UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зерноэкспортная логистика: "А президент знает? — Нет, Ставницер знает! Президент, как и все, платит!"

"Латифундисты "имеют" страну, а зерновые терминалы "имеют" латифундистов!" - вот как-то так, на эзоповом языке "95 Квартала", можно описать ситуацию, которая за многие годы сложилась в Украине в одной из важнейших сфер деятельности, затрагивающей и фермера, и "латифундиста", и госбюджет, и Пенсионный фонд…

Автор: Рита Резник

"Латифундисты "имеют" страну, а зерновые терминалы "имеют" латифундистов!" - вот как-то так, на эзоповом языке "95 Квартала", можно описать ситуацию, которая за многие годы сложилась в Украине в одной из важнейших сфер деятельности, затрагивающей и фермера, и "латифундиста", и госбюджет, и Пенсионный фонд…

И как бы неожиданно это ни прозвучало, но этой сферой является зерноэкспортная логистика в Украине. А ведь наше государство претендует на первые места в мировой табели о рангах стран - экспортеров сельхозпродукции. И все больше зависит от успешности этого сектора, формирующего в последнее время до 15% ВВП и до 40% его валютных поступлений и ставшего едва ли не национальной идеей в практически потерявшей тяжелую индустрию стране.

Зерноэкспортная логистика - это преимущественно частные зерноперевалочные терминалы в морских портах, которые, с одной стороны, осуществляют экспорт зерна из Украины, с другой - зарабатывают на этом колоссальные деньги. Суммарная одноразовая вместимость портовых терминалов составляет около 3 млн т, они обеспечивают в последние годы порядка 40 млн т экспорта зерна, масличных культур, шротов масличных культур и гранулированных пшеничных отрубей.

Однако вся соль еще и в том, что стоимость перевалки зерна (т.е. его перемещения из вагонов в судно) участвует в ценообразовании на зерновые культуры в гривне на всей территории Украины, для всех продавцов-потребителей-покупателей от аграриев до государства с его "инструментами", а также для экспортеров, мукомолов, спиртовиков...

Вся страна в этом вопросе "пляшет от печки", которой является стоимость зерна на борту судна (на условиях FOB), определяемая мировым рынком. За вычетом… А вот дальше, при условном обратном движении по логистической цепочке вглубь страны, первой цифрой, вычитаемой из мировой цены для целей внутреннего ценообразования, является стоимость перевалки зерна в портах.

В Украине на "глубокой воде" с сертификацией и сюрвеем она составляет для экспортеров 20–22 долл./т. В Евросоюзе, куда Украина стремится, - 5,5–6,5долл./т.

На большинстве отечественных терминалов классическая схема расчетов за эту услугу следующая: 3–6 долл./т в гривне на счет украинского оператора терминала для покрытия его расходов в Украине, остальные 14–17долл./т - на офшорные материнские счета за границей. Очевидно, что это делается для сокрытия ненормальной нормы прибыли и уклонения от ее налогообложения на сотни миллионов долларов США.

Результатом же такого "ценообразования" на перевалку зерна в портах для отечественных производителей является занижение закупочных цен на зерно, причем по всей стране и на все выращенное, а не только на экспортируемое. Следствие этого - уменьшение выручки от продажи зерна на внутреннем рынке на сумму 18–20 млрд грн в год. Именно столько наши "самые конкурентные" в мире аграрии, включая и фермера, и "латифундиста", и хозяйства того же президента, ежегодно недополучают за выращенное ими зерно. Фактически завышенная цена перевалки генерирует искаженный ценовой фон на ВСЕМ внутреннем зерновом рынке страны.

Как видим, эта гигантская сумма сопоставима с потерями АПК страны от недавней законодательной "стрижки" спецрежима НДС, вызвавшей декабрьские аграрные бунты под ВР и по всей стране. Но при этом никто и не вспомнил в ходе акций протеста о бенефициарах зерноперевалочного бизнеса, заинтересованных в дальнейшей монопольной "дойке" страны.

Поскольку главными зерноэкспортными воротами Украины является Одесская область с ее тремя мегапортами, именно здесь сформировался и находится основной центр слежения и недопущения антимонопольного, открытого и прозрачного доступа независимых компаний к развитию подобного бизнеса на Черноморском побережье. Наиболее эффективный механизм для этого - манипулирование движением прибрежных земель подконтрольными органами местного самоуправления и не/согласованием разработки проектов использования земель водного фонда для целей строительства и эксплуатации объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а проще говоря, причалов с зерновыми терминалами.

На сайте Одесской ОГА вы не найдете ни одного опубликованного решения о согласовании подобных проектов. Хотя такие проекты есть.

Показателен в этом смысле пример с компанией Allseeds, построившей в 2015 г. в порту "Южный" маслоэкстракционный завод с маслоналивным терминалом. Это едва ли не единственная такого рода и размера инвестиция за последние годы во всей стране.

