UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Вторые руки" "на горле" украинского легпрома

Журналистов удивить трудно.

Автор: Надежда Гоцуенко

Но когда на недавнем мероприятии, "рафинированную" публику для которого тщательно отбирали, в ответ на предложение поднять руки ("только честно!") тем, кто не брезгует носить одежду "с чужого плеча", откликнулись 90%, это был еще тот наглядный показатель. Можно было бы считать это делом вкуса, если бы не цифры: бюджетные потери из-за "секонда" - 4,5 млрд грн в год, потери рабочих мест - 45 тыс. Неужто множащиеся в Украине секонд-хенды победят легкую промышленность?

Украинские производители "примеряются"

Чтобы узнать, как обстоят дела в украинской легкой промышленности, довелось обратить внимание на актуальную выставку Techtextil и Texprocess 2019 во Франкфурте. На этой престижной международной площадке передовых технологий наши производители сверяли тенденции отрасли. Более 60 руководителей предприятий легпрома из Украины, в числе которых посланцы не только столицы и таких областных центров, как Одесса, Харьков, Львов, Чернигов, Запорожье, Ровно, Луцк, Черкассы, Ужгород, но и городков поменьше - Новоград-Волынского, Прилук, Корсунь-Шевченковского, Ирпеня, Фастова - прибыли в этот признанный европейский центр, чтобы "на других посмотреть" и "себя показать".

Именно там, благодаря современным средствам коммуникации, я отыскала президента-председателя правления Ассоциации "Укрлегпром" Татьяну Изовит, от которой узнала не только о том, что впервые за все время действия этой престижной выставки был представлен специальный каталог дюжины лучших профильных украинских предприятий, но и красноречивый факт: только за первые два дня работы выставки статистика посещений стендов посланцев из Украины показала увеличение интереса к ней на 7% -Texprocess и на 31% -Techtextil.

Конечно, не все столь безоблачно нынче в украинской легкой промышленности. Но среди важных вопросов, от решения которых зависит ее дальнейшая судьба, есть один, особенно "любимый" украинскими швейниками, - возрастающее число магазинов дешевых, бывших в употреблении вещей, т.н. секонд-хендов.

Торговля секондом является ярким примером разрушительного характера реализации товаров на внутреннем рынке без учета. Ввоз и реализация товаров группы "секонд-хенд" - сверхприбыльный бизнес общенационального масштаба, представляющий угрозу безопасности страны и создающий ей негативный имидж. Ведь продолжает расти объем импорта одежды и других изделий б/у, составляющий более половины общего количества ввоза в Украину готовых товаров легпрома (к примеру, только в 2017 г. объем импорта секонд-хенда составил 121,7 тыс. тонн, что на 21,5% больше, чем в предыдущем).

Просматривается и опосредованный вред секонд-хенда. Ведь под видом "гуманитарки" или импорта под кодом 63090000 "Одежда и другие изделия, бывшие в употреблении", на территорию Украины ввозится новая высококачественная одежда и обувь известных мировых брендов в килограммах по таможенной стоимости чуть более 1 долл. США за кг, а продается потом поштучно, что приводит к прямому уклонению от полной оплаты налоговых и таможенных платежей, неполному поступлению средств в госбюджет и искривлению конкуренции на внутреннем рынке.

Не превратиться бы в страну секонд-хендов…

Как некоторым согражданам удается быстро и безошибочно "отловить" в массе секонд-хенда вещь качественную, престижной марки, и при этом новую - загадка. Но именно этот навык помогает некоторым не только приодеться, но и выжить. Словом, к секонд-хенду наш народ относится положительно.

Например, моя знакомая возраста 50+, попав под сокращение и столкнувшись с нынешними жесткими кадровыми реалиями, когда при поисках работы ей задавали всего один вопрос (конечно, о возрасте), на чем, собственно, разговор и прекращался, в прямом смысле слова "кормится" за счет секонд-хендов. В день завоза в облюбованный ею магазин женщина приходит туда задолго до открытия. И как только получает возможность войти, стремглав несется к стойкам. Найти новую, "фирменную" вещь "с биркой" - это и есть ее заработок, поскольку потом она приносит "улов" домой, стирает, наглаживает, фотографирует и выставляет на продажу через Интернет.

Так немолодая киевлянка, реализовав даже пару вещей в месяц, получает доход, соизмеримый с ее будущей пенсией, до которой у нее нет возможности доработать легально. И я не возьмусь ее за это осуждать.

В равной степени как и жителей сельской местности, которые, наторговав энную сумму денег на близлежащей ярмарке, перед отъездом домой заглядывают в ближайший секонд-хенд. Ярмарки проходят в конце недели, когда в магазинах известной сети вещей б/у сбрасывают цены. Казалось бы: за низкую стоимость (19, а то и 11 грн за единицу) можно купить разве что тряпки, годящиеся на ветошь. Однако приходится регулярно наблюдать картину, как селяне выносят из этого секонда большие, доверху набитые пакеты. Значит, существует реальный спрос и на такой товар тоже.

Не будем спорить и о том, есть ли необходимость в самом существовании магазинов секонд-хенда не только потому, что многие украинцы, живущие "за чертой бедности", одеваются преимущественно в них и годами не видят обновок. Но еще и потому, что в лентах предлагаемых кадровыми порталами вакансий для безработных с завидным постоянством мелькают такие предложения: сортировщик "бэушных вещей", продавец, работник склада, грузчик, кладовщик секонд-хенда и т.п. (Конечно, следует помнить о том, что секонд-хенды, вытесняя украинских швейников, "съели" массу рабочих мест, однако "взамен" дают некоторую толику новых).

