UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАГАДКА ИНФОРМАЦИИ РАСКРЫТА

Хорошо построенная теория в некоторых отношениях, несомненно, является произведением искусства. Э.Резерфорд Мы привыкли к тому, что информация раскрывает тайны...

Автор: Любовь Варшавская

Хорошо построенная теория в некоторых отношениях, несомненно, является произведением искусства.

Э.Резерфорд

Мы привыкли к тому, что информация раскрывает тайны. Но задумывались ли вы над тем, что сама информация как некоторая сущность, является тайной. Некоторые ученые об этом думали и пытались раскрыть загадку информации.

- Что такое информация? Парадоксально, но на этот вопрос не смог ответить даже К.Шеннон - «отец» современной теории информации. Считая это понятие сугубо математическим, он ограничился лишь формулой вычисления количества информации. Не знал ответ и «отец» кибернетики Виннер, который ограничился фразой «информация - это информация, а не материя и не энергия».

Впоследствии теория информации активно развивалась. В ней возникло много других направлений, однако ни одно из них не давало адекватного ответа на вопрос - что же такое информация и как ее правильно измерять. Проблема осталась нерешенной.

Киевский математик и философ, действительный член Украинской академии информатики и Нью-Йоркской академии наук Марк Бургин попытался ответить на этот вопрос в своей общей теории информации. Критически оценив все существующие направления (статистическое, семантическое, качественное и алгоритмическое), украинский исследователь избрал совершенно новый подход - аксиоматический. Этот подход, с одной стороны, объединил и систематизировал все существующие подходы. А с другой - ученому удалось пойти намного дальше и получить много новых, доселе не известных, знаний об информации.

Новая теория построена на двух системах принципов. Первая система дает ответ на вопрос, что такое информация, и то, каковы закономерности ее функционирования. А вторая рассматривает методы измерения информации.

Исходя из первой, М. Бургин сделал очень важный, опровергающий традиционные представления вывод: информации в голом виде не существует. Но это «ничто» проявляется и дает о себе знать как «нечто» в действии. Это как луч света. Сам по себе он не виден, но зато высвечивает, делает видимым попавшие под его облучение тела. А мы, наивные, восклицаем: видим свет! На самом деле мы видим лишь его действие.

Исходя из второй, устраняются заблуждения, которые существуют в обществе и разрешаются парадоксы, связанные с информационными процессами. Например, не только люди, не знающие теорию информации, но даже многие видные специалисты считают, что при передаче информации количество информации у того, кто передает, не уменьшается и не увеличивается. На самом деле это не так. Как показывает новая теория информации, в одних случаях может происходить уменьшение информации, в других - ее количество остается неизменным, а в третьих - возможно даже увеличение количества информации. Связано это с тем, что, как показано в новой теории, знания и информация - это существенно разные вещи. Эта мысль, кажущаяся на первый взгляд такой непривычной, является принципиально новой в науке и строго доказывается М.Бургиным в его теории информации. Не углубляясь в сложные научные рассуждения, можно отметить, что суть идеи хорошо передает следующая аналогия: знания подобны материи, а информация - энергии.

Новая теория имеет большое практическое значение. Она позволяет объяснить многие явления, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Например, ту важнейшую роль, которую играют средства массовой информации в современном обществе, а также она указывает на пути повышения действенности выступлений средств масс-медиа. Приведу небольшой пример. Сторонники традиционных подходов к теории информации, отталкиваясь от посылки, что информация - это устраненная неопределенность, видели задачу публицистики в ответах на те вопросы, которые уже интересуют читателей. А как быть с той частью аудитории, у которой нет ни интересов, ни вопросов? Или с теми, кому уже «все до лампочки»? Явно возникает новая задача прессы, телевидения и радио: постановка новых вопросов и формирование читательских интересов.

Впрочем, вопросы могут быть и старые. Но важен новый взгляд. И тут мы выходим на т. н. проблемные знания. Ведь известно, что научные открытия делались нередко вопреки здравому смыслу (так было, например, с открытием Коперника) и даже вразрез с законами науки (так было с теорией относительности Эйнштейна, с эффектом Джозеффсона или с автоволновыми процессами, выведшими науку на синергетику). Ведь мы помним: доходило до конфуза. Скандальную известность получила реплика Ландау: «Дирак - дурак!» И это было сказано по случаю открытия позитрона - всеми признанного сегодня электрона с положительным зарядом.

Хороший популяризатор науки, как правило, дает обществу больше информации, чем крупный ученый, поскольку он воздействует не только на умы, но и на сердца массового читателя (зрителя, слушателя).

А в чем секрет читабельности так называемой бульварной прессы? В умении найти (а то и организовать) сенсацию и «смачно» ее подать. Что же такое сенсация? В чем ее притягательность? Новая теория отвечает и на этот вопрос. Сенсационная информация буквально вторгается в инфологическую систему человека, затрагивая самое существенное в ней. Инфологическая система (термин Бургина) - это хранилище знаний, мнений, идей, представлений, в общем - всего того, что составляет внутренний мир человека.

Информация - это ценность. Уникальная - тем более. Обладание ею дает особые преимущества. Поэтому-то так оберегается конфиденциальная информация: «секреты фирмы», коммерческая, государственная и военная тайны. Потому-то не прекращается разведывательная деятельность, промышленный шпионаж. Ибо при утечке такой информации ценность последней падает.

Информацией, конечно же, следует делиться с коллегами. Как семенами, чтобы потом снять большой информационный урожай. Этому должны способствовать научные публикации и формулы, службы научно-технической информации. Однако есть одно «но». Видный американский социолог Д.Белл утверждает: сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, а информационный обмен - к сотрудничеству; информация - это такой ресурс, которым можно делиться без сожалений. К сожалению, это не всегда так.

Одно дело - поделиться с кем-то «хлеба горбушкой» и другое - поделиться информацией. Хлеба станет меньше, а информации не убавляется. Но хлеб, в принципе, есть и у других людей. А вот сведения могли быть уникальными. К примеру, после того, как вы подарили кому-то оригинальную идею, вы для него уже не являетесь ценным источником информации, ибо стали подобны «выжатому лимону».

И уж совсем иное дело - сознательная передача части ценной информации, или наоборот, дезинформация. К такому методу частенько прибегают некоторые политики, журналисты и «органы». Но это уже не обмен, а обман информацией.

Вырисовывается и экономический аспект информационного воздействия. С одной стороны, в отличие от потребления материалов и энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации часто приводит к противоположному эффекту - пополняя запас знаний человечества, информация повышает его организованность. Но, оказывается, не всегда. Наряду с загрязнением природной среды наметилась тенденция к «шумовому загрязнению» среды информационной. Поэтому информация - не всегда благо. Ибо она может не только стабилизировать, совершенствовать, исцелять, но и убивать.

Новая теория информации позволяет лучше разобраться и в кухне творческой деятельности. Здесь четко просматриваются три стиля. Один - романтизм, как способ самовыражения, - все внимание концентрируется на «я»(передатчик информации). Другой - классицизм, с его мастерством, изяществом мыслей и образов, богатым арсеналом художественных средств, - принуждает нас любоваться самим произведением (каналом связи). И лишь третий - условно назовем его практицизмом - направлен на аудиторию (приемник информации). Причем воздействие это может быть как позитивным, так и негативным.

Вот ведь в какие разные сферы выводит нас М.Бургин со своей новой теорией. Ее создание в информатике революционно и сопоставимо с построением Евклидом его геометрии. К сожалению, в газетной статье не расскажешь обо всем, чем может быть полезна людям новая теория. А возможности ее действительно безграничны.