UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЗРОСЛЫЕ ЗАБАВЫ ВОКРУГ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК

В один из самых больших столичных магазинов детских игрушек мы с женой, можно сказать, попали случайно: требовалось купить подарок шестилетнему сынишке друзей...

Автор: Дмитрий Павлов

В один из самых больших столичных магазинов детских игрушек мы с женой, можно сказать, попали случайно: требовалось купить подарок шестилетнему сынишке друзей. Нужно заметить, что я не был в «Сказке» лет пятнадцать, а то и больше. Разница между старым и сегодняшним магазином, конечно, огромная. Выбор — глаза разбегаются. Такие игрушки нашим детям раньше даже не снились. Но цены, цены! И если предприниматель, банкир или, скажем, менеджер процветающей компании выложит за импортное чудо 200—300 гривен, не моргнув глазом, то человек среднего достатка порадовать свое чадо подобной куклой или автомобилем просто не в состоянии: они стоят больше, чем он зарабатывает за месяц. Ну, а малообеспеченные граждане в «Сказку» вообще не заходят: зачем зря расстраивать себя и ребенка.

Самыми дешевыми игрушками здесь оказались наборы картонных кубиков, выпускаемые закрытым акционерным обществом «Пакет». Их цена (4 гривни 50 копеек), к счастью, приемлема для многих. Тем более, что на той же полке можно увидеть аналогичные изделия, за которые вы должны заплатить в 5–10 раз больше. Ну а, к примеру, чешские пластмассовые кубики стоят свыше 100 гривен.

— Игрушки киевской фабрики пользуются неплохим спросом, — сообщила продавщица. — И мы могли бы реализовать их намного больше, но «Пакет» медленно обновляет ассортимент. Некоторые покупатели с удовольствием приобрели бы его новые наборы.

Почему же предприятие, работающее в условиях рынка, что называется, наступает на горло собственной песне? Желание получить ответ на данный вопрос и тем самым удовлетворить свое профессиональное любопытство привело меня к директору ЗАО «Пакет», президенту ассоциации «Укрспілупаковка», заслуженному работнику промышленности Украины Анатолию КОЗАКУ.

— История нашего акционерного общества началась с нескольких артелей, специализировавшихся на изделиях из картона и бумаги, — рассказал Анатолий Васильевич. — Со временем они объединились в фабрику картонажных изделий, которая с 1987 года стала именоваться «Пакетом». Новое название было связано с изменением ассортимента. Сейчас мы выпускаем главным образом картонную упаковку, а также бумажно-беловые товары (разнообразные папки для документов, тетрадей, поздравительных адресов и другие). Кроме того, специалисты предприятия разработали и запатентовали 25 наименований детских полиграфических игр с функциями учебных пособий. Большую часть их мы начали выпускать в последние годы. Сегодня производство таких изделий считаем приоритетным. Наш девиз — каждому ребенку по игре. Учитывая цены детской продукции «Пакета» (от 1.80 до 4.55 гривни), это вполне реально.

— По какой причине вы решили резко увеличить производство игрушек, ведь вашей главной заботой была (и, по-моему, остается) разнообразная картонная упаковка?

— До перестройки она, действительно, составляла 85 процентов всех изделий фабрики. Большинство заказов мы получали от легкой промышленности, остальное — от местной и военно- промышленного комплекса. Например, в упаковку «Пакета» одевались металлические игрушки киевского завода имени Ватутина, изделия «Вулкана», двух столичных обувных фабрик и других предприятий. В общем, спрос на нее был хороший, и без дела мы не сидели. Что произошло дальше, представить не сложно. Многие заводы и фабрики закрылись. Количество заказчиков резко сократилось. И чтобы не оказаться на мели, мы стали думать над сакраментальным вопросом: «Как жить дальше?» Срочно нужно было найти относительно свободную нишу и расширить выпуск продукции, которую можно реализовать через торговую сеть. Так фабрика остановилась на игрушках. Сегодня только кубиков у нас девять видов. Они и дешевы, и практичны…

— Насчет цены я с вами согласен, а вот что касается практичности… Пластмассовые, правда, стоят значительно дороже, зато и служат во много раз дольше. К тому же они красивее.

— А вы не задумывались над тем, что картон — материал более экологически чистый? Как отмечали сотрудники отдела сертификации и испытания продукции Госстандарта Украины, только 20 процентов ввезенных в нашу страну детских игрушек соответствуют европейским гостам. Упаси Боже, я не хочу сказать ничего плохого о дорогих кубиках, которые вы видели в магазине «Сказка». Но, во- первых, они способны послужить для маленьких шалунов эдакими метательными снарядами, во- вторых, упав на пластмассовую игрушку, можно больно удариться. И, наконец, еще одно соображение. Ребенок, познавая какую-то незнакомую вещь, пытается посмотреть, что там внутри, разобрать на части, поломать. Пластмассовый кубик его натиску не поддается. Хорошо ли это? Не уверен. Как известно, любая игра маленькому человеку в конце концов надоедает. Однако пластмассовые кубики долговечны. Куда их деть, когда ваш малыш к ним охладеет? Выбросить дорогостоящую игру жалко. Вот и пылится она годами где-то в темном чулане. А если ребенок поломает игрушку из картона — потеря невелика.

