UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я буду долго гнать велосипед…

Велосипеды активно расширяют свое пространство. Уже нельзя игнорировать то, что число веломагазинов растет, а некоторые соседи приобрели себе двухколесное чудо. И ты, разделяя в тесном лифте место еще и с их "велоконями", понимаешь, что не замечать это явление невозможно.

Автор: Надежда Гоцуенко

Когда в одной из самых "велосипедных" столиц мира - Амстердаме нашу группу задел мчащийся велосипедист, мы еще и порадовались, что сравнительно легко отделались. Мол, сами виноваты, не заметили велодорожку. Если бы такое произошло в Украине, нашему возмущению не было бы предела. Ведь пока что к присутствию велосипедистов на улицах привыкли не все сограждане. Тем не менее, велосипеды активно расширяют свое пространство. Уже нельзя игнорировать то, что число веломагазинов растет, а некоторые соседи приобрели себе двухколесное чудо. И ты, разделяя в тесном лифте место еще и с их "велоконями", понимаешь, что не замечать это явление невозможно.

Нам - по дороге

Киевщина отличается от других регионов постоянной миграцией трудовых ресурсов. Но экономическая ситуация не способствует мобильности населения, постоянным переездам из депрессивных районов области на работу в столицу и обратно - домой. Маршруты электричек и маршруток сокращаются, а проезд ощутимо подорожал, поскольку правительство отдало регулирование процесса перевозчикам. Стоимость проезда бьет по карману пассажиров. Так что же, отказываться от работы? В этой ситуации жителям близлежащих населенных пунктов области, граничащих со столицей, не нужно изобретать велосипед, он сам может им помочь. Преимущества велосипеда очевидны: это экологически чистый вид транспорта, поддерживающий хорошую физическую форму и обеспечивающий экономию (правда, если такового нет, придется потратиться на его приобретение - в среднем от 2 тыс. грн и выше).

Тем, кто побаивается из своего провинциального городка сразу выехать на оживленные пристоличные трассы, специалисты советуют совершенствовать веломастерство на местных стадионах, база которых позволяет это делать (таковые имеются практически во всех городах-спутниках столицы). Ну и, конечно, осваивать правила дорожного движения (ПДД). К сожалению, преобладающее отсутствие велодорожек и низкая культура на дорогах не способствуют развитию велодвижения в столичном регионе. Дорожные развязки спроектированы без учета интересов велосипедистов, и те вынуждены ездить рядом с машинами, водители которых не считают их полноценными участниками движения.

Интересны социальные проекты и акции Ассоциации велосипедистов. Например, предложенный ассоциацией и одной из сетей заправок проект "Нам - по пути", цель которого - обратить внимание водителей на особенности передвижения велосипедистов, предупреждая аварийные ситуации. Он включил велообучение ПДД, бесплатные велоэкскурсии на острова, открытие новых велопарковок в столичном регионе, появление новой соцрекламы, пропагандирующей велодвижение. Вот как пояснила идею проекта "Нам - по пути" координатор Ассоциации велосипедистов Ирина Бондаренко:

- Причинами ДТП с участием велосипедистов являются непредоставление приоритета в движении велосипедисту, едущему по главной дороге, а также прижимание к бордюру, вдоль которого зачастую имеются канализационные стоки. Также водители могут зацепить велосипедиста, выезжая с парковки или резко открыв двери, не посмотрев в зеркало. Поэтому мы решили уведомить водителей об особенностях общего с велосипедистами движения, чтобы уменьшить количество неприятных ситуаций с обеих сторон.

Специалисты консультируют мэрии городов по планированию веломаршрутов, уже в десятке городов прошли акции "Велосипедом - на работу", во время которых их участники активно приглашали своих друзей и коллег добираться к рабочему месту именно на велосипеде. А с 1 августа началась регистрация претендентов на статус наиболее дружественного к велосипедистам офиса, руководство которого создало благоприятные условия для сотрудников и клиентов, пользующихся велосипедом. Такой конкурс среди работодателей уже традиционен. В минувшем году лучшим "Велоработодателем-2014" стала IT-компания Luxoft. В разные годы этого звания также были удостоены: телеканал "1+1", IT-компания Сiklum, разработчик интегральных схем Melexis Ukraine, IT-компания ClobalLogic.

Изобретать ли велосипед?

Велосипед - не только решение транспортной проблемы. Ситуация на трудовом рынке неутешительна, и все больше людей, даже решив эту проблему, остаются (или могут остаться) без работы. И тут на помощь снова-таки может прийти двухколесный друг, а вернее, претворение в жизнь бизнес-идей, с ним связанных. С одним из велобизнесменов, Сергеем К. мы познакомились на окраине города Белая Церковь. Очень уж непривычно было видеть на околице не заправку или шиномонтаж, не кафе или гостиницу, а ряды новеньких велосипедов на фоне рекламных щитов, поясняющих, что здесь можно их приобрести, взять в аренду или сдать в ремонт.

