для проведения внеплановых проверок. Ведь в соответствии со ст.11-1 Закона «О государственной налоговой службе», подача плательщиком декларации с отрицательным значением НДС на сумму более
100 тыс. грн. является основанием для внеплановой проверки плательщика. И учитывая то обстоятельство, что абсолютно законное использование плательщиками налоговых накладных по мере необходимости для уменьшения налогового обязательства носит массовый характер, а в отдельных отраслях экономики (например, в строительстве) является необходимым элементом налогового планирования, количество потенциальных объектов налоговых проверок увеличится в разы.
А сколько налогоплательщиков, избегая перспективы внеплановых проверок, просто откажутся включать в декларации суммы налогового кредита по НДС! Какая экономия бюджету!

Но и этого авторам распоряжения №838-р показалось мало. Действуя настолько же системно, насколько цинично, Кабмин обязал ГНАУ (надо полагать, при полном ее согласии) в случае корректировки или уточнения налогоплательщиком показателей декларации в объеме 10 или более процентов общей суммы налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, провести при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня ее (корректировки) осуществления проверку достоверности суммы налога на добавленную стоимость, начисленного и оплаченного на всех этапах поставки товаров (работы, услуги).

Отметим, что исключительный перечень оснований для проведения выездных плановых и внеплановых проверок определен уже упомянутой ст.11-1 Закона «О государственной налоговой службе». Поэтому даже при всем уважении к такому высокому акту законодательства, как распоряжение Кабине­та министров, вряд ли он смог своим распоряжением расширить указанный перечень. Как и ограничить предусмотренное законом право плательщика корректировать свои налоговые декларации. Однако, без всякого сомнения, проведение камеральных (невыездных) проверок по вышеописанным основаниям может иметь место, что, по нашему мнению, ни в коем случае не должно пугать добросовестного налогоплательщика.

В связи с этим очень интересным является участие в таких проверках подразделений налоговой милиции. Может быть, преимущественно женский коллектив налоговых инспекций мудрое руководство решило разбавить на время проведения камеральных проверок мужественными бойцами налоговой милиции, дабы скрасить суровые трудовые будни налоговиков? Или все-таки Кабмин надеется, что проверки будут не только невыездными?

«Просто на основании распоряжения правительства? В нарушение закона?! Не может быть!» — скажете вы. «Не уверен», — отвечу я. Ведь широта правосознания наших чиновников воистину поражает отсутствием границ. Хотя в данном случае, наверное, это было бы уже слишком.

И в завершение, Кабинет министров превзошел сам себя. В порыве нормотворческой горячки в духе первых декретов Совнаркома Кабмин в последнем абзаце чудо-распоряжения именует его «постановлением», обязуя привести в соответствие с распоряжением (!) нормативные акты налоговой администрации. Остается тихо радоваться, что количество абзацев документа было ограничено, ведь не ровен час в последних строках жемчужина современного нормотворчества могла бы превратиться в закон или даже в Конституцию, что вряд ли вызвало бы удивление с нашей стороны.

Правовой нигилизм, отсутст­вие правовой культуры населения Украины. Эти шаблонные фразы стали притчей во языцех современных чиновников, которые вспоминают о них при каждом удобном и неудобном случае. Комментируемый акт является иллюстрацией таких заболеваний нашего общества, которые видно невооруженным глазом. И дело уже не в том, что власть душит еле живой частный бизнес своими новыми экспериментами и инициативами. Дело в том, что своими непрофессиональными, циничными действиями власть подрывает основы нашего общества, развеивает остатки доверия к ней, фактически убивая государственность, право и, в конечном счете, мораль. Чем все это закончится? Вряд ли авторы распоряжения №838-р задумываются над этим вопросом.