UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВТОРОЙ ОДЕССКИЙ: ПО ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ

Второй украино-российский деловой форум, собравший в Одессе 26—28 сентября свыше 300 участников, прошел под знаком ЕЭП...

Автор: Нина Перстнёва

Второй украино-российский деловой форум, собравший в Одессе 26—28 сентября свыше 300 участников, прошел под знаком ЕЭП. Политики и чиновники, бизнесмены и политологи рассматривали проблемы экономического сотрудничества между двумя странами в контексте подписанного в Ялте соглашения о создании Единого экономического пространства. Нынче бизнесмены с интересом ждут, что из этого получится. Что такое ЕЭП — реальность или иллюзия? Игра в единое экономическое пространство или действительно новый союз? И каков он? Каковы условия для развития экономических связей будут созданы? Будет ли, наконец-то, сформирована единая законодательная база или правила игры будут по-прежнему меняться?

С точки зрения российской стороны, существует две проблемы, по решению которых можно оценить, будет ли в действительности сформировано ЕЭП. Первая — это единый таможенный тариф, без которого зона свободной торговли не возможна. Вторая — наднациональный орган, создание которого болезненно и наталкивается на Конституцию. Что же касается главного камня преткновения — интеграции Украины в ЕС, то на форуме была видна шаткая позиция в этом вопросе украинской стороны.

Заместитель главы администрации Президента Украины Алексей Ищенко отметил, что создание зоны свободной торговли между государствами–участницами СНГ все эти годы тормозилось Россией. Вместе с тем ее формирование на нормах и принципах ВТО позволило бы давно решить комплекс проблем правового, финансового и таможенного характера. При этом, отмечая необходимость создания ЕЭП, он подчеркнул, что Украина ни коим образом не намерена отступать от избранной цели — интеграции в ЕС. И все предпринимаемые шаги должны рассматриваться через призму достижения этой цели. Но рассматриваются ли — вот в чем вопрос.

Россияне в этом отношении были более прямолинейны. Выступая перед участниками форума, заместитель генерального директора компании «Русал-УК» Александр Лившиц недвусмысленно дал понять: быть сегодня и в Евросоюзе, и в ЕЭП не получится. «Одна страна не может быть одновременно в двух зонах свободной торговли, — пояснил он. — Это невозможно равно так же, как невозможно сразу войти в два поезда. И не важно, куда они движутся — в одну сторону или разные». Правда, при этом он заметил, что, вступив в ЕЭП, Украина может покинуть его пределы, когда будет готова для интеграции в ЕС.

Какие конкретно выгоды от создания ЕЭП будут иметь Россия и Украина, речь на форуме не шла. За исключением некоторых нюансов. Скажем, как быть с НДС? Данный налог создает массу сложностей, но при его отмене, к примеру, Россия теряет 10 млрд. долл. своего внешнеэкономического баланса. Между тем, не вдаваясь в детали, соглашение о создании Единого экономического пространства его участники восприняли как реальный шанс к формированию зоны свободной торговли и устранению преград на пути передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В связи с этим они без всяких оговорок приняли заявление о поддержке соглашения о создании ЕЭП, подписанного президентами четырех стран.

Кстати, принятие в Ялте данного документа отчасти способствовало интересу, который проявили бизнесмены к форуму в Одессе. А в нем приняли участие свыше 120 представителей предприятий, компаний и банков России и Украины. Среди них с российской стороны — ЗАО «Татнефть», «ЛУКойл», ЗАО «Нобель-Ойл», ОАО «Банк Москвы», Новолипецкий металлургический комбинат, представители алюминиевой (УК «РУСАЛ»), алмазной промышленности, зернотрейдеры и московские строительные фирмы. С украинской — ООО «Украинский алюминий», ОАО «Азовмаш», объединение «Волыньлес», ОАО «Донецкоблэнерго», ГАК «Хлеб Украины», порты, ликероводочные и винодельческие предприятия и другие. Кроме бизнесменов в форуме участвовали и представители властных структур — администраций президентов России и Украины, Московской мэрии. И губернаторы. Наши руководители областей прибыли чуть ли не в полном составе, а кто не смог, прислал своих замов. С российской стороны было десять глав регионов во главе с губернатором Орловской области Егором Строевым.