- Долго не мог найти дело по душе, - рассказывает Сергей. - Мотаться в Киев не хотелось, а на месте выбор невелик. Как-то прочел статью, идея которой в том, что, выбирая, каким бизнесом заняться, нужно учесть свои знания и навыки. И чтобы дело пошло, то, что ты предлагаешь, ты должен делать классно! А я с детства гонял на велосипеде, могу собрать и разобрать его до винтика, как говорится, с закрытыми глазами. Выходит, что велобизнес - это мое. Но когда поделился планами с родителями, те посмеялись, мол, это несерьезно, и я "прогорю". А я узнал, что безопаснее всего для начинающих купить франшизу, получив право ведения бизнеса под товарным знаком продавца. Я занял деньги и вложил их во франчайзинг, получил пакеты нужной документации для открытия своей точки, прошел обучение. Начинал в гараже, потом расширился, арендовал помещение побольше. Теперь покупаю по льготным ценам велосипеды и комплектующие, и мне весьма помогает то, что имею мощную поддержку и опыт уже работающих на этом рынке.

- Есть ли у велобизнеса свои отличительные особенности?

- Бизнес - сезонный, и самый актуальный спрос на услуги - именно в теплое время года. Летом я не могу себе позволить расслабиться, отдыхать, заболеть или просто лениться. Сейчас работаю по "гибкому" графику - полный световой день, до последнего клиента. Не скажу, что ко мне в веломастерскую толпится очередь, все-таки люди пока еще не спешат массово пересаживаться из автокресел на велосипед. Но заказчики понемногу приходят: одному надо накачать колеса, другому проверить тормоза, третьему почистить маслом застоявшиеся без работы детали… Никому не отказываю, работаю качественно, как говорят опытные бизнесмены, "прикармливаю клиентов". И уже есть постоянные. Поэтому, как бы кто ни был настроен скептически, я продолжаю считать этот бизнес перспективным.

Сергей пошел по традиционному, проторенному еще до него пути, не стал "изобретать велосипед", и дело, несмотря на трудности становления, все же потихоньку пошло. А что уж говорить о стартаперах, любителях дерзких новаций, предпочитающих рисковые новинки? Интернет полон велобизнес-идеями. Предлагается бизнес на платных крытых стоянках для велосипедов, уличных велокофейнях, торговых автоматах с велотоварами, "нипельных автоматах" платной подкачки шин элетронасосом, монтировании микро-камер с видеорегистратором, изготовлении складывающихся или надувных велошлемов, подзарядках для телефонов и ноутов от работающих колес велосипедов, магнитных светодиодах для ночного движения, единых чехлах для велошлема и седла и пр.

Крути педали!

Не всякий может себе позволить уик-энд за границей. Для многих соотечественников из-за сложной экономической ситуации и на юг страны выбраться проблематично. Кто-то тоскует об "уплывшем" Крыме, кому-то не по карману одесские или херсонские курорты. И тогда альтернативой становится перспектива "оседлать" двухколесного друга, и - в путь!

Пока одни выбирают велоотдых, другие, перефразируя известный рекламный слоган "Если вы не знаете, как провести выходные с пользой, то мы знаем, как этому помочь!", зарабатывают на этом. В выигрыше - обе стороны. Одни - от активного отдыха, другие - от пользы любимого дела.

Есть, например, чудесный 60-километровый велосипедный маршрут лесными дорогами Киевщины. Основная его часть (около 90%) - это грунтовые дороги, но именно здесь можно ощутить красоту окружающей природы и свежесть воздуха. Тур проходит по юго-западу Киевской области, вдалеке от оживленных столичных трасс и пробок.

Один из лучших однодневных веломаршрутов по Киевщине - "Томашевская акварель". Он предусмотрен для тех, кто предпочитает спокойные путешествия. Протяженность - всего
55 км, но концентрация архитектурных памятников по пути зашкаливает: каменная и деревянная водяные мельницы, Свято-Борогородицкий монастырь, древняя церковь в Фастове, готический костел и прочие памятки старины.

Тем, кому недостаточно веломаршрутов Киевщины и хочется крутить педали чаще раза в неделю, остается уповать на велотрек. Не все знают, что киевский велотрек, расположенный в месте, ранее называемом Афанасьевым яром, - один из старейших в Европе (он был построен в 1913 г.). Конечно, в столь почтенном возрасте он нуждается в возрождении, чем и занимаются активисты движения "Новый киевский велотрек". На проводимые здесь субботники приходили сотни любителей велодвижения, было убрано более 2 т мусора. "Мы хотим сделать это сооружение социально-культурным центром со спортивным уклоном, местом развития велосипедной культуры Киева для широкого круга людей" - такую идею возрождения велотрека обозначил координатор общественного движения "Новый киевский велотрек" Владимир Мельник.

И в заключение. Около 40% европейцев ежедневно пользуются велосипедами. Следует отметить, что жители других стран рассматривают велосипеды именно как средство передвижения, а наши соотечественники, в лучшем случае, видят в них возможность расслабления на вечерних прогулках, а чаще - просто как способ сбросить лишний вес. Тем не менее, в Украине наблюдается заметный рост популярности велосипедов. И вот уже поступила информация о том, что в разгар летнего сезона в Хмельницком появился первый в Украине велопатруль. В свой первый рабочий день патрульные следили за порядком в одном из центральных парков города. Самое время и предпринимателям продуцировать новые "велосипедные" идеи.