UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗА ЧТО? ПРАВИТЕЛЬСТВО НАСТАИВАЕТ НА ЗАЩИТЕ ТЕХ, КТО В НЕЙ НЕ НУЖДАЕТСЯ

Спектакль, разыгравшийся вокруг табачной отрасли в связи с постановлением Кабмина №932 «Об утверж...

Автор: Сергей Следзь

Спектакль, разыгравшийся вокруг табачной отрасли в связи с постановлением Кабмина №932 «Об утверждении перечней документов и групп товаров, подлежащих защите голографическими элементами», навевает тургеневские мотивы. Неужели правительство, уподобляясь немому Герасиму, пойдет на то, чтобы отрасль, прочно стоящую на ногах, своими же руками окунуть в пучину конрабанды, предварительно взвалив на нее глыбу голограмм. Разве для этого был выпущен в свет указ Президента №1239 «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами», в исполнение которого появилось пресловутое постановление? В нем же не указывается, кого именно требуется защищать. Неужто тех, кто от этой защиты шарахается как черт от ладана? Тем более что толку от этого ни государству, ни отрасли, ни ее потребителю никакого. Одни неприятности и расходы.

Умоляют оставить в покое

В июле этого года на экстренном совещании по поводу постановления №932 у вице-премьер-министра Леонида Козаченко было принято решение срочно вынести на рассмотрение правительства проект постановления об исключении ряда позиций (в том числе и марок акцизного сбора) из перечня, подлежащего голографизации. Как тут производителям не воспрянуть духом, ведь появилась реальная надежда, что наконец во всем разберутся и отменят постановление или уж, по крайней мере, не будут стричь всех под одну гребенку. Тем более что доводы у табачников веские. Да и отрасль вроде не на последнем месте: обеспечивает около 1% ВВП и более 3% доходов сводного бюджета. Одного только акцизного сбора в этом году соберут свыше 600 млн. грн., что значительно больше, чем год назад. Причем тенденция роста длится уже несколько лет. Казалось бы — ну зачем будоражить отрасль, которая устойчиво увеличивает отдачу. Тут бы, наоборот, подумать, как эту отдачу еще наращивать, ведь десяток-другой миллионов бюджету, над которым перманентно зависает угроза секвестирования, явно не помешает.

Но нет, похоже, на печерских холмах думают несколько иначе. Почему-то упорно не хотят слышать о том, что не подделывают у нас акцизные марки. Хотя, по данным Нацбанка, за последние три года на сигаретном рынке не выявлено ни одного такого случая. Стоит заметить также, что за последние два года в несколько раз уменьшились объемы сигаретной контрабанды, которая, кстати, совсем не нуждалась в отечественных марках даже с голограммой. Она брала свое низкой ценой, которой способствовали диспропорции в уровне налогообложения в Украине и соседних странах. Кстати, к этой победе немало усилий приложили именно производители сигарет. Чтобы защитить свою продукцию, они сами выявляли контрабанду, не давали покоя силовикам, журналистам, общественности, требовали помощи у государства. Потому как в первую очередь это их проблема, проблема их бизнеса.

Но с чиновниками бороться сложнее, чем с контрабандистами. Проект постановления об исключении из перечня документов и товаров, подлежащих голографической защите, марок акцизного сбора и нескольких других позиций, уже завизированный (частично с замечаниями) практически всеми министерствами, был снят с контроля в Кабмине…

Логика проста, но до Кабмина не доходит...

Непонятно, какая логика в том, чтобы при существующем ныне раскладе на сигаретном рынке усиливать защиту акцизных марок. Ведь если ситуация и так под контролем, то очень мало смысла в том, чтобы к пяти существующим степеням защиты, которым вполне могут позавидовать денежные купюры многих государств, добавлять еще и голографическую метку. Смысл разве в том, чтобы поддержать предприятия изготовителей голографических этикеток. Шутка ли пометить около 3,5 млрд. марок за год. Даже если верить, что цена «сигаретной филателии» будет сведена к минимуму и вырастет лишь в два раза (до 1,8 коп/шт.), то потребуется дополнительно потратить около 35 млн. грн. Но даже в это верится с трудом, ведь контрольная марка с голограммой для аудиовизуальных товаров и фонограмм стоит 17 копеек. Кроме того, существуют еще и копии сертификатов соответствия, которые потребуются в неограниченном количестве розничным продавцам. Их тоже собираются клеймить голограммами. Чего ради эти деньги вынимать из кармана предприятий, государства, потребителей и превращать в активы частных коммерческих предприятий производителей голографических марок. Именно эту прозрачную логику пытались донести до сознания Кабмина Украинская ассоциация производителей табачных изделий «Укртютюн», ассоциация «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОПАТ) и Институт конкурентного общества. Но все их обращения к правительству пока тщетны.