Наверху этой пирамиды из товаров б/у, дающих возможность выживать многим соотечественникам, пребывают (и при этом весьма неплохо себя чувствуют) предприниматели, занимающиеся ввозом и реализацией подержанных вещей. К примеру, бывшая журналистка, а ныне владелица небольшого магазинчика секонд-хенда в пригороде столицы, мечтает о том, чтобы плавно ввести свою подрастающую дочь в курс дела, считая, что тем самым ее дочка будет неплохо пристроена. "На хлеб, и не только с маслом, ей точно хватит", - резюмировала свои планы бизнес-вумен.

И это лишь маленький пример небольшого магазинчика. Что уж говорить о тех, кто занимается секондом в больших масштабах? Нынче это весьма крупный бизнес, представители которого могут себе позволить нанимать работников для стирки, глажки, сортировки, переоценки и придания привлекательного внешнего вида одежде с чужого плеча. Каждая единица такого товара располагается на персональной вешалке, имеет свой ценник, падающий за неделю на 10-20%, - все учтено и просчитано.

Как рассказал один из украинских продавцов подержанной привозной одежды, вещи к нам везут в основном из Европы - Англии, Германии, Италии. Там их сбором занимаются компании, имеющие на это гослицензии. Они устанавливают на улицах контейнеры, в которые люди сбрасывают ненужные одежду и обувь. Или же пакеты для сбора вещей вешают на ручки дверей домов и квартир. В назначенный день, указанный на пакете, люди наполняют его вещами и выставляют за дверь. За неделю сборщики получают тонны товара, который сортируют, не раскрывая тюков, - просто ориентируются на место сбора. Его отправляют в другие страны, в т.ч. - в Украину.

Чтобы победил сильнейший…

Стоит вспомнить, что весьма серьезная атака на точки продажи секонд-хенда случилась весной 2013-го. В Верховной Раде был зарегистрирован соответствующий законопроект. Предлагалось: на рынке останутся лишь комиссионные магазины, товары с бирками, на кассе - чек, а вещи можно вернуть. Главное, что предполагалось вовсе исключить продажу одежды на вес (т.е. откровенный секонд-хенд).

Тогда представители Госпотребинспекции вообще отнекивались: мол, секонд они вовсе не контролируют, с жалобами к ним не обращались, а сами они в такие места не наведывались. Впрочем, законопроект не прошел. А в минувшем году СМИ облетела информация: 54% импорта готовой продукции легпрома составляют именно товары секонда, и Украина заняла третье место в мире по его импорту. Об этом сообщила президент-председатель правления Асcоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Татьяна Изовит. Она добавила, что наша страна занимает непочетное третье место в мире по экспорту секонда, пропустив вперед лишь Пакистан и Малайзию. В десятке рьяных потребителей секонда также: РФ, Камерун, Гватемала, Кения, Индия и Тунис. Как отметила председатель правления, проблема с секонд-хендом в Украине существует не один десяток лет. Его качество никто не контролирует. Кроме того, часто под видом такого товара завозят новые вещи. Все эти факторы создают неконкурентные преимущества для его импортеров по сравнению с украинскими производителями. По словам Татьяны Изовит, государство должно решить вопрос с секонд-хендами, борьбы с контрабандой и изменения налоговой политики.

Думаете, бароны и баронессы рынка секонда очень сильно испугались? Наоборот, эксперты легпрома прогнозируют, что мировой рынок подержанной одежды к 2022 г. вырастет в два раза и в деньгах обойдет даже масс-маркет.

Между тем само не то что существование, но и бурное процветание секонд-хендов нынче становятся своего рода проверкой на готовность Украины к рыночным реформам. Ведь, с одной стороны, если ограничить ввоз и торговлю одеждой б/у, то это, вероятно, и поможет нашим производителям, но увеличит доходы торговцев китайским товаром. С другой - запрет ввоза подержанных вещей и их реализации в пользу украинских швейников, скорее всего, будет негативно воспринят на Западе. Совсем нетрудно также предположить, что и впредь в защиту секондов будут выступать разного "окраса" политики, преследуя при этом свои интересы…

"Как в этой ситуации может конкурировать отечественный производитель, который законопослушно платит налоги? - задался вопросом основатель группы компаний "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский. - Ни одна фабрика, ни одно ателье не сможет предложить за качественную продукцию цену меньшую, чем стоит товар, завезенный под видом и на условиях "секонд-хенда".

Но как же достичь разумного баланса, чтобы в борьбе за своих сторонников победил сильнейший? В резолюции Всеукраинского съезда легкой промышленности, состоявшегося в канун нынешнего года, определены основные шаги развития отечественного легпрома. Нужно, по мнению его делегатов, решить ряд проблем. Например, кадрового дефицита (упростить процедуры возможностей привлечения на производство молодежи до 18 лет, инвалидов, иностранцев, сельского населения (с компенсацией транспортных перевозок до места работы и т.п.); рационально направить средства государственного и местных бюджетов, которые тратятся на оплату услуг по подготовке специалистов из числа граждан Украины, обучающихся по госзаказу). Также решить вопрос детенизации внутреннего рынка. Швейники предлагают внедрить механизм всеобщего учета в торговле при помощи современных регистраторов расчетных операций, а еще - внедрить действенный санитарно-гигиенический контроль товаров "секонд-хенд".