В мае этого года губернаторы уже встречались в Одессе. Тогда было принято решение о создании постоянно действующего совещания «Содружество регионов». Благодаря этому содружеству, подкрепленному усилиями губернаторов Орловской области Егора Строева и Одесской области Сергея Гриневецкого, второй форум и прошел в таком представительном составе.

Одесса постаралась к данному мероприятию подготовить пассажирский лайнер «Тарас Шевченко», стоявший на ремонте на Ильичевском судоремонтном заводе. На теплоходе в неформальной обстановке, с выходом в море, с дегустацией вин и крепких напитков, с пивом и раками и проходила встреча представителей власти и бизнеса.

Состоялась и Черноморская конференция грузовладельцев и транспортников с участием представителей Минтрансов Украины и России. Ее участники договорились ежегодно собираться в рамках украинско-российского форума для согласования и выработки предложений по транспортировке грузов в Черноморско-Азовском бассейне и через прилегающие внутренние водные пути обеих стран. Недавно правительство России наконец-то предоставило судам под украинским флагом права транзитного прохода по своим внутренним водным путям. В частности, по Волге и Донскому каналу. Однако в связи с подписанием соглашения о ЕЭП, к примеру, Украинское Дунайское пароходство надеялось получить разрешение не только на транзитный проход судов, но и на грузовые операции в российских портах. Однако на конференции представитель Минтранса России отнесся к данному предложению весьма скептически, дав понять, что такое право Россия предоставить не может. Кстати, в связи с соглашением «четырех» УДП надеется получить разрешение на выход в Каспийское море и порты Казахстана.

В который раз поднимался вопрос о гармонизации железнодорожных тарифов на перевозки грузов в направлении морских портов двух стран. В первую очередь от этого страдают украинские предприятия. Россиянам решили показать возможности Ильичевского порта. Особый интерес вызвал новый топливный терминал. Со стороны московских фирм уже поступил ряд запросов на перевалку мазута.

Как всегда, особый интерес вызвала встреча аграриев, на которой присутствовали зернотрейдеры и представители транспортных предприятий. В отличие от Украины, Россия в этом году собрала неплохой урожай зерновых. Только Центральная часть РФ может продать на экспорт около 5 млн. тонн зерна. Орловская область, к примеру, сегодня поставляет в Украину 100 тыс. тонн зерна. Подписан договор еще на 300 тыс. тонн. Ростовская 60 тыс. тонн зерна поставит Донецкой области...

В ходе встречи обсуждался вопрос о создании объединенного украинско-российского зернового рынка, рынков сахара и материально-технических ресурсов. Было принято решение создать постоянно действующий координационный совет по налаживанию связей в АПК. И данному органу поручили проработать ряд вопросов. В частности, создания в регионах Украины и России постоянно действующих выставок, а также изучения возможности разлива вин одесских товаропроизводителей на предприятиях Орловской области.

В форуме приняли участие крупные строительные компании Москвы. В том числе ЗАО «Интеко», которое возглавляет жена мэра Москвы Елена Батурина. В составе московской делегации был и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, курирующий вопросы градостроительства. Строительные компании проявили интерес к возведению жилья в Одессе. И намерены вкладывать в этот сектор свои капиталы. Сотрудничество сдерживается неурегулированностью механизма отвода земельных участков под строительство и согласования документов. В связи с этим в рамках форума было принято соответствующее решение. К слову, одесские строительные фирмы сталкиваются с теми же проблемами.

Если говорить о сотрудничестве в финансовой сфере, то еще по итогам первого форума было принято решение о создании международного депозитарного центра, сформирован соответствующий оргкомитет, но почему-то реализация этого проекта затягивается. Так что участникам второго форума пришлось заострить на этом свое внимание.

В общем, в этом году, после двух последних лет стагнации в развитии украинско-российских отношений, как отмечалось на форуме, возобновился общий рост объемов торговли между двумя странами. В первом полугодии он увеличился на 34,8% (или на 1,46 млрд. долл.) и составил около 5,65 млрд. долл. При этом рост украинского экспорта увеличился на 28,54 % и составил 1,85 млрд. долл. Как отмечали участники форума, все это благодаря тесным связям между двумя странами. И вот таким встречам деловых и политических кругов Украины и России.