Филателия не только для голографии

Не были услышаны и мнения Министерства аграрной политики, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, Госкомпредпринимательства, ГНА, НБУ, которые тоже не поддерживают голографизацию марок. Отдельная тема — результаты общественных слушаний в УСПП по вопросам защиты голографическими элементами. О них сообщили премьеру дважды. Первое послание от 16 сентября, в нем значится: «заинтересованными органами исполнительной власти (СБУ) не было представлено никаких конкретных расчетов экономической эффективности указанных мероприятий даже для государства», «участники общественных слушаний высказали предложения об изъятии из перечня товаров и документов, согласно постановлению КМУ №932, акцизных марок...» Второе письмо, от 15 октября, утверждает, что «во время обсуждения были высказаны различные точки зрения по отношению к результатам широкого использования голографической защиты». К нему были приложены «экспертные выводы некоторых участников общественных слушаний», которые уже поддерживали голографическую защиту. Видимо «некоторых участников общественных слушаний» абсолютно не волнует, что бизнес их коллег по УСПП от этого пострадает. Зато они точно заинтересованы в том, чтобы производство марок акцизного сбора было разделено между НБУ (Банкнотно-монетному двору предлагают ограничиться марками на алкоголь) и Министерством финансов в лице Госзнака (его осчастливят сигаретными марками).

Занимательно, что мнение именно этих участников понравилось Кабмину. Уже 16 октября появляется поручение премьера о рассмотрении 23 октября правительством соответствующего проекта постановления. Таким образом, ныне живет и здравствует не только постановление №932, но и проект постановления Кабмина «О порядке введения защиты марок акцизного сбора голографическими защитными элементами», подготовленный Службой безопасности. С формальной точки зрения вроде бы все нормально — пункт 4 постановления №932 требовал разработки порядка, но, заметьте, для всего перечня документов и товаров. На выходе же, по иронии судьбы, в порядок приводят только акцизные марки, которые ни товарами, ни документами не являются. Откуда такая «любовь» к филателии?

Кроме того, авторы почему-то упорно не желают видеть разницы между табачным и алкогольным рынком и не очень-то напрягаются в поиске альтернативных путей защиты. Это на алкогольном рынке цветет пышным цветом фальсификат. Там нужна защита от подделки марок, но не акцизных, а товарных. Этим-то производители и занимаются. Причем добровольно. В ход идут, в том числе, и голографические метки. Только вот срабатывают они так же временно, как и смена формы или надписи на бутылке, колпачке, этикетке, после чего приходится придумывать что-то новое и новое. Голография не может быть панацеей от современных фальсификаторов, точно так же как нет секретных замков от настоящего медвежатника, или абсолютных программ защиты от наглых хакеров.

Гораздо проще усложнить им работу, например, введением нумерации каждой марки акцизного сбора для сигарет. Это практически не потребует дополнительных затрат, зато контроль и учет будет обеспечен. Ведь сейчас под одним номером выпускается 10 млн. марок. Защиту алкогольных напитков проще и эффективнее усилить акцизными марками, отличающимися по дизайну для каждого отдельного вида продукции и емкости тары. Кстати, народные депутаты уже предложили этот компромисс в своем законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины об акцизном сборе».

Меткой делу не поможешь, а дров наломать — получится

Самое неприятное, что все средства и силы, выброшенные на голографизацию, будут не просто бесполезными. В данном случае они нанесут вред. Во-первых, глупо выбрасывать миллионы на то, чтобы бороться с единичными случаями контрафактной продукции. В настоящее время на сигаретном рынке она составляет всего 0,05%. К тому же она все равно маркируется не поддельными, а настоящими марками. И в борьбе с ней в первую очередь заинтересованы сами производители. Во-вторых, как это ни парадоксально, но голографическая защита даст толчок к возрождению сигаретной контрабанды. Для этого не так уж много нужно. Производителям это хорошо известно. Собственно говоря, поэтому-то они и бьются головой об стенку, только бы опять не пустить нелегальный импорт на рынок. Повышение цен на сигареты за счет их голографизации неминуемо усилит интерес к контрабандным поставкам. Тогда акциза для госбюджета не соберешь. За короткий период эксперимента можно наломать столько дров, что мало не покажется.

* * *

В среду на заседании правительства так и не был дан окончательный ответ: быть голограммам на акцизных марках или нет. Ждут ответа от премьера на свой повторный запрос и народные депутаты. За ним последнее слово или хотя бы ответ на вопрос: «За что же все-таки?..»

Комментарии

Валентина ХОМЕНКО,
исполняющая обязанности генерального директора ассоциации «Укртютюн»:

— Табачная отрасль стабильно дает доходы в госбюджет от акцизного сбора и других налогов. Канули в Лету времена, когда 25—30% рынка контролировали контрабандисты. Зачем дестабилизировать рынок? Какая в этом необходимость? Разве чтобы просто позволить одному бизнесу заработать за счет другого.

Вячеслав СОКЕРЧАК,
президент ассоциации СОПАТ:

— Если Анатолий Кинах не подпишет постановления тайно (что он иногда практикует), то все это закончится тем, что сторонники голографической защиты будут вынуждены отступить. Потому как Минэкономики и Минагрополитики против, НБУ и ГНА тоже заняли четкую позицию. Ведь понятно, что речь идет не о защите потребителя, а о деньгах, которые любой ценой пытаются заработать. А это опасная политика...