UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГИПСОКАРТОНА

Сфера бизнеса, связанная с производством и реализацией гипсокартонных систем, представляет собой довольно лакомый кусок большого «строительного пирога»...

Автор: Нина Григоренко

Сфера бизнеса, связанная с производством и реализацией гипсокартонных систем, представляет собой довольно лакомый кусок большого «строительного пирога». Темпы развития этого рыночного сегмента столь внушительны (35—40% в год), что им может позавидовать любая другая отрасль. По имеющимся данным, текущая емкость украинского рынка гипсокартона составляет около 20 млн. кв. м, но потенциал его развития неизмеримо больше. Если в развитых странах Европы на человека приходится примерно 5—6 кв. м гипсокартона в год, в США — около 10 кв. м, то в Украине — всего 0,3 кв. м. Перспективы развития, как говорится, налицо. И это хорошо понимают все участники рынка, стремясь как можно убедительнее обозначить свое присутствие на нем. Пока лучше других это удалось сделать немецкой фирме KNAUF и созданному при ее инвестиционной поддержке киевскому заводу «Строймак Кнауф», который уже на правах отечественного производителя контролирует около 70% гипсокартонного рынка Украины.

Новое — хорошо забытое старое

Гипсокартонные листы (плиты) — далеко не новый вид продукции на отечественном рынке строительных материалов. Сухую гипсовую штукатурку (как называли раньше гипсокартонный лист) начали производить в Украине еще с начала 50-х годов. Однако должного распространения на рынке данный продукт не получил — устаревшие технологии производства использования гипсокартона не способствовали его внедрению в практику строительства. Только в последние годы, по мере продвижения на украинский рынок технологий «сухого строительства», реальные возможности и преимущества гипсокартона получили должную оценку. Началось активное развитие бизнеса, связанного с импортом, а затем и с производством гипсокартонных систем.

Среди известных нам компаний, которые занимались производством гипсокартона еще в советский период, можно назвать Деконский комбинат строительных деталей (ныне — ЗАО «Деконский гипс», г.Соледар, Донецкая обл.), Харьковский завод гипса и сухой штукатурки (ныне — ЗАО «Харьковский завод строительных материалов») и Киевский завод строительных материалов (ныне — ЗАО с иностранными инвестициями «Строймак Кнауф»). Уже в послеперестроечное время (в конце 1999 года) этот список пополнила крымская гипсовая компания «Контур» (г.Керчь, учредитель — строительная фирма «Консоль»), возникшая на базе Керченского завода строительных материалов.

Справедливости ради отметим, что сегодня гипсокартонные плиты стабильно (а точнее, с ежегодным приращением объемов) выпускает только киевский завод «Строймак Кнауф». Предприятия в Харькове и Соледаре перестали изготовлять «сэндвичи» из гипса и картона еще в начале 90-х годов. А керченский «Контур», производственные мощности которого позволяли выпускать около 2 млн.кв.м гипсокартона в год, так и не смог закрепиться на рынке и фактически прекратил свое существование.

Преимущества «сухих» технологий

Гипсокартонные конструкции применяют сегодня для отделки стен, потолка и устройства перегородок в помещениях, хотя могут быть и другие варианты.

Наиболее популярны в Украине обычные гипсокартонные плиты толщиной 12,5 мм (по имеющимся оценкам, до 60% продаж приходится именно на них). Около 20% продаж составляют влагостойкие плиты толщиной 12,5 мм и около 10% — обычные плиты толщиной 9,5 мм.

Потребление растет, а импорт сокращается

Еще пять-шесть лет назад на украинском рынке гипсокартона преобладал исключительно импортный товар (хотя объемы его продаж вряд ли можно было назвать впечатляющими). Он был представлен такими известными производителями, как KNAUF, LAFARGE, RIGIPS, которые завозили продукцию со своих заводов в Австрии, Германии, Польше, России, Франции и других странах. Однако сегодня ситуация коренным образом изменилась: во-первых, значительно увеличилась емкость самого рынка (c 3 млн.кв.м в 1998 году до 20 млн.кв.м в 2002-м), а во-вторых, поток импортного гипсокартона заметно иссяк — его доля на рынке уменьшилась со 100 до 30%.

Непосредственным «виновником» столь быстрых и разительных перемен стал киевский завод «Строймак Кнауф», возникший в 1998 году благодаря немецким инвестициям на базе обанкротившегося к тому времени предприятия. Первоначальные вливания, направленные на модернизацию производства и выплату накопившихся долгов, составили 25 млн. евро. В феврале 1999-го завод выдал первую продукцию. Всего в этом году объем производства гипсокартонных плит составил около 4 млн.кв.м, а уже через два года предприятие вышло на 10-миллионный рубеж. В марте 2002 года была завершена еще одна реконструкция завода, которая продолжалась практически без остановки конвейера примерно 10 месяцев и обошлась в около 5 млн. евро. В результате производственные мощности предприятия достигли 30 млн.кв.м гипсокартона в год, что с лихвой покрывает сегодняшние потребности украинского рынка.

Теперь и сырье не привозное

Однако на этом инвестиционные планы KNAUF в Украине не заканчиваются. Значительные деньги вкладываются в развитие сырьевого обеспечения производства. До недавнего времени все сырье для производства гипсокартона закупалось за рубежом (в частности, хорошего качества гипсовый камень завозился из Молдовы, из карьера, который, кстати, тоже принадлежит фирме). Сейчас, получив лицензию на разработку Нырковского месторождения гипсового камня в Донецкой области, немцы задействовали и местные источники сырья. Здесь же, рядом с месторождением, будет располагаться и второй гипсокартонный завод KNAUF в Украине. При этом общие инвестиции фирмы в Донецком регионе составят примерно 10 млн. евро.

Перспективы тоже местные

По оценкам операторов рынка, в ближайшей перспективе объемы продаж гипсокартона будут возрастать примерно на одну треть ежегодно.

Предполагается также соответствующий рост продаж металлопрофиля и комплектующих для гипсокартонных систем (крепежных элементов, красок, обоев, штукатурки, шпаклевочных масс, клея, самоклеющейся ленты), а также необходимых инструментов.

Изменения в ассортименте могут коснуться увеличения предложения так называемых «спецпродуктов» (специальных акустических, гигиенических, огнеупорных плит, «сухих» гипсовых полов и т. д.).

Следует также отметить, что просто продавать гипсокартон сегодня уже не так выгодно, как предлагать полноценную техническую поддержку заказчикам: консультации по применению, помощь в расчетах и проектировании, согласовании разрешительной документации и т. п. Именно в таком подходе видят перспективу развития своего бизнеса основные участники гипсокартонного рынка Украины.

Комментарий эксперта

Хайнер Гамм,
генеральный директор
международной группы KNAUF:

— Могу сказать откровенно: вначале было довольно сложно. Наша продукция — гипсовая плита — была практически неизвестна на рынке, качество же гипсокартона, производимого во времена Советского Союза, оставляло желать лучшего. Поэтому пришлось не только создавать рынок практически с нуля, но и преодолевать сложившееся у потребителей недоверие к этому продукту. В первые годы прибыли мы не имели. Но постепенно завод «Строймак Кнауф» развивался, и, например, последняя его реконструкция, позволившая удвоить мощности предприятия, финансировалась уже полностью из полученной прибыли. Кстати, предприятие, которое мы намерены развивать в Донецком регионе, также будет финансироваться за счет реинвестиций из собственной прибыли.