Еще одно соображение. Расширяя выпуск игр, мы обеспечили надомной работой многих инвалидов труда и детства. Конечно, для сборки кубиков можно было приобрести высокопроизводительный импортный станок, но тогда три сотни обездоленных людей оказались бы не у дел. Социальный аспект в данном случае показался нам важнее экономической выгоды. Что же до цен, то они низкие благодаря материалу, из которого изготовлены детские изделия «Пакета». Картон у нас, к счастью, еще не сравнялся по стоимости с нержавеющей сталью. К слову, тематика игр-пособий не так уж и ограничена (хотя, безусловно, могла бы быть и более разнообразной). Мы выпускаем кубики «Азбука», «Мозаика», «Азбука «Сказка», «От А до Я», «Абетка», «Фрукты», «Дорожные знаки», игры «Не грусти», «Шапито», «Две головоломки», «Эрудит», «Учись считать» и другие. Общее у них то, что, играя, строя из кубиков домик, башню, гараж или пирамиду, ребенок попутно развивает воображение, получает новую для себя информацию, например, запоминает дорожные знаки.

— Насколько я понял, благодаря низкой цене полиграфических игр сокращение сбыта, очевидно, вам не грозит.

— Как сказать? Хотя общая тенденция вроде бы благоприятная. Но проблема, которой вы коснулись, не столь проста, как может показаться на первый взгляд. В советское время ежегодно мы выпускали 2 миллиона игр, снабжая ими всю страну. Сегодня делаем 130—180 тысяч — только для Украины. Причина простая: исчезли посредники. Ведь прежде были базы, которые централизованно закупали у нас такую продукцию, например, ленинградская, московская, белорусская. А сегодня их след простыл. В результате, чтобы продавать игры «Пакета», скажем, в Ростове-на-Дону, предприниматель из этого российского города должен собственной персоной явиться в Киев и купить за наличные интересующую его продукцию. Понятно, подобным образом сбыт как следует не наладишь. Сейчас вся надежда на внутренний рынок.

По цене наши изделия и впрямь вполне конкурентоспособны. Сказать точнее, они вне конкуренции. Дело за качеством. Недавно фабрика приобрела новый станок для вакуумной упаковки игрушек. Теперь их одежда почти не отличается от импортной. Но по своему полиграфическому оформлению заграничные игры значительно превосходят наши. Да и картон там лучше. Так что пока соревнование не в пользу «Пакета». Тем не менее кубики расходятся неплохо. В Киеве, например, ежегодно их продают приблизительно на 100 тысяч гривен. Средняя зарплата на предприятии относительно небольшая, но выплачивается регулярно. И вот что приятно: никто не увольняется. «Пакет» — фабрика небольшая и благодаря этому мобильная, способная без проволочек менять номенклатуру изделий и, в частности, быстро осваивать выпуск новых игр.

— Почему же тогда на запросы рынка она реагирует не столь оперативно, как того требует ситуация? Что вам мешает обновлять ассортимент тех же кубиков значительно чаще, чем сейчас. По свидетельству продавцов «Сказки», на полках они не залеживаются, а, следовательно, у вас хороший стимул.

— Попробуйте пробить новые игры через инстанции! Пока их рассмотрят, соберут мнения рецензентов и утвердят, у кубиков вырастет борода — они состарятся, так и не появившись на прилавках. Главный камень преткновения — межведомственный художественно-технический совет при Министерстве образования и науки Украины (МХТС). Работающие здесь люди не учитывают, что экономика страны коренным образом изменилась, что у нас появился рынок. Методисты МХТС методически ставят нам и другим производителям палки в колеса. Советского Союза, с его правилами и порядками, давно уже нет, а жесткая цензура, осуществляемая советом, осталась. Его деятельность очень напоминает те времена, когда изделия подгоняли под идеологически выверенный штамп, в результате чего первоначальная идея выхолащивалась и всякое авторство теряло смысл. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что затраты на консультацию и согласование повышают себестоимость игрушек, а значит увеличивается их цена. Производителям это невыгодно, покупателям тем паче. Спрашивается, кто же в данном случае выигрывает? Пожалуй, только господа чиновники.

— Анатолий Васильевич, не могли бы вы подкрепить свой рассказ конкретным примером.

