UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖАРКАЯ МОБИЛЬНАЯ ЗИМА

Национальные мобильные операторы намерены еще до конца года преодолеть трехмиллионный абонентский рубеж...

Автор: Лариса Яровая

Национальные мобильные операторы намерены еще до конца года преодолеть трехмиллионный абонентский рубеж. Сегодня на это брошены все силы, все ресурсы их маркетинговых служб. Проводятся привлекательные промо-акции, вводятся новые «новогодние» тарифные планы, организуются мощные рекламные и PR-кампании. Главный их лейтмотив — мобильное подключение является наилучшим новогодним подарком. Однако уже сегодня, не дожидаясь праздничных пресс-конференций, можно спрогнозировать некоторые финансовые результаты, достигнутые мобильными операторами в уходящем году. А главное — сделать такое неблагодарное дело, как прогнозы на будущее.

Количество абонентов по-прежнему считается главным показателем места, занимаемого оператором на рынке. На начало декабря UMC сообщила, что обслуживает 2,8 млн. человек. По данным компании, это на 3,7% больше, чем в ноябре. В это количество включены абоненты «виртуального оператора» «Джинс», предоставляющего услуги на технической базе UMC.

По данным компании, «Джинс» обеспечивает сейчас достаточно высокое количество суточных и недельных подключений. И хотя оппоненты подвергают критике маркетинговую стратегию, согласно которой некоторое количество стартовых пакетов «Джинс» с минимальным балансом дарят абонентам, в успешности ее сомневаться не приходится. Подавляющее большинство этих пакетов передаривается друзьям и родственникам, активируется и используется. Напомним, что тарифы «Джинс» оптимальны для использования в качестве «пары» фактически к любому тарифному плану любого оператора, поэтому эта услуга является фактически идеальным «семейным» пакетом.

Не отстает и компания «Киевстар» — она также сообщила об увеличении за прошедший месяц количества своих абонентов на 5,66%, до 2,8 млн. человек. Отметим, что проблема корректного и независимого подсчета абонентов с ростом их количества становится все более актуальной. Ведь когда счет идет на миллионы, расхождения реального и заявленного в несколько десятков тысяч практически не поддаются контролю. Это может дорого стоить операторам — ничто не мешает одному из них первым заявить о достижении некоего рубежа, что существенно повысит его рейтинг и котировки.

Согласно рыночному прогнозу компании «Драгон Капитал», опубликованному по результатам третьего квартала 2003 года, к концу года UMC будет иметь 3,03 млн. абонентов, «Киевстар» — 2,95 млн. Однако уже сегодня видно, что обе компании еще до конца декабря заявят о достижении трехмиллионного рубежа и закончат год с результатом 3,05—3,1 млн. абонентов. Вопрос — кто первый это сделает.

Что касается абонентской базы других операторов, то она существенно не меняется. Количество абонентов «Веллком» и «Голден Телеком» остается на уровне 40 тыс. у каждого. Последняя компания продемонстрировала некоторый рост количества абонентов в октябре благодаря общему снижению своих тарифов. Абонентская база «Веллкома» может увеличиться в случае начала предоставления услуг в регионах, однако вероятность того, что компания сумеет до нового года решить большое количество возникших у нее технических и организационных проблем, особенно в «родном» Днепропетровске, остается невысокой. DCC по-прежнему не считает нужным публиковать данные об абонентской базе; аналитики «Драгон Капитал» оценивают ее в 144 тыс. (с ростом до 155 тыс. к концу года).

Перейдем к финансовым показателям деятельности мобильных операторов. По данным компании UMC, ее доход, полученный за три квартала, — 306,2 млн. долл. Это уже превышает показатель за весь прошлый год, составлявший 296 млн. долл. Можно прогнозировать, что доход UMC по результатам 2003 года минимум на 25—30% превысит прошлогодний; на несколько процентов увеличатся среднегодовые темпы роста дохода.

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) UMC за третий квартал 2003 года выросла до 17,8 долл. по сравнению с 15,9 долл. в первом квартале. Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в третьем квартале 2003 года составил 110 минут по сравнению с 87 минутами в январе—марте. По данным экспертов компании «МТС», которая, как известно, является владелицей UMC, увеличение ARPU в третьем квартале по сравнению с предыдущим связано с ростом среднеабонентского трафика и увеличением выручки от гостевого роуминга. Доходы от «мобильных гостей» Украины повысились с 9,5 млн. долл. во втором квартале до 15,5 млн. долл. в третьем.

Затраты на приобретение одного абонента в Украине (SAC) в третьем квартале 2003 года составили 34 долл. и снизились по сравнению с 51 долл. за первый квартал. Снижение этого показателя отражает более низкую стоимость привлечения абонентов на массовом рынке.

За этот же период «Киевстар» получил доход в 258 млн. долл., что на 15% меньше аналогичного показателя UMC. Средний ARPU абонента «Киевстар» с начала года вырос с 11 до 13 долл. Финансовые показатели этой компании на конец года ожидаются также на 20—25% более высокими, чем в минувшем году.

Поквартальные финансовые показатели других мобильных операторов существенного влияния на рынок не оказывают. Больший интерес представляют их годовые отчеты, ожидающиеся к весне 2004 года.

Считается, что кредитный рейтинг UMC совпадает с таковым для ее материнской компании — ОАО «Мобильные Телесистемы» («МТС»), в полной собственности которой находится украинский мобильный оператор. В октябре агентство Standard&Poor’s подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги «МТС» на уровне «B+» с прогнозом «стабильный». Напомним, что рейтинги группы «В» означают возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме. Что касается «Киевстара», то в ноябре Standard&Poor’s повысила его кредитный рейтинг с «B-» до «B», также с прогнозом «стабильный». Отсутствие «плюса» означает несколько более высокую уязвимость компании в случае возникновения неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий.

Подводя итог, можно сказать о долях рынка, приходящихся на основных мобильных операторов. По данным «Драгон Капитал», по состоянию на конец третьего квартала доля рынка UMC составляла 48,5%, что на 3,1% больше, чем в начале года. Доля рынка «Киевстар» — 47,6%. По прогнозу «ДК», мобильное проникновение (т.е. доля мобильных абонентов в населении страны) к концу года составит минимум 13,1%. (Напомним, в начале года делались предположения, что этот показатель достигнет лишь 11%.) В абсолютных цифрах количество абонентов может составить 6,2—6,4 млн. (две трети от числа абонентов «Укртелекома»). Таким образом, уже в следующем году количество мобильных телефонов сравняется с количеством фиксированных.