Привлекшая довольно большой интерес компания при открытии завода заявила о своих планах по дальнейшему расширению производства с 2,4 тыс. до 10 тыс. т переработки маслосемян в сутки, параллельному развитию элеваторно-складского хозяйства и транспортной инфраструктуры. И все это - на основе собственных причалов с зерновым терминалом емкостью до 400 тыс. т одноразового хранения.

И, судя по всему, они взялись за очень нелегкую работу. Как тогда сообщал 112 канал, только что назначенный председателем Одесской ОГА Михеил Саакашвили, который присутствовал 16 июля 2015 г. на торжественном открытии предприятия, сделал разоблачительное заявление: "…в Украине существует монополия на рынке морпортов - владельцы частных причалов работают на картельном соглашении и не пускают другие компании. Это усложняет инвестиции в регион, увеличивает стоимость продукции и создает проблемы для эффективной работы". Он не назвал частных стивидоров, работающих в картеле, но, очевидно, речь шла о соседях Allseeds, которые имеют свои причалы либо выход к воде, в частности, о крупнейшем частном порте "Трансинвестсервис" (ТИС). Губернатор потребовал от Администрации морских портов Украины выдать разрешение на строительство причалов в порту "Южный" для Allseeds: "Пожалуйста, дайте этому заводу разрешение на причал, землю мы найдем. Но, пожалуйста, не надо все время защищать маленькую мафию, которая орудовала всегда здесь. Дайте причал и возможность выйти тем, кто реально вкладывает деньги и создает рабочие места".

Политик такого масштаба знает, что говорит! В нормальной стране подобное публичное заявление было бы поводом для немедленного самого тщательного антимонопольного, криминального расследования.

Похоже, что присутствовавшие на открытии завода "бенефициары" перевалочного бизнеса все это "намотали на ус". И, очевидно, неслучайно вскоре гендиректор ТИСа Андрей Ставницер стал советником главы Одесской ОГА, а ТИС - спонсором фонда "На благо Одессы". А не похоже ли это на "маленькую мафию", контролирующую более 20% экспорта зерновых грузов в стране? Которая тут как тут.

Что советуют губернатору и его команде такие советники, доходы и благополучие которых напрямую зависят от максимальной эксклюзивности их перевалочного бизнеса в одесском регионе, тот же Google нам правдиво никогда не расскажет. Наверное, они могут посоветовать губернатору и Ко, к примеру, максимально содействовать своей же "офшорке" "МВ Карго" в строительстве в "Южном" для американского "Каргилла" зернового терминала! Тут лучше сразу сотрудничать, а зарабатывать на "Каргилле", хоть и меньше сегодняшнего, но постоянно и надежно можно будет на стройке и потом. Тут вариантов нет - без дружбы с Соединенными Штатами, в народе приравниваемыми к "Каргиллу", никак!

"С остальным, Михеил Николозович, мы и сами справимся. Вот только Allseeds сразу отказывать не надо. Вы там у них на открытии завода такого наговорили, на весь мир обещали им земли дать для инвестиций, что отказывать им сейчас ну никак нельзя. Ищем-с!" - очевидно, советует губернатору стивидор Ставницер.

…Господа, а как еще прикажете понимать происходящее компании-инвестору, которая еще 20 июля 2015 г. обратилась в Одесскую облгосадминистрацию с мотивированной просьбой о согласовании разработки проекта землепользования для строительства причалов с зерновым терминалом. Он вместе с маслодобывающим комплексом должен дать одесскому региону до 5000 рабочих мест, а также предоставить дополнительные возможности независимым экспортерам на перевалку до 4 млн т зерна, тем самым нанеся серьезный удар по монопольно установленным ценам на эту услугу в портах Украины.

Однако до сих пор Одесская ОГА не удосужилась даже формально ответить реальным инвесторам, которые, в отсутствие согласования проекта землепользования, вынуждены приостановить проектные работы по следующим очередям производственного комплекса, вторая из которых должна была начаться уже в середине 2016 г.

Согласно Закону "О защите экономической конкуренции", в создавшейся ситуации с рассмотрением Одесской ОГА ходатайства компании Allseeds о согласовании разработки проекта землепользования налицо "…противозаконные антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, выражающиеся в их бездействии, которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции на рынке…" услуг по перевалке зерновых культур со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде непрекращающегося грабежа аграриев и бюджета страны монополистами-стивидорами на миллиарды гривен, о которых шла речь выше.

Впрочем, судя по событиям, происходящим сейчас в Одесской ОГА и вокруг нее (с обысками и арестами ее чиновников), батоно Михеил, занятый высокой политикой и всеукраинскими проблемами в столице и перепоручивший оперативную работу замам-помам, мог быть и не в курсе того, что творят чиновники, контролирующие корреспонденцию, готовящие проекты поручений и резолюций, рабочий график руководства… В общем, по сути управляющие областью.

А стивидоры бдительно следят за нерушимостью своей зерноперевалочной вотчины. Они крепко держат за горло страну и даже в кошмарном сне не желают допустить, что цены на перевалку рухнут, как это произошло за последние несколько лет с ценой перевалки растительных масел - с 15–18 до 7–8 долл./т из-за расширения предложения услуг "масляных" терминалов в портах Украины.