В советские времена рентабельность тепличных хозяйств превышала 100–150%. Это благодаря дешевым энергоносителям. Ныне желающих вкладывать средства в развитие тепличных хозяйств крайне мало. Даже иностранцы, в минувшем году инвестировавшие в эту отрасль, не уверены в завтрашнем дне. Кроме украинской бюрократии и коррупции, ее убивает едва ли не ежедневный рост цен на энергоносители.
Именно по этим причинам несколько лет назад в Украине прекратили работать многие предприятия, выращивавшие овощи в закрытом грунте. Но проблемы с энергоносителями не закончились. Их ощущают даже зарубежные инвесторы.
Пять лет назад нидерландец Майкл Хондерс с командой нидерландских фермеров отправился в Казахстан, Грузию и Украину, чтобы выращивать овощи по современным технологиям. Как рассказал сайт "Твой город", в г. Буське Львовской области он основал компанию "Галиция Гринери", а сам стал ее коммерческим директором. Теперь каждую неделю в огромных теплицах в Буське собирают по
30 тыс. кустиков салата. Салаты здесь выращивают методом сухой гидропоники: вместо почвы - торфяной субстрат. Овощеводство - семейный бизнес Хондерсов. Майкл с детства перенимал отцовское дело, в университете изучал администрирование агробизнеса, а выучившись, решил приобщиться к крупному проекту.
По словам предпринимателя, дешевизна производства в постсоветских странах - миф. Все оборудование пришлось закупать в Нидерландах, а затраты, например, на электричество непредсказуемы: тарифы меняются почти ежемесячно.
Зарубежные инвесторы свои прибыли на законных основаниях выводят за рубеж. В Украине остается зарплата, плата за аренду земли, энергоносители и т.п. Украинские тепличники тратят свои прибыли в Украине, тем самым поддерживая отечественную экономику. Но учитывает ли это правительство? Похоже, нет.
И дорогие энергоносители - не единственная проблема. Первым ударило под дых украинские тепличные хозяйства закрытие химических предприятий, выпускавших минеральные удобрения. Практически сдали свои позиции хозяйства, выращивавшие посадочный материал. Теперь все эти компоненты - от посадочного материала до технологий - тепличные хозяйства Украины закупают за рубежом.
В лучшие времена львовская ЧАТ "Агрофирма "Провесінь" производила и отправляла за пределы Украины 100–200 тонн продукции. Прежде всего это были помидоры и огурцы, но баловались и возделыванием таких экзотических фруктов, как лимоны и мандарины. Теперь о бывшем величии предприятия остались одни воспоминания. После того как из-за рейдерских атак предприятие лишилось немалой части территории, производственные мощности значительно уменьшились. Сейчас предприятие переживает далеко не лучшие времена.
По словам председателя правления фирмы "Провесінь" Игоря Багнюка, ошибочно считать, что для возделывания тепличных овощей нужны лишь хорошее семена и рынок сбыта. Здесь имеет значение все: минеральные удобрения, качественная вода, услуги агронома и т.п. В Украине только сейчас появляются первые должным образом оборудованные лаборатории, в которых можно сделать анализ почвы, воды, посадочного материала.
Первостепенная проблема, с которой столкнулось предприятие несколько лет назад, были энергоносители. В структуре затрат они гегемоны - составляют почти 60% от себестоимости продукции. В конце прошлого года "Провесінь" эту проблему частично решила. Посоветовавшись со специалистами, руководство предприятия решило перевести котельное хозяйство на щепу. Это было очень непростое решение. "Этот котел я буквально выстрадал, - рассказывает директор предприятия. - Не обошлось без кредитных средств - их пришлось брать под 20% годовых. Это означало, что когда ты берешь деньги на пять лет, то за это время отдаешь банку еще одну заимствованную сумму. Если бы кредиты были дешевыми, например 5–7%, я бы мог переоборудовать под альтернативное топливо еще один котел и таким образом нарастить производство овощей вдвое".
Как рассказал Игорь Багнюк, альтернативные источники энергии - чрезвычайно выгодное дело. Для сравнения: одна гигакалория газового центрального отопления в многоэтажном доме стоит 1280 грн, а гигакалория, произведенная на щепе, - 650 грн!