— Четыре года (в условиях рынка!) мы не можем внедрить новую игру «Детские кубики с изображением пиктограмм». Речь идет о емкой информации без текстового сопровождения. Как выяснилось, значение слова «пиктограмма» многие просто не знают, даже воспитатели детских садов. Но еще хуже, что весьма нечеткое представление о данном понятии имеют некоторые специалисты, заседающие в МХТС, а также привлеченные к оценке нашей игры ученые рецензенты со степенью кандидата наук.

На кубиках размещено 100 пиктограмм. Рядом с каждой находится буква. Причем, разрабатывая новую игру, мы старались сделать ее универсальной, понятной детям разных стран. В частности, кроме украинских, поместили еще четыре буквы русского алфавита. Что строить из таких кубиков, ребенку подсказывает его воображение, а взрослые объясняют: вот тут «картинка» обозначает дорожный знак «Осторожно—дети», а другая — «Путешественник». Кстати, именно с ней связана история, достойная стать фабулой анекдота. Дама-рецензент искренне удивилась: почему, мол, здесь поставлена буква «М»? Я отвечаю, что данная пиктограмма означает «Мандрівник». «Но «М» у многих ассоциируется с мужским туалетом!» — возмутилась она. «Так ведь игра базируется на украинском алфавите, — растолковываю строгой ревнительнице нравственности. — Значит в том случае, который вы подразумеваете, стояла бы буква «Ч». Как видите, доходит до курьезов.

Но все не так смешно и невинно, как может показаться на первый взгляд. Нам заявляют, что, к примеру, копытца у свиньи изображены неверно, а на другом рисунке у ежика непохожие иглы: давайте, мол, нам — мы доработаем. Иначе говоря, методисты МХТС предлагают себя в соавторы. Естественно, за соответствующее вознаграждение. Думаю, согласись мы, и новые кубики давно бы уже лежали на прилавках. Времена настали новые, но чиновники возвели перед «Пакетом» глухую стену. Хоть выпускай еще одну игру, посвященную дяденькам и тетенькам-бюрократам. Условие одно: попасть из точки А в точку Б, расстояние между которыми 10 сантиметров, самым дальним, запутанным и долгим путем.

— Но рынок быстро заполняет свободную нишу. Пока ваши новые игры терзают рецензенты, на прилавках украинских магазинов могут появиться аналогичные зарубежные наборы. Вы такой поворот событий предвидите?

— К великому сожалению, уже появились. Более того, за те четыре года, в течение которых нашей новой игре не дают зеленого света, чешские и китайские фабрики обновили свою продукцию уже несколько раз. Выходит, наши чиновники льют воду на мельницу зарубежных конкурентов и помогают создавать в их странах новые рабочие места. Детские кубики с изображением пиктограмм непременно увидят свет и окажутся в массовом производстве. Но вопрос, откуда они к нам придут? А ведь мы сами умеем изобретать и выпускать хорошие вещи.

Нужно ли рассматривать каждую новую игру на межведомственном художественно- техническом совете? Уверен, не следует. В условиях рынка не может существовать столь громоздкая и неуклюжая система согласований и утверждений. По-моему, давно пора ликвидировать ненужные структуры и таким образом облегчить путь отечественной продукции от производителя к потребителю. Подобной точки зрения придерживаюсь не только я. Приведу короткие выдержки из двух писем, полученных мною как президентом ассоциации «Укрспілупаковка». «Устаревшая методика утверждения изделий на МХТС при Министерстве образования и науки Украины действительно ограничивает творческую инициативу нашего предприятия, а украинский потребитель теряет возможность приобрести новые изделия — более дешевые и превосходящие прежние по своим художественно-техническим показателям», — пишет председатель ОАО «Теребовлянская фабрика елочных украшений» А. Мельник. А вот мнение председателя правления ОАО «Черноморская игрушка» В. Шевелева: «Необходимо упростить вопрос постановки продукции на производство. Главным должны быть конкурентоспособность и реализация продукции. Утверждение эталонов- образцов в МХТС считаю нецелесообразным. Тем более, что вся продукция проходит обязательную сертификацию».

— Анатолий Васильевич, еще один вопрос. Тормозящих и направляющих организаций у нас пруд пруди, а есть ли хоть одна, так сказать, поощряющая, способная присудить создателям новой игрушки, скажем, приз за оригинальность идеи и высокое качество ее воплощения?

— Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. По моему предложению, в Украине недавно введена ежегодная «Звезда упаковки» (замечу в скобках, что за границей подобный приз вручают уже более 30 лет). Так вот, по аналогии я советовал руководству межведомственного научно-технического совета сменить кнут на пряник и проводить всеукраинский конкурс на лучшие игры с присуждением призовых мест, что, как нетрудно догадаться, стало бы для производственников хорошим стимулом. Но МХТС верен себе. В ответ на мою идею — ни звука. Очевидно, его сотрудникам ставить рогатки и «не пущать» приятнее, чем поощрять.