UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выживая, «АвтоЗАЗ» полностью переключается на экспорт

В текущем году АО «АвтоЗАЗ» поставляло на внутренний рынок в среднем около 25% своей продукции , на экспорт - 75%...

В текущем году АО «АвтоЗАЗ» поставляло на внутренний рынок в среднем около 25% своей продукции , на экспорт - 75%. Однако с ноября ситуация коренным образом меняется: завод намерен приостановить поставки легковых автомобилей украинским потребителям и полностью сосредоточиться на поставках за рубеж, тем самым увеличив экспорт своей продукции в страны СНГ. Об этом сообщил заместитель генерального директора предприятия Юрий Лесняк.

Данное решение принято руководством предприятия после того, как с 1 ноября 1995 года для него перестали действовать льготы по уплате НДС, налога на прибыль, акцизного сбора, предоставленные ранее украинским парламентом. Кроме того, по словам Ю.Лесняка, поставщики электроэнергии и природного газа отказываются принимать автомобили в качестве оплаты.

В связи с отменой льгот, розничная цена на автомобили, выпускаемые АО «АвтоЗАЗ», увеличится почти в 2 раза. По расчетам специалистов, ЗАЗ-1102 «Таврия» будет стоить 1.200 млн крб., или около около $6500, а ЗАЗ-1105 «Дана» - 1.400 млн крб., или около $7500, что делает их неконкурентоспособными.

Основными покупателями легковых автомобилей Запорожского автозавода нынче являются страны СНГ, в частности Россия, Казахстан, Узбекистан. В 1994 году экспорт автомобилей составил порядка 13 тыс. (из 90 тыс. выпущенных заводом).

Впрочем, в последние годы производство легковых автомобилей значительно сокращается. Ожидаемый их общий выпуск в 1995 году, по расчетам специалистов завода, составит не более 65 тыс. Для сравнения: в 1992 и 1993 годах этот показатель составлял соответственно 132,5 тыс. и 62,9 тыс. По мнению специалистов Минмашпрома, производство автомобилей сокращается из-за низкой покупательной способности населения Украины.

Что же дальше? Забрезжит ли свет в конце тоннеля? Если судить по Государственной программе автомобилестроения, то безусловно. Согласно ей производство легковых автомобилей на заводе к 2000 году планируется довести до 550 тысяч штук в год. Нынче общая мощность предприятия составляет 150 тысяч автомобилей в год. Кроме того, устанавливаются дополнительные производственные мощности, которые позволят выпускать еще 220 - 250 тысяч автомобилей в год. Вот только найдется ли в Украине и других странах СНГ столько денежных покупателей?