По его мнению, государство должно помочь тепличным хозяйствам осуществить техническую модернизацию. Если предприятие хочет развиваться, оно должно получать под капитальное строительство дешевые кредиты. А в Украине все наоборот: вместо дешевых кредитов у сельхозпредприятий забрали НДС. Было сказано, что НДС им возвратят, но до сих пор никто не получил ни копейки.
Есть проблемы и на местном уровне. Чрезвычайно важна для возделывания овощей в закрытом грунте чистая вода. К сожалению, вся питьевая вода, которая находится в городской сети, хлорируется. А хлор - это яд для всего живого. Если растения поливают водой из сети, то это означает, что урожайность уменьшится, как минимум, на четверть.
Для обеспечения предприятия качественной водой много лет назад на территории предприятия "Провесінь" создали четыре искусственных озера. И теперь сельский совет села Лесиничи, которому принадлежат земли, решил одно из озер забрать. Но где уверенность, что завтра община не передаст его кому-нибудь в аренду или вообще продаст? И тогда предприятию может не хватить воды для глазуровки. Теплицы без воды - это куча железа. Должен работать закон. Если есть соглашение с сельсоветом об определенном сроке пользования, то никто не имеет права его разорвать лишь потому, что ему так захотелось.
У тепличников Украины есть и другие проблемы. В частности, в нашей стране крайне мало специалистов-агрономов, умеющих работать в современных парниках. Удивляться не приходится. Ведь даже в профильных аграрных вузах нет теплиц с современным технологическим оборудованием. Где же приобретать эти знания молодым агрономам?
Очень простым вопросом во времена тотального дефицита товаров был сбыт продукции. Сотнями и тысячами тонн тепличная продукция из Украины шла в Россию, Беларусь, страны Прибалтики. Теперь ситуация кардинально иная. Сезонность потребительского рынка не позволяет разогнаться тепличным хозяйствам. Кроме того, они страдают из-за жесткой конкуренции со стороны импортеров, у которых немалые средства и многолетние связи с мощными зарубежными производителями. Сегодня украинские тепличники ищут возможности для экспорта. Кое-что им удается. Например, этой весной тепличники из Львова наладили сбыт огурцов в Польшу, воспользовавшись тем, что этот вид овощеводства в Польше недостаточно развит. Но это локальные успехи.
По словам Игоря Багнюка, успехи тепличников были бы значительно большими, если бы их проблемы помогало решать государство. Именно благодаря помощи государства польские сельхозпроизводители успешно решили проблему, связанную со сбытом продукции в связи с применением санкций к Российской Федерации. Польские овощи пошли в Германию, Францию, другие страны. В Украине ничего такого нет. Чтобы это было, считают специалисты, нужно разработать стратегический план развития, прописанный пошагово.
Импорт и экспорт продукции регулируют во многих государствах. Работники внешнеэкономических структур там встречаются с коллегами из других стран и налаживают взаимовыгодные поставки. Но и эта система в Украине не работает. Более того, зачастую неожиданный импорт какой-то продукции для местных производителей становится причиной убытков.
В частности, зимой в Украину регулярно завозят картофель из Египта. Вследствие этого фермеры, выращивающие молодой картофель в теплицах, теряют прибыли. В странах с мощной экономикой на такие "мелочи" можно было бы не обращать внимания, но они именно потому и мощные, что заботятся о перспективе и жестко штрафуют за любой демпинг.
В условиях защищенного грунта результаты работы сельхозпроизводителя более прогнозируемы. Да, они не зависят от капризов погоды - мороза, засухи, града. Но именно зарубежные овощи и фрукты и другие товары, привязанные к курсу доллара и евро, вынуждают украинских сельскохозяйственных производителей ставить цены, которые раньше и в страшном сне не могли привидеться. Недальновидная политика в промышленном производстве в начале 1990-х годов разрушила собственное производство удобрений, средств защиты растений, техники и запчастей и горюче-смазочных материалов, и украинские сельхозпроизводители вынуждены покупать их по ценам импорта, привязанным к мировым валютам. Теперь же бездумный импорт тепличной продукции угрожает уничтожить и саму